Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Определение"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Определение"
Автор: Людмила Андреевна Мелешева

Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Определение"8 классТриединая дидактическая цель урока:Образовательная:
  • создание условий для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации;
  • обретение учащимися опыта деятельностного освоения и целостного осознания определения как второстепенного члена предложения;
  • формирование умений различать согласованные и несогласованные определения и способы их выражения.
  • Развивающая:
  • развитие интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критического анализа информации;
  • развитие познавательных умений: составлять научную статью, пользоваться предметным языком.
  • осмысление связей нового материала с ранее изученным.
  • Воспитательная:
  • формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
  • воспитание культуры общения в группе.
  • Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.Технология: критическое мышление.Приемы критического мышления: кластер, “Пометки на полях”, синквейн.Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.Учащиеся в течение урока работают в группах по 4 человека.Ход урокаI. Введение в тему. Постановка учебной цели.- Запишите название темы урока.- Подберите однокоренные слова.(Определить, определенный, определитель, определиться).Слово многозначно: (См. : Ожегов С. И. Словарь русского языка, - М. 1984- 401.)
  • Определить. С точностью выяснить, установить. Определить болезнь
  • Объяснение (формулировка), раскрывающее содержание, смысл чего-н. Дать правильное определение значению слова.
  • Одна из форм судебного решения. Определение суда.
  • Решение, постановление суда (устар.).
  • В грамматике: второстепенный член предложения.
  • - Произведите морфемный разбор слова.(Определить, Образовано от предел “граница”. Первоначально – “установить предел, границы чего-либо”)- Сформулируйте общую цель урока.- Зачем авторы учебника включили эту тему для изучения, если мы уже, кажется, достаточно по ней знаем?II. Актуализация прежних знаний. Работа в группе.Ребята, вам необходимо восстановить художественный текст, из которого изъяты определения. Предложения записаны на бумаге разного цвета, впишите в них пропущенные определения и соберите текст из “рассыпанных” предложений.Поразительно умение белок - грызуний выбирать … орехи, обгрызать шишку … и …Я не раз находил в лесу … хранилища белок.Сидя под деревом в … лесу, увидел однажды … белку, скакавшую по… земле, она несла в зубах … …. гроздь … орехов.Они прячут их в … дуплах и зимою безошибочно находят … запасы.- Прочитайте восстановленный текст.1. Я не раз находил в лесу грибные хранилища белок. 2. Сидя под деревом в глухом лесу, увидел однажды рыжую белку, скакавшую по сырой земле, она несла в зубах большую тяжелую гроздь лесных орехов. 3. Поразительно умение белок-грызуний выбирать спелые орехи, обгрызать шишку ели и сосны. 4. Они прячут их в глубоких дуплах и зимою безошибочно находят свои запасы.- Почему некоторые предложения восстанавливались с большим трудом?- Какие выводы вы уже можете сделать?(Без определений рассыпается предложение, теряется смысл, точность, эмоциональность, яркость речи)III. Стадия осмысления. Оформление кластера.- Запишите ключевые вопросы, которые позволят полнее представить тему “Определение” и решить задачу урока?- Обменяйтесь в группах своими знаниями, придите к единому мнению, приготовьтесь отвечать от имени группы.- Давайте теперь все вместе оформим кластер.Работа с классом, заслушиваются и записываются вопросы от каждой группы.Рисунок 1IV.. Самостоятельная работа- Напишите научную статью в учебник об определении как второстепенном члене предложения.- Обсудите тексты в группах и выберите тот, который зачитаете.- Заслушивается статья. Что можно дополнить? С чем не согласны?V. Маркировка текста с иcпользованием значков“V” - знал“+” - новое“-” думал иначе“?” - не понял- Познакомьтесь с научной статьей, по ходу чтения не забывайте ставить на полях справа значки. Текст составлен на основе словарной статьи. Словарь-справочник лингвистических терминов. Авторы: Розенталь Д. Э. , Теленкова М. А. М. , “Просвещение”, 1985. <Приложение 1>- Используя теоретический материал статьи, попытайтесь ответить на вопросы, возникшие во время составления кластера.VI. Оформление кластера. Рисунок 2- Давайте вернемся к ранее составленному кластеру, проверим правильность составления и подумаем, какие дополнительные теоретические сведения об определении нужно внести в кластер? (Дополнения к кластеру вносятся другим цветом)- Какие определения называются согласованными? Несогласованными?- Установим причинно-следственные связи.VII. Обобщение и систематизация знаний.1. Выпишите верные примеры, обоснуйте свой ответ.- Обсудите свой выбор в группе, приготовьтесь отвечать.- У кого есть другое мнение?- Благодаря чему несогласованные определения могут обозначать признак предмета более точно и полно?(Если существительное выступает в роли главного слова, соотносится по значению с глаголом, то словосочетание является многозначным – зависимое слово обозначает и признак предмета, и место действия, названное существительным).- От чего зависит значение словосочетания?(Значение словосочетания зависит от того, какой частью речи является и что обозначает главное слово)Вывод: если главное слово в словосочетании имя существительное, то зависимое слово, обозначая какой-либо признак предмета, названного именем существительным, выступает в роли определения, какой бы частью речи оно ни было выражено.2. Выполнение теста по теме “Определение”. < Приложение 2> Тест составлен по материалам пособия для учителя “Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 8 класс. Автор: Костяева Т. А. , М. , “Просвещение”, 2001г.- При выполнении теста постарайтесь не обращаться к статье, только в случае крайнего затруднения пользуйтесь ею.Ключ1) второстепенный, признак, какой? чей?2) а) согласованное б) несогласованное3) б 4) а 5) б, г, д 6) б, в, д 7) 4 8) 1- 1, 2, 4 2 - 3, 5VIII. Домашнее задание: § 175, упр. 151, составьте опорный конспект по теме.IX. Рефлексия. Написание синквейна. Стихотворение из пяти строк позволяет в художественной форме оценить изученное понятие. Каждый ученик пишет синквейн, затем согласовывает с партнером и из двух составляют один - парный.Правила написания синквейна.Ключевое слово (тема)Два прилагательных, характеризующих тему/понятие.Три глагола, показывающие действие темы/понятияКороткое предложение, отношение автора к теме/понятиюСиноним, обобщающий темуОпределение.Согласованное и несогласованное.Рисует, конкретизирует, характеризует.Обозначает признак предмета, явления.Эпитет.