" Из чего всё состоит"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Из чего всё состоит"
Автор: Горобец Валерия Витальевна

Открытый урок В.В. Горобец Тема: «Из чего всё состоит».Класс 3бКонспект урока окружающего мираТема урока: «Из чего состоит всё»Класс: 3бУМК: «Перспектива»Цели: закрепить понятие «тела»; познакомить с жидким, твёрдым и газообразным состоянием тел.Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с тремя состояниями тел; узнают отличительные черты каждого из них; научаться приводить примеры из жизни, ставить вопросы, делать выводы.Оборудование и наглядные пособия: учебники, кубик, воздушный шар, вода, сосуды разной формы, песок.Универсальные учебные действия:Личностные: - формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.Регулятивные:- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;- развитие навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации;- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.Познавательные:- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;- развитие навыка смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.Коммуникативные:- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);- умение координировать свои усилия с усилиями других;- формулировать собственное мнение и позицию;- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;- задавать вопросы;- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.Ход урокаI. Орг. момент Здравствуйте ребята! Садитесь. Я очень рада вас видеть. Надеюсь, у вас сегодня хорошее настроение и вы готовы к работе. Я попрошу хлопнуть в ладоши тех, кто будет внимательным, активным участником урока.II. Актуализация знаний: - Назови предметы общим словом – понятием:1)Стол, табуретка, шкаф, комод 2)Стакан, банка, графин, тарелка 3)Ложки, чайник, нож, кастрюля - Что объединяет эти три группы предметов? - Из чего человек делает вещи? - Откуда человек берет материалы для изготовления предметов? - Сделайте вывод на основании ваших высказываний.- Давайте попробуем на основании проведённой работы сформулировать тему урока в виде вопроса. Слайд 1.На этот вопрос нам предстоит ответить.III. Самоопределение к деятельности.- Когда вы читаете или слышите слово «тело», что представляете?В толковом словаре С. Ожегова есть такое определение: «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно-то и будет нас интересовать. Слайд 2( Учитель выставляет карточку-опору со словом «тела».)Телами называют все предметы и живых существ, окружающих нас. IV. Работа по теме урока.Сегодня мы совершим путешествие в мир веществ и узнаем, из чего всё состоит,А именно, что такое тела, вещества и частицы и выясним, чем они различаются, а что общего.Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы, или природные объекты. ( Учитель выставляет карточку-опору со словом «природные».)А есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственными телами.( Учитель выставляет карточку-опору со словом «искусственные».) Слайд 3- Рассмотрите схему. Телаприродные искусственные -Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов.-Назовите тела, которые относятся к группе искусственных объектов.Ученики заполняют схему в тетради(тела, природные, искусственные)Отгадайте загадки. Запишите в таблицу слова-отгадки.-Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов.1. В морях и реках обитает,Но часто по небу летает.А как наскучит ей летать,На землю падает опять. (Вода)2. Часто я в него смотрюсьПередним кружусь, верчусь.Свои косы заплетаюИ костюмчик поправляю. (Зеркало)3. Ты весь мир обогреваешьТы усталости не знаешь,Улыбаешься в оконце,И зовут тебя все ...(Солнце)4. Длиннохвостая лошадкаПривезла нам каши сладкой.Ждет лошадка у ворот —Открывай пошире рот. (Ложка)5. Зверька узнаем мы с тобойПо двум таким приметам:Он в шубке беленькой зимой,А в серой шубке — летом. (Заяц)(Взаимопроверка групп)3. Практическая работа.Все природные и искусственные тела состоят из веществ. Слайд 4. Соль, сахар, вода, глина, известняк – это вещества. Есть тела, которые образованы одним веществом (показ кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Веществами называют то, из чего состоят тела. Слайд 5, 6, 7. Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Чтобы убедиться, что эти частицы существуют, давайте проведем простой опыт. Опыт с водой и сахаром- У меня есть кусочек сахара и стакан с водой.Мне нужен один помощник. Опустим сахар в воду и перемешайте ложечкой. Что мы наблюдаем? Сначала сахар видим, но постепенно становится невидимым. Попробуйте воду на вкус. Она сладкая, значит, сахар не исчез, он остался в стакане. Почему же тогда он невидим? - Этот опыт показывает, что тела, а значит и вещества состоят из частиц.- Изучением частиц в веществах занимался великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Слайд 8. Он доказывал, что частицы бывают простыми и сложными. Сложные частицы состоят из простых. Позже ученые убедились в этом и назвали сложные частицы молекулами, а простые – атомами. В зависимости от того, на каком расстоянии молекулы находятся друг от друга, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся молекулы в твердых веществах. Слайд 9- У меня на столе вода, камень, воздух в воздушном шаре. Что объединяет всё это?- Чем они отличаются?- Подведём итог: тела могут находиться в разном состоянии – твёрдом, жидком и газообразном.- Какое тело в твёрдом состоянии? В жидком? Газообразном?- Как называется предмет у меня в руках? (Кубик)- Какой он формы?убической)- Я предлагаю положить кубик в воду. Какой он формы? (Кубической)- Какой он будет формы , если я его положу на стол? Зарою в песок? (Форма не изменится)- Сделайте вывод. (У твёрдых тел форма постоянна.) Вывод: в твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу. У твердых тел форма постоянная.- В каком состоянии вода? (В жидком)- Приведите примеры жидкостей.-Я налила воду в сосуд. Какой формы вода в сосуде?- Перелейте воду в стакан. Какой формы вода в стакане? (Цилиндрической)-Меняется ли количество воды, т.е. объем при переливании?- Сделайте вывод. (Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объём.) Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объем)- Воздух в шаре и тот , которым мы дышим, - это газ.- Помните шар. Что вы можете сказать о форме? (Газ меняет форму.)- Я сдавлю шар и часть его завяжу, уберу. Как вы думаете, объём воздуха изменился? (Да. Объём уменьшился.)-Сделайте вывод. (Газы не сохраняют форму и объём.) -Вывод: Молекулы при малейшей возможности разлетелись кто куда. Между ними нет никакого сцепления. Газы не сохраняют форму и объем. Ученики заполняют схему в тетради(частицы, твердое, жидкое, газообразное)V. ФизкультминуткаVI. Закрепление изученного.Работа в таблице. Распределение веществ на три категории : твердые, жидкие, газообразные.VII. Рефлексия.Закончите высказывания.
  • Все предметы и живые существа, окружающие нас, называются…..
  • Тела, которые относятся к природе, называются……
  • Вода, квас, бензин-это….
  • Стол, лёд, стакан-это….
  • Кислород, углекислый газ-это…
  • Самооценка (магнитные смайлики)VIII. Подведение итогов.- Где можно применить знания, полученные на уроке?- Где можно найти ответы на интересующие вас вопросы?Домашнее задание. Слайд 10.
  • Прочитать текст на с.50-53 учебника. Ответить на вопросы с. 53 в рубрике «Проверим себя»
  • Выполнить задания 1-4 (с.36-37) в рабочей тетради.