Методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Формирование валеологического сознания у детей дошкольного возраста»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Формирование валеологического сознания у детей дошкольного возраста»
Автор: Виктория Сергеевна Лындяк

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 98 «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАРИУПОЛЬ» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИМетодическое объединениедля воспитателейсреднего дошкольного возраста по теме:«Формирование валеологического сознанияу детей дошкольного возраста»Подготовила:Воспитатель: Лындяк В.Сг. Мариуполь -2024«Формирование валеологического сознания у детей дошкольного возраста»Цель:  повысить уровень профессиональной компетентности воспитателей по формированию валеологического сознания у детей дошкольного возраста,  настраивать педагогов на постоянный поиск нового в образовательно – воспитательном процессе, ознакомить воспитателей с дидактическими играми и упражнениями валеологического направления.Содержание работы:1. Организационно-мотивационный блок1.1. Ознакомление с планом работы заседания МО.1.2. Приветствие участников методического объединения упражнение «Доброе утро, я рад вас видеть, потому что...».1.3. Упражнение «Волшебный кувшин»2. Теоретический блок2.1. Информационное сообщение «Организация учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении по валеологическому образованию»3. Практическо-информационный блок3.1. Просмотр организованной деятельности интегрированного содержания валеологической направленностиЗанятие «Чтобы здоровыми расти-о здоровье надо заботиться».3.2. Анализ просмотренной формы работы3.3. Деловая игра «Путешествие за здоровьем»4. Итогово-рефлексионный блок4.1. Презентация методической литературы, дидактических игр по валеологическому образованию дошкольников4.2. Памятка «Рекомендации и советы воспитателям по формированию валеологического сознания дошкольников в условиях УДО»4.3. Подведение итогов. Игра-рефлексия " Знаю - не знаю – хочу узнать больше»Ведущая. Уважаемые коллеги! Приветствую вас в нашем заведении и в начале нашего конструктивного сотрудничества предлагаю познакомиться и выполнить упражнение, которое поможет нам создать атмосферу доверия и доброжелательности.Упражнение «Доброе утро, я рад вас видеть, потому что...»-продолжительность: 5 мин.Цель: способствовать установлению эмоционального контакта между участниками заседания, улучшению их настроения.Ход упражнения: ведущий предлагает педагогам назвать свое имя и обратиться друг к другу по очереди со словами: «Доброе утро, мое имя......, я рад вас видеть, потому что...» и сказать приятное, хорошее, обязательно искренне.1.2. Упражнение «Волшебный кувшин»Ведущая. Коллеги! Предлагаю вам достать по одной бумажке из волшебного кувшина, который подскажет, что вас ждет сегодня или что вам нужно сделает в ближайшее время.Тебе сегодня особенно повезет!Жизнь готовит приятный сюрприз!Все складывается для тебя наилучшим образом!Сегодня твой день, везет тебе!Сегодня Фортуна с тобой вместе!Помни: ты родилась быть счастливой!Сегодня ожидай прибыли!Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимойПомни, что тебя любят!Позаботься о здоровье своего тела!Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь!Высшие силы оберегают тебя!У тебя есть все, чтобы наслаждаться жизнью!Все, что нужно тебе, приходит к тебе!Все твои желания и мечты реализуются, Поверь в это!Сегодня с тобой покой и радость!Сегодня счастливый день.2.1. Информационное сообщение «Организация учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении по валеологическому образованию»Ученый И. П. Павлов утверждал: «Здоровье – это бесценный дар природы, оно дается, к сожалению, не навеки, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек..."Главное сокровище жизни-здоровье. это то, без чего человек не может быть счастлив. Его нельзя купить, только сформировать, получить путем целенаправленного напряженного труда над собой, приобретением знаний основ здорового образа жизни. Здоровье детей-ценнейшее достояние цивилизованного общества. Оно создает физический, духовный и социальный базис, интеллектуальный и физический потенциал Украины.Цель валеологического воспитания дошкольников: формирование у детей образования о становлении, сохранении и укреплении здоровья, валеологического сознания, культуры, личного здоровья и мотивации вести здоровый образ жизни.Задачи валеологического образования детей дошкольного возраста:1. Формировать у детей знания о здоровье человека как составляющей биосоциальных систем (природы и общества), дать информацию о человеке и факторах влияния на его здоровье.2. Формировать валеологическое сознание, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей как наивысшей ценности.3. Воспитывать мотивацию здорового образа жизни и мотивационную установку на приоритет здоровья перед болезнями.4. Прививать практические умения и навыки укрепления собственного здоровья естественным образом и с помощью современных и народных методов оздоровления и лечения.5. Воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих ее людей, использовать приобретенные элементарные практические навыки.Основные направления по формированию валеологического сознания дошкольников:
  • Оздоровительно-профилактическая работа;
  • Интеграция задач валеологического воспитания и безопасности жизнедеятельности в педагогический процесс;
  • Формирование совместно с семьей целостности здоровья личности в дошкольном возрасте.
