Сердце отдаю детям
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сердце отдаю детям
Автор: Татьяна Васильевна Петько
СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ«Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса», — был убеждён педагог. (В.А.Сухомлинский)Один из главных трудов Василия Александровича Сухомлинского – «Сердце отдаю детям». Он представляет собой цикл из трёх книг, обращённых соответственно к дошкольникам и младшим школьникам; подросткам; студентам. Книги написаны от первого лица и рассказывают, как воспитать ребенка, когда формируется фундамент его личности.Сухомлинский акцентирует внимание на том, что процесс обучения должен быть эмоционально окрашен, доставлять детям настоящую радость: «Я глубоко уважаю дидактику и ненавижу прожектерство. Но сама жизнь требует, чтобы овладение знаниями начиналось исподволь, чтобы учение - этот самый серьезный и самый кропотливый труд ребёнка - было в то же время и радостным трудом, укрепляющим духовные и физические силы детей. Это особенно важно для малышей, которые еще не могут понять цели труда, сущности трудностей». Задача начальной школы – научить учеников преодолевать трудности: «Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы все давалось учащимся легко, чтобы ребенок не знал, что такое трудности. Без домашних заданий обойтись нельзя. Ребенка надо учить сосредоточивать умственные усилия, напрягать внимание. Но делать это надо прежде всего на уроке, постепенно прививая навыки самостоятельного умственного труда». Знания должны быть средством, а не самоцелью: «Трудно добиться того, чтобы ребенка увлекли сами по себе таблица умножения или правила вычисления площади прямоугольника. Знания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда они - средство достижения творческих, трудовых целей». Важная задача школы – воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли: «Я представляю себе детские годы как школу мышления, а учителя - как человека, заботливо формирующего организм и духовный мир своих воспитанников». «Учение - не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения». Самое главное - «воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам Детской души». Чтение не должно сводиться к умению читать: «Уметь читать - это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Педагог должен воспитать чувство любви к семейным ценностям и к Родине: «Одна из самых важных задач школы - воспитание чувства любви к Родине, семье, верности ее идеалам, готовности бороться за идеи. Каждый ребенок уникален. Сможешь ли ты найти ключик к его таланту? - каждый раз загадка.Важно, чтобы дети доверяли тебе. Без этого невозможно строить отношения. А если ребенок не сможет рассказать тебе то, что его волнует, а ведь это очень опасно. Он может замкнуться в себе, перестать контактировать с другими детьми и окружающим миром. Это повлияет на всю дальнейшую жизнь. Именно поэтому, я строю с детьми доверительные отношения, основанные на честности и свободе выражения. Никогда и ни за что не сравниваю ребенка с другими детьми, не выставляю на показ его неудачи, не возвышаю кого-то одного, не хвалю незаслуженно, но и не умаляю заслуги другого. Я не хочу, чтобы они чувствовали себя проигравшими. Все дети особенные, кто-то талантлив одном, кто-то в совершенно другом. «Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье, восхищаться красотой природы, музыки, искусства, обогащать свой духовный мир этой красотой, принимать близко к сердцу горе и радости других людей, переживать их судьбы…Крайне важно в начальных классах не погасить интерес к познанию. Поэтому урок, как правило, заканчивался, когда у детей обострялся интерес. В.А. Сухомлинский любил оставлять недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.Оценка играет большую роль в системе образования. Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Более того, двойка в качестве оценки не должна применяться в начальных классах. В.А. Сухомлинский, работая с младшими школьниками, никогда не ставил неудовлетворительных оценок – ни за письменные работы, ни за устные ответы. Он оценивал умственный труд лишь тогда, когда он приносил ребёнку положительные результаты.В начальной школе важно развить речь, поэтому в содержании много рассказов, которые рассказывает учитель и сами ученики. Рассказы должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя нагромождать множество фактов, давать детям массу впечатлений – чуткость к рассказам притупляется, и ребёнка ничем уже не заинтересуешь. «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». «Педагогическая мудрость в том и заключается, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. Каждая работа должна быть для ученика хотя бы маленьким продвижением вперед.» «Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость.» Сухомлинский понимает значение труда учителя и говорит о тех качествах, которыми должен обладать педагог. Книгу должен прочитать каждый учитель, потому что советы в ней даются на основе большого практического опыта выдающегося педагога-гуманиста.