Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в начальной школе.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в начальной школе.
Автор: Румянцева Ирина Юрьевна

Педагог дополнительного образования, учитель-логопед,учитель начальных классовРумянцева Ирина ЮрьевнаИП Румянцева И.Ю.Публикация на тему :"Духовно-нравтвенное и патриотическое воспитание в начальной школе "Воспитание патриотической личности является важной задачей педагогики. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Патриот это человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, нужна система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, учеников, родителей и общественных организаций. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.Основным средством воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, познанию мира, русскому языку, математике есть  много  материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны.       Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.        Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Патриотизм имеет характерные черты верность, терпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России. Патриотическое воспитание формирует такие нравственные качества, как: любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и процветающим, любовь к своему народу и к семье. Я уделяю много времени патриотическому воспитанию своих учеников. Провожу следующую работу: проведение бесед на темы, посвящённые истории нашей Родины, чтение произведений о Родине, о природе нашей страны с последующим проведением классных часов, посвящённых обсуждению прочитанного материала. Это и просмотр фильмов по истории и окружающему миру с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников, за красоту и бескрайние просторы нашей Родины. Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Любой учитель всегда может подобрать необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как бы исподволь подводя его к нужному мнению. Главное, чтобы каждый хотел участвовать в такой работе по мере своих сил. Пусть родители помогают своим детям в поиске. Такая работа объединяет и сплачивает семьи. В результате мы заставляем каждого ученика изучать историю страны и узнать, какой вклад принесла его семья в развитие города, страны. Через совместную работу мы помогаем ему гордиться своими родными, своим городом, своей Родиной.Начиная с первого класса, включаются задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Уже в «Азбуке» под редакцией Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. есть вопросы и задания по изучению истории родного края, города, своей страны, ознакомление с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Дети узнают, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда появились. На уроках литературного чтения  дети с учителем читают великие книги с огромным нравственным потенциалом, чтобы на уроке дети   думали над прочитанным, сопереживали героям, оценивали их поступки, осмысливали их проблемы, соотносили их жизнь со своей жизнью,  старались поступать в соответствии с нравственными нормами. В учебниках ,авторы которого Климанова и Горецкий много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Не нужно думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, современный ребёнок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше. Чем глубже, полнее, ярче и содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенно скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное они помогут учащимся на доступных,близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной. В учебнике по окружающему миру «Мир вокруг нас», автор Плешаков А. А. чтобы любить природу, надо её изучать. Изучение природы - эту задачу решает курс «Окружающий мир», одной из задач которого является научить ребёнка самого находить ответы на интересующие его вопросы. Необходимо учить детей работать с дополнительной литературой: готовить сообщения, искать ответы на вопросы, составлять кроссворды, викторины. Изучая тему «Полезные ископаемые» открывается то, что наша страна богата полезными ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в развитии и процветании. В учебнике для 2 го класса изучаются темы «Достопримечательности города Москвы и Санкт - Петербурга», «История Московского Кремля». В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок можно построить так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства. Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь к ближнему: маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, не предавать друзей, близких им людей, воспитывать «чувство локтя». Этому способствует утренники, проводимые в классе и школе во внеурочное время, музыкально литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей. Каждый учебный год проводится урок, который называется «Я - гражданин». Цель этого урока вызвать у детей интерес к стране, дать представление о родном крае, о стране, в которой они живут. Любовь к своей стране неразрывно связана с любовью к своим близким и родным.   Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во многих  семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Задачей является - правильно организовать занятия в данном направлении. Как гласит народная мудрость: «Без корня и полынь не растёт», поэтому невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своей семье, к своим истокам. Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины - изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории. Для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Такая работа осуществлялась на уроках  ИЗО и технологии. Знание культурных корней своего народа необходимо прежде всего потому, что оно позволяет по- настоящему уважать и ценить общечеловеческие и эстетические нормы, любить Родину. Знакомство с народным творчеством русского народа на уроках чтения, разучивание песен на уроках музыки, знакомство с народными играми , с различными видами декоративно- прикладного искусства на уроках изобразительного искусства и трудового обучения, знакомство с одеждой, домашней утварью, укладом жизни простого народа . Работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю должно быть небезразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло и гарантированныйБлагодарю за внимание.