  • Валеологическое образование и воспитание детей в дошкольных учреждениях и семье целесообразно начинать как можно раньше. Об этом свидетельствуют практические разработки и научные наблюдения.Основными принципами работы по формированию валеологического сознания детей дошкольного возраста, в частности, являются следующие:
  • гуманизация,
  • интегративность,
  • динамичность,
  • непрерывность
  • практическая целеустремленность.
  • Образовательный процесс по формированию у дошкольников основ здоровья и безопасности жизнедеятельности целесообразно строить на таких дидактических принципах:* научности* доступности* наглядности* системности* учет индивидуальных особенностей детей* активности личностиОсновной формой валеологического обучения детей раннего и дошкольного возраста являются различные виды интегрированных занятий, на которых специальные знания координируются с физическим, художественно-эстетическим развитием, ознакомлением с природой, ознакомлением с окружающей, изобразительной деятельностью, развитием речи, логико-математическим развитием, народоведением.В таких случаях валеологические знания органически вплетаются в информационный или же практический материал основного вида занятия. Например, знание о теле человека (ребенка) его части (мышцы, двигательный аппарат), уход за ними, весьма полезно формировать на занятиях по физической культуре.Знание о единстве ребенка с природой целесообразно связывать с темой: «Растительный, животный мир». Возможно дать знания и о растительном питании, полезных овощах, фруктах.На занятиях по математике в процессе счета, рассказать детям о пользе умственной деятельности для здоровья.Занятия по народоведению пополняют знания детей об этноздоровье. Дом, одежда людей, посуда, орудия быта и т.д. – Это очень ценные источники человеческого здоровья.Две третины валеологических знаний целесообразно формировать в координации с другими видами занятий. Но не целесообразно отделять специальные валеологические занятия. Их надо проводить, когда валеолгический материал не возможно объединить с другим. Например, темы по анатомии, биологии (внутренние процессы), социальной адаптации («Один дома»).Занятия по валеологии целесообразно проводить по разным формам: со всей группой детей, или подгруппами.Особенностью валеологических занятий является использование большого количества учебно-дидактического (демонстрационного и раздаточного) материала: модулей, муляжей, натуральных предметов (овощей, фруктов), картин, иллюстраций и тому подобное.Практичный материал является дополнением к интересной и доступной детям вербальной информации. Широко используются игры-упражнения, игры-развлечения, игровые элементы, фольклор, музыкально-ритмические движения, подвижные игры, валеоминутки, упражнения-релаксации.Учебный материал по валеологии, углубляется, совершенствуется в повседневной жизни: на прогулках, в различных видах самостоятельной двигательной и художественной деятельности детей, в творческих (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных, играх - драматизациях), подвижных, дидактически-развивающих играх.Формы работы по формированию валеологческого сознания дошкольников:- разыгрывание ситуаций на валеологическую тему во время сюжетно – ролевых игр «Больница», «Семья» и т.д.;- занятие- экскурсии- валеоминутки- театрализованные представления- развлечения (музыкальные, спортивные, валеологические)- индивидуальная работа- беседы- целевые прогулки- упражнения (пантомимические, релаксационные)- игры: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые;- психогимнастические этюды- Дни здоровьяМетоды валеологического воспитания
  • ​ наглядные (наблюдения, опыты, рассмотрение картин, иллюстрации)
  • словесные (беседы, рассказ воспитателя, чтение и обсуждение художественных произведений, в частности фольклорного жанра, сказок, загадок, пословиц)
  • практично-игровые (упражнения в уходе за органами тела, валеоминутки, дидактические игры и упражнения, психогимнастика и психологические этюды, игры –путешествия», «ситуации успеха", арт – терапия, совместное оформление альбомов.
  • Показатели компетенции дошкольника среднего возраста:Понимает значение и свойства кожи, охотно исследует ее.Знает и соблюдает правила содержания зубов в хорошем состоянии: чтобы не повредить зубам, старается не злоупотреблять сладостями; не открывает крышки зубами; не перекусывает нить; не грызет твердые предметы. Имеет навыки чистки зубов.Соблюдает порядок и чистоту в своем внешнем виде, пользуется необходимыми моющими средствами.Предвидит и осознает последствия собственной неосторожности (во время травматизма):Положительно воспринимает медицинские обследования, показывает тело и кожу медсестре, врачу.Умеет определять и называть такие параметры своего здоровья: рост, массу тела, температуру тела, отсутствие болевых ощущений.Имеет сложившиеся навыки использования природных факторов в оздоровлении.Осознает влияние санитарного состояния помещения на здоровье, заботится, как умеет, о его чистоте.Осуществляет свою половую принадлежность и определяет социальные роли. С уважением относится к детям противоположного пола, проявляя это в игровой деятельности и во время общения с ними.Естественно и охотно соблюдает правила питания: что и когда есть, от чего воздержаться.Во время контроля со стороны взрослого и самостоятельно соблюдает основные требования гигиены питания. Называет блюда, которые потребляет. Умело пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой). Пережевывает пищу с закрытым ртом.Прибегает к добрым и кротким словам, когда видит тех, которые нуждаются в сострадании. В повседневной жизни ребенок проявляет чуткость к слабым, сочувствует больным, инвалидам.Поддерживает добрые взаимоотношения с детьми и взрослыми из своего окружения, иногда идет на контакт с чужими людьми, но остерегается их.Работа с семьей что всегда было непростым делом, в последние годы усложнилась в условиях социальной и экономической нестабильности. Кризис в нашем государстве негативно влияет на психическое состояние значительной части родителей, которые больно переживают свою неспособность создать в семье условия, необходимые для физического воспитания и укрепления здоровья собственного ребенка.И дело здесь не только в материально сложных условиях жизни.Речь идет об очень низком уровне педагогической культуры большинства современных семей. Поэтому одной из важных задач дошкольного учреждения является содействие развитию и укреплению современных семей, обучение родителей тому, как воспитать ребенка здоровым и психически и физически развитым, как правильно подготовить его к жизни в обществе, как развить его творческие способности.Основные направления взаимодействия с родителями:- профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам валеологизации;- выявление проблемных семей (анкетирование), коррекционная работа;- защита прав ребенка.Формы сотрудничества с родителями:
  • Информация в родительских уголках, папках-передвижках;
  • Консультации
  • «Круглые столы» и дискуссии с участием специалистов (психологов, медиков и т.д.)
  • Семинары-практикумы;
  • Деловые игры и тренинги;
  • «Дни открытых дверей"
  • Совместные праздники и развлечения.
  • «Школа отцовства"
  • 3.1. Просмотр организованной деятельности интегрированного содержания валеологической направленностиЗанятия с детьми среднего дошкольного возраста «Чтобы здоровыми расти-о здоровье надо заботиться.»3.2. Анализ просмотренной формы работы3.3. Деловая игра «Путешествие за здоровьем»Цель: закрепить и уточнить знания педагогов относительно валеологического воспитания дошкольников.Ход игры: уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в деловой игре, которая называется «Путешествие за здоровьем». Путешествовать будем с вами на воздушных шарах. С помощью разрезанных картинок поделимся на две команды. Задача каждой команды состоит пройти нелегкий, но интересный путь и добраться до пункта назначения и получить знания о здоровье. на протяжении пяти минут командам необходимо выбрать капитана воздушного шарика, придумать название и девиз.(Команды представляют свои имена)Итак, воздушные шарики готовы отправиться в путешествие за «здоровьем». (Звучит музыкальная заставка)1 остановка. «Разминка»Продолжительность: 5 мин.Оборудование: конверты с разрезанными пословицами о здоровье.Ход игры: педагогам предлагается составить пословицы из предоставленных слов и объяснить их значение.Команда №1Если ребенок бегает и играет, то ему здоровье улыбается.Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.Команда № 2Здоровая семья-здоровый ребенок.Береги одежду, пока новая, а здоровье, пока мал.2 остановка. Ассоциация «Валеологияэто..»Продолжительность: 5 мин.Цель: активизировать знания педагогов по указанной теме; сформулировать определение понятия «валеология»Оборудование: бумага формата А2, маркер.Ход игры: на доске заглавными буквами записано слово «Валеология». Педагоги должны назвать ассоциации, связанные со словом «Валеология» (все высказывания фиксируют). Ведущий обобщает ассоциации вместе с педагогами.3 остановка. Мозговой штурмПродолжительность: 5 мин.Цель: активизировать и сконцентрировать внимание, умственные усилия по указанной теме.1. Главное сокровище жизни -....2. Наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья человека в духовном, психическом, физическом и социальном плане-это3. Предмет изучения валеологии - это4. С какого возраста надо начинать валеологическое образование?5. Основатель науки валеология -....6. Формы работы по валеологическому воспитанию ……4 остановка. "Рекламная пауза»Продолжительность: 15мин.Цель: закреплять основные понятия валеологического воспитания детей; развивать творчество, креативность педагогов.Ход игри. Каждой команде предлагается придумать рекламу, которая бы содержала пропаганду здорового способа жизни.5 остановка. Упражнение «Плюсы и минусы»Продолжительность:10 мин.Цель: способствовать выявлению факторов, влияющих на здоровье детей.Оборудование: листы бумаги, маркеры.Ход упражнения: одна команда записывает факторы, которые положительно влияют на здоровье детей, а вторая – отрицательно. Презентация ответов.Ведущая. Поздравляю, каждая команда прибыла в пункт назначения. Вы были активными, креативными, компетентными, позитивными. Каждая из команд была достойным противником. Победила дружба. Осталось сделать шаг и мы с вами достигнем нашей цели. Мы сегодня разговаривали о здоровье, здоровом образе жизни, его факторах. Но от здоровья педагога тоже многое зависит. Есть много причин, которые разрушают наше здоровье. и одна из главных – это неумение противостоять стрессам. Один из методов преодоления стресса – есть мышечное расслабление (релаксация)Упражнение «Море»Закройте глаза, сядьте удобно, положите руки на колени ладонями к горе. Представьте себе берег моря, сделайте глубокий вдох, медленный выдох. Шумит морская волна, успокаивает и убаюкивает. Вы сидите на берегу моря, ноги касаются морские воды. Медленно сделайте вдох и выдох. Почувствуйте прохладу морской воды. С каждым выдохом вода медленно входит в вас, через ступни ног поднимается в гору по телу вплоть до талии, как прилив. А с каждым выдохом возвращается с горы вниз, как отлив. И вновь прилив-вдох, отлив-выдох... вашему телу приятно, спокойно. Вода очищает и очищает каждую частичку вашего тела как снаружи, так и изнутри. Вы чувствуете себя берегом моря, вы растворяетесь в песке, и вас омывает вода... вдох-прилив, выдох-отток. Вы слились с природой. Вы - часть природы. Вам хорошо и приятно чувствовать себя природой. Двигаясь в обратном направлении, на слове «один» откройте глаза (пять – четыре – три – два - один).4.1. Презентация дидактических игр по валеологическому образованию дошкольников (Приложение 1)4.2. Памятка «Рекомендации и советы воспитателям по формированию валеологического сознания дошкольников в условиях УДО" (Приложение 2)4.3. Подведение итогов.Игра-рефлексия " Знаю - не знаю – хочу узнать больше»Продолжительность-5мин.Ведущий предлагает педагогам встать в круг и считает, говоря: «Знала – не знала – хочу узнать больше». На ком из игроков остановится ведущий, тот и будет рассказывать, что нового ему удалось узнать в течение методического объединения, что больше всего заинтересовало, понравилось и тому подобное.Ведущий благодарит за активную работу.Приложение 1Дидактические игры по формированию валеологического сознания для детей среднего дошкольного возрастаДидактическая игра «Мое лицо»Цель: учить познавать себя, свою индивидуальность; учить детей складывать лицо человека (используя различный материал); развивать мелкую моторику руки, тактильные чувства.Оборудование: различный материал (пуговицы, поролон, разная бумага, нитки, ленты, палочки, пластилин и т. д.), шаблоны лица, зеркало для способа №2.№ 1. Используя разные материалы (пуговицы, поролон, разную бумагу, нитки, ленты, палочки, пластилин и т.д.), дети составляют лицо человека.№2. Дети рисуют свое лицо на шаблонах (предыдущая работа с зеркалом)Дидактическая игра «Грязнули»Цель: помочь детям запомнить ситуации, когда нужно мыть руки; демонстрация вариантов распространения бактерий и микробов от одного человека к другому.Оборудование: мяч с нашитыми наклейками, наклейки «бактерии» и «микробы»Детям раздаются «микробы» и «бактерии». По очереди бросают друг другу мяч, называют ситуации, когда микробы могут передаваться друг другу. После чего на мяч налепляют наклейку с микробом. В конце делается вывод, почему передали друг другу столько микробов, зачем надо мыть руки, что произойдет, если их не мыть?Дидактическая игра «Части тела»Цель: закрепить названия части тела человека, представления о значении различных его частей: руки-выполняют различные действия; ноги-идут, бегут, прыгают, глаз видит и т.д.; определять их местонахождение.Оборудование: картонная модель человека, карточки с частями телаХод игры: к модели человека (ребенка) подбирают карточки с названиями частей тела. Назвать часть тела, ее назначение и определить местонахождение на теле человека.Дидактическая игра «Полезно-вредно»Цель: закрепить знания детей о корите и вреде различных продуктов питания.Оборудование: изображение веселого и грустного человека (или две тарелки: красного и зеленого цветов); набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов. Например, жевательная резинка, чипсы, крекеры и т. д.Дидактическая игра «Здоровые зубки»Цель: продолжать формировать у детей культурно-гигиенические навыки, закрепить умение самостоятельно выполнять уход за зубами: частотность и последовательность процедуры, этапы ее проведения, разновидность действий чистки, правила полоскания ротовой полости, хранение зубной щеточки; устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу.Оборудование: картинки с этапами проведения последовательности процедуры чистки зубов, шаблоны изображения веселого и грустного зубика, картинки с полезной и вредной пищей для зубов.№1. Набор карточек с последовательностью чистки зубов. Дети выкладывают картинки поэтапно и последовательностью ухода за зубами.№2. Набор карточек с полезной и вредной пищей для зубов.Дидактическая игра «Что можно кусать зубами?»Цель: воспитывать бережное и осторожное отношение к зубам.Дети стоят в кругу, воспитатель называет разные слова (предметы, еду и т.д.). Дети говорят «да» и поднимают руки, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать.Например, камень, булка, конфета, пластилин, орех, печенье, бутерброд, дерево, пирожное, мыло, хлеб, колбасу, игрушки, пальцы, морковь и т. д.Дидактическая игра «Угадай вид спорта»Цель: закрепить знания детей о различных видах спорта.Оборудование: карточки с изображениями атрибутов к каждому виду спорта.Например, мяч, форма футболиста, ворота, футбольное поле-футболистЛед, коньки-фигурист.Дидактическая игра «Чтоб быть здоровым, я буду..»Цель: закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни.Оборудование: сюжетные картинки с положительными и отрицательными факторами для здоровья человекаДидактическая игра «Предметы личной гигиены»Цель: закрепить знания детей о пользовании индивидуальными предметами личной гигиены.Оборудование: предметы личной гигиены (или картинки), мешочек.№1. Аналог игры " Волшебный мешочек»№2. Ребенок выбирает среди предложенных предметов, предметы личной гигиены.Дидактическая игра «Азбука настроения»Цель: закрепить умение детей различать и называть эмоциональное состояние сверстников, его влияние на здоровье; воспитывать желание иметь всегда хорошее настроение.Оборудование: иллюстрированные картинки с изображением детей в разном настроении.Дети отгадывают эмоцию по картинке, (или по показу ребенка), определяют позитивность или негативность ее для состояния здоровья.Дидактическая игра «Правила безопасности»Цель: закрепить правила обращения в окружающем для предупреждения травматизма.Оборудование: сюжетные картинкиАналогичные игры: «Правила поведения за столом», «Правила поведения на улице», «Опасные предметы», «Правила поведения в магазине» и тому подобное.Приложение 2Памятка для воспитателей «Рекомендации и советы воспитателям по формированию валеологического сознания дошкольников в условиях УДО»1. Формирование валеологического мировоззрения должно проводиться постоянно, систематично, как на занятиях, так и в разных режимных процессах.2. Очень хорошо, когда тема, рассматриваемая на занятии, логически завершается в играх и других видах деятельности, ежедневном постоянном общении взрослого и ребенка.3. Каждый педагог подбирает материал, форму проведения в соответствии с уровнем знаний и особенностями детей.4. Сведения об анатомическом строении органов и систем человеческого организма стоит предоставлять достаточно осторожно, чтобы не перегружать детей. Закрепить лишь те знания, которые доступны содействию дошкольника и помогают прийти к необходимым жизненным выводам относительно роли и потребности выполнения культурно-гигиенических навыков, определенных программами дошкольного воспитания.5. Подборка сообщений по валеологическому образованию должна опираться на научно-обоснованные положения программы для дошкольников, исходя из тех требований, которые встают перед ребенком. Желательно избегать приемов сравнения человеческого организма с действиями машин, техники (сердце – двигатель, сосуды – трубы, клетки кожи – кирпичи и т.д.), как это иногда случается. Ведь впечатлительное детское воображение может легко перенести свойства неживой техники на человека и создать образ механической совершенства человеческого организма, в котором при необходимости можно заменить поврежденный или больной орган, как детали машины. А это может привести к самоуничтожению собственного здоровья, неосторожному обращению с собственным телом.6. Обязательно детям среднего дошкольного возраста сообщать валеологические знания в игровой форме, используя для этого сказочных героев.