Использование на уроках русского языка методических приемов развития орфографической зоркости младших школьников (из опыта работы)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование на уроках русского языка методических приемов развития орфографической зоркости младших школьников (из опыта работы)
Автор: Нятянен Галина Ивановна

Использование на уроках русского языка методических приемов развития орфографической зоркости младших школьников (из опыта работы)В современной школе одной из главных задач обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня.Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, то есть неумение “видеть” орфограммы.Хочу поделиться методическими приемами, которые я использую на уроках русского языка с целью развития орфографической зоркости обучающихся своего класса.Упражнения по выработке орфографической зоркости я расположила в определённой последовательности: по степени сложности и самостоятельности выполнения их обучающимися. 1.Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания учитель дает сам – 1-2 слова по слогам. Затем дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, поговорить индивидуально. 2.Списывание (основа проговаривания по слогам). Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции. АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ.
  • Прочитай слово или предложение.
  • Повтори его, не заглядывая в текст.
  • Подчеркни в слове или предложении все орфограммы
  • Прочитай предложение орфографически.
  • Повтори предложение орфографически проговаривая все звуки..
  • Закрой текст. Начинай писать диктуя по слогам (орфографически) и подчеркни орфограммы.
  • Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
  • 3.Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и объясняют правописание изученных орфограмм (объяснение правописание правилами, подбором проверочных слов). Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. 8.Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Этот вид работы предполагает предварительный разбор трудных в написании слов (нахождение в слове изученных орфограмм, объяснение правописания орфограмм, проверка). Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.9.Письмо под диктовку. Этот вид работ необходимо проводить следующим образом. Сначала учитель диктует слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха можно провести дидактическую игру «Эхо». Затем учитель вслух читает слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы учитель слышал. Если дети произнесли слово неправильно, то учитель предлагает ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо. 10.Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность. 11.Творческие работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.Обучающиеся 1 класса ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у учащихся необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, перед началом работы над орфографическим правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Уже в первом классе учащиеся должны научится пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи: АЛГОРИТМ.
  • Определи место, где возникла орфографическая задача;
  • Какой группе правил относится данная орфограмма;
  • В какой части слова находится орфограмма;
  • Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
  • Определить в слове ударение;
  • Определить проверяемая или не проверяемая орфограмма;
  • Написать слово в соответствии с правилом.
  • Приведу примеры видов упражнений на развитие орфографической зоркости, которые я использую на уроках русского языка.1. Прочитайте предложение: Пушистые белоснежные снежинки плавно кружатся в морозном воздухе. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы. 2. Составьте предложение по сюжетной картинке на тему: «Птичья столовая» Например: К кормушке слетелись голодные птички: воробьи, синички, снегири и вороны. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).3.Зрительно-слуховые диктанты. На доске записан текст: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Учитель закрывает текст, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют изученные орфограммы.4.Дидактические игры на развитие умения видеть в слове орфограммы.Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.Игра «Выбери нужные буквы»: д(о,а)ма, л(и,е)са, м(а,о)ря, с(о,а) ды.Объясни выбор букв.Игра «Буквы потерялись»: Красивы русские лса! Рыжая лса пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?Игра «Огоньки». На доске записаны предложения. Учитель предлагает детям «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала дети зажигают «огоньки» на классной доске с помощью красных магнитов, объясняя правильное написание каждой орфограммы. Затем учащиеся записывают предложение и «зажигают огоньки» у себя в тетради с помощью красного карандаша. 5.Методический прием «Проверь себя» (диктант 3-4 предложения)Учащиеся записывают предложения под диктовку. Слова, в написании которых появились сомнения, обучающиеся пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. Учитель предлагает вспомнить нужное орфографическое правило, задает детям наводящие вопросы или повторно объясняет правило, если обучающиеся затрудняются.6.Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с изученной орфограммой. Постукивание - сигнал, который помогает обучающемуся сосредоточить свое внимание в нужный момент и вспоминать орфограмму. Использование перечисленных методических приёмов позволяет предупредить орфографические ошибки, развивает у обучающихся орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Дидактические игровые упражнения активизируют познавательную деятельность учащихся, мотивируют обучающихся к учебной деятельности. В течении четырёх лет обучения в начальной школе обучающиеся должны запомнить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма (словарных слов). Особенно трудно запоминают словарные слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.Приведу несколько методических приемов работы со словарными словами, которые я применяю на уроках русского языка.
  • Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем самостоятельно проверяют по орфографическому словарю.
  • Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А,О,И,Е,Я. Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.
  • Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам (1 – с гласной А, 2 – с гласной О).
  • Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).
  • Выписать слова , в которых два слога.
  • Выписать слова на тему «Птицы».
  • Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.
  • Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе?
  • Дописать предложение. На ветку рябины слетелись красногрудые …….(снегири)
  • Отгадать загадку:
  • Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз) Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко) 11.Игра «Найди лишнее слово»: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова (Например, Москва – т.к. пишется с большой буквы; суббота – т.к. это слово на правописание двойного согласного в корне слова и т.д.) Достаточное внимание я уделяю обучению учащихся правильному выполнению упражнений дома. У каждого ученика есть «Памятка», пользуясь которой они выполняют домашнее задание. ПАМЯТКА
  • Прочитай внимательно классную работу и исправь, если есть, ошибки.
  • Повтори заданные слова из словаря.
  • Прочитай каждое слово упражнения по слогам и подчеркни все орфограммы.
  • Спиши, комментируя свою запись. Пиши чисто и аккуратно, не спеши.
  • Закончив работу, внимательно проверь, что написал.
  • Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм. Но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.Работу над ошибками начинаю с актуализации знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания. А также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. Для себя веду специальную тетрадь, где записываю ошибки каждого ученика отдельно. Такая работа позволяет мне чётко видеть, над какими орфографическими правилами нужно поработать тому или иному ученику. Веду индивидуальную работу, использую различные виды упражнений на отработку необходимых правил. Предлагаю детям завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», где дети записывают слова, в которых были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, предлагаю памятку, которая есть у каждого ученика. Она подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Работу по развитию орфографической зоркости обучающихся я веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это, в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся. Следует помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в непосредственной зависимости от общего развития детей и от развития их психических процессов: наблюдательности, внимания, памяти, воли, логического мышления. Успех работы над развитием орфографической зоркости обучающихся зависит от ряда условий: 1) четкое планирование всей работы;2) систематические тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия; 3) систематический и разносторонний характер работы по орфографии со слабоуспевающими учениками; 4) постоянный контроль за усвоением орфограмм.Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и буки, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение.Таким образом, при систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживания и опознавания орфограммы. При систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.