"Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера"
Автор: Харюшина Галина Михайловна


Развитие
математических способностей детей дошкольного возраста
посредством использования
палочек Кюизенера
Харюшина
Галина Михайловна,
воспитатель
КОГАУСО Межрайонный
комплексный центр
социального обслуживания населения
в Кирово-Чепецком районе
Пояснительная записка
Палочки Кюизенера – широко известный во всем мире материал, разработанный бельгийским математиком Джорджем Кюизенером. В 1952 году он опубликовал книгу Числа и цвета, посвященную своему учебному пособию.
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют числа в цвете, цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает (см. таблицу 1).
Таблица 1
Цвет
Длина
(в см)
Число
Количество палочек в наборе
Белая
1
1
25
Розовая
2
2
20
Голубая
3
3
16
Красная
4
4
12
Желтая
5
5
10
Фиолетовая
6
6
9
Черная
7
7
8
Бордовая
8
8
7
Синяя
9
9
5
Оранжевая
10
10
4
Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 3 лет. Занятия с их использованием желательно проводить в системе, чтобы дети не теряли приобретенные навыки.
В России цветные счетные палочки Джорджа Кюизенера выпускает отечественная компания Корвет с 1993 года. Целью игры является интеллектуальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Специально к цветным счетным палочкам компания Корвет разработала яркие и красочные альбомы с заданиями для различного возраста детей:
Альбом-игра Вместе весело играть для детей от 2 до 3 лет.
Альбом-игра Волшебные дорожки для самых маленьких для детей от 2 до 3 лет.
Комплект игр На золотом крыльце для детей от 3 до 9 лет.
Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет Веселые цветные числа.
Альбом-игра Дом с колокольчиком для детей от 3 до 5 лет.
Комплект игр Кростики для детей от 5 до 8 лет.
Комплект игр Посудная лавка. Кростики для детей от 5 до 8 лет.
Игровые задачи цветных палочек:
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет через руки ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений больше – меньше, право – лево, между, длиннее, выше и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, активности, мелкой моторики, наглядно-действенного пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе занятий (младший дошкольный возраст) палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветом, размером.
На втором этапе (старший дошкольный возраст) палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.
Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
Осваивать прямой и обратный счет.
Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
Усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на...), пользоваться знаками сравнения <, >.
Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.
Научить делить целое на части и измерять объекты.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Познакомить со свойствами геометрических фигур.
Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Игры и занятия с палочками доставят детям и взрослым интеллектуальное удовольствие. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии – это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний.
Перспективное планирование
палочки Кюизенера (старшая группа)
Месяц
Совместная деятельность воспитателя и детей
Методическое обеспечение
Дидактические игры и упражнения
Цель
Сентябрь
Д/упражнение
Построй по порядку
Закрепить знания детей о соответствии цвета палочки - числу, и порядковом счете.
З. А. Михайлова, Е. А. Носова. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера, стр. 123
Д/и Цветные коврики
Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 8
Д/упражнение Играем с цветом
Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 9
Октябрь
Д/упражнение
Засели числовые домики
Продолжать закреплять умение знания детей о соответствии цвета палочки - числу. Учить выкладывать состав числа, используя палочки Кюизенера. Закреплять знания детей о составе числа 5 из единиц и двух меньших чисел.
Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38
Д/упражнение Измерение с помощью палочки – мерки
Учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 10
Д/упражнение Выкладываем схемы
Развивать умение работать со схемой, выкладывая из палочек изображения, составлять рассказы по сюжетным картинкам. Закреплять умение соотносить цвет палочки с числом.
Альбом-игра На золотом крыльце
Ноябрь
Д/упражнение
Построй фигуру
Учить детей создавать фигуру, руководствуясь словесной инструкцией. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Альбом-игра На золотом крыльце
Д/и Подбери цифру
Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 13
Д/упражнение Как разговаривают числа
Учить детей оперировать числовыми значениями цветных палочек. Познакомить с понятиями больше, меньше.
Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 38
Декабрь
Д/упражнение Расколдуй сказку
Закреплять понимание между числом и цветом палочки. Освоение операции декодирования. Обучение рассказыванию сказок по заколдованным сюжетам.
Альбом-игра На золотом крыльце
Д/и По порядку становись…
Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширять пространственные представления.
Новикова В.П., Тихонова Л.И.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера, стр. 58
Д/упражнение Построй по образцу
Развивать умение работать по числовым схемам, развивать способности к анализу, умения анализировать схему, выделять отдельные элементы, соотносить число палочки с цветом.
Альбом-игра На золотом крыльце
Январь
Д/упражнение Выложи цифры из палочек
Закреплять умение работать со схемой. Учить использовать различные способы сравнения по длине (наложение, приложение, на глаз).
Альбом-игра На золотом крыльце
Д/и Кто где живет
Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину).
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 15
Д/упражнение Найди пару
Закрепить знания детей с принципом окраски палочек – цветные семейки, с соотношениями цвет-длина-число. Учить детей соотносить цветную палочку с количеством предметов, с числовой фигурой (числа расположены в разных вариантах: линейно, в виде треугольника, по кругу).
З. А. Михайлова, Е. А. Носова. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера, стр. 123
Февраль
Д/упражнение Поезда
Упражнять детей в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, развивать умение мыслить рассуждать.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, стр. 67
Д/и Весы
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на…, меньше на…), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 16
Д/упражнение Какие лесенки умеет строить Незнайка
Учить детей определять числовое значение цветных палочек. Формировать у детей умение строить числовой ряд. Развивать зрительный глазомер.
Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 40
Март
Д/упражнение Конструируем посуду
Закреплять умение работать по схеме, продолжать знакомить с симметрией. Закреплять умение ориентироваться на плоскости.
Комплект игр Посудная лавка. Кростики
Д/упражнение Конструирование цифр
Продолжать учить порядковому счету в пределах 10. Совершенствовать знания детей о цифрах. Развивать умение изображать цифру разными способами.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 20
Д/и Найди дом для палочки
Совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами. Упражнять в счёте в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 18
Апрель
Д/упражнение Выкладываем цветок (слуховой диктант)
Закреплять умение считать и отсчитывать, продолжать знакомить с симметрией. Обучать использованию системы координат. Закреплять умение ориентироваться на плоскости.
Комплект игр Кростики
Д/и Поезда
Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел, используя палочки Кюизенера. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой.
Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 35, 36
Д/упражнение Сказочный город
Продолжать учить работать со схемой, продолжать учить ориентировке в пространстве. Создание своих сюжетов.
Май
Д/упражнение Улица разноцветных палочек
Закреплять знания детей о соответствии цвета палочки - числу, o принципе окраски палочек – цветные семейки, с соотношениями цвет-длина-число. Закреплять умения выкладывать состав числа, используя палочки Кюизенера.
Альбом-игра На золотом крыльце
Д/упражнение Число-головоломка
Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 20
Д/упражнение Что пропустили
Закреплять прямой и обратный счёт. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 21
Перспективное планирование
палочки Кюизенера (подготовительная группа)
Месяц
Совместная деятельность воспитателя и детей
Методическое обеспечение
Дидактические игры и упражнения
Цель
Сентябрь
Д/упражнение
Цвет и число
Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового обозначения по словесномууказанию взрослого, подвести к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число.
Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 35
Д/упражнение
Море волнуется
Учить следовать заданному алгоритму, точно выполнять словесную инструкцию, закреплять навыки измерительной деятельности.
Новикова В.П., Тихонова Л.И.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера, стр. 27
Д/упражнение
Поезд
Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера.
Октябрь
Д/упражнение
Число и цвет
Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, подвести к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.
Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 36
Д/упражнение
Больше – меньше
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Познакомить и научить пользоваться знаками <,>. Совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера. Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 18
Д/упражнение
Засели числовые домики
Продолжать закреплять умение знания детей о соответствии цвета палочки - числу. Учить выкладывать состав числа, используя палочки Кюизенера. Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел.
Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38
Ноябрь
Д/упражнение
Составь коврик числа 5
Закреплять знания детей о составе числа 5 из единиц и двух меньших чисел.
Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38
Д/упражнение
Путешествие на поезде
Закреплять понятие: которыйпо счёту. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 37
Д/упражнение
Состав числа

Учить детей составлять число из единиц; учитьпонимать поставленную задачу и решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля.
Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38
Декабрь
Д/упражнение
Составь коврик числа 6
Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел.
Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38
Д/упражнение
Мы с Тамарой ходим парой
Упражнять детей в счёте двойками. Осмысленно использовать математическое понятие пара.

Новикова В.П., Тихонова Л.И.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера
Д/упражнение
Как ещё растут дома из чисел
Учить составлять число из 2 меньших чисел.

Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 43
Январь
Д/упражнение
Составь коврик числа 7
Закреплять знания детей о составе числа 7 из единиц и двух меньших чисел.
Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38
Д/упражнение Разведчики
Развивать умение детей работать с палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой-схемой.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 18
Д/упражнение Кто в домике живёт?
Учить составлять число из 2 меньших чисел.
Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, ст. 44
Февраль
Д/упражнение
Составь коврик числа 8
Закреплять знания детей о составе числа 8 из единиц и двух меньших чисел.
Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38
Д/упражнение Дополни
Упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 11
Д/упражнение
Как узнать номера домов на новой улице?
Учить составлять число из 2 меньших чисел, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 45
Март
Д/упражнение
Составь коврик числа 9
Закреплять знания детей о составе числа 9 из единиц и двух меньших чисел.
Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38
Д/упражнение Число – головоломка
Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой. Развивать образное, логическое мышление.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 20
Д/упражнение Полосатая салфетка
Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции, закреплять названия геометрических фигур, умение составлять число 6 из 2 меньших чисел.
Новикова В.П., Тихонова Л.И.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера, стр. 41
Апрель
Д/упражнение
Составь коврик числа 10
Закреплять знания детей о составе числа 10 из единиц и двух меньших чисел.
Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38
Д/упражнение
Чёт-Нечет
Продолжать увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить называть соседей данного числа; познакомить с четными и нечетными числами, устанавливать логические связи.
Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 50
Д/упражнение Время
Развивать умение детей моделировать часы; определять время по часам.
Новикова В.П., Тихонова Л.И.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера, стр. 56
Май
Д/упражнение
Составь коврик чисел 7, 8, 9,10
Учить составлять коврики для чисел 7, 8, 9, 10. Учить составлять числа из 2 меньших чисел, выработать представленияо действиях сложения и вычитания.
Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38
Д/упражнение
Как растут числа
Продолжать учить детей увеличивать, уменьшать числа в пределах 10 на 1, учить называть соседей числа, учить сравнивать смежные числа. Учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля.
Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 45
Д/упражнение Число-головоломка
Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 20
Библиографический список
Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. – Издательство Гном и Д, 2008.
Комплект игр Кростики для детей от 5 до 8 лет.
Комплект игр На золотом крыльце для детей от 3 до 9 лет.
Комплект игр Посудная лавка. Кростики для детей от 5 до 8 лет.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников - Москва: Просвещение, 1985 - с.96
Михайлова З.А, Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. — СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников - Санкт-Петербург; Детство-Пресс, 1997.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Е. Н. Панова. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007
Смоленцева А.А. Математика до школы - Детство-Пресс, 2010
12
13