Обучение диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка
Автор: Гуржий Тамара Ивановна

Обучение диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка
1. Ведущая цель изучения английского языка – коммуникативная.
Мы знаем, что основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в школе является коммуникативная цель. Одной из форм речевого общения является диалогическая речь. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи.
Первое, что можно сделать, обучая иностранному языку на начальном этапе, — формировать у школьников умение общаться (коммуникативные умения), необходимые для любого человека в обществе, в коллективе. Оно предполагает умение слушать собеседника, вступать в общение, поддерживать его, и т.д.
2. Задачи.
.Опираясь на исследования учебного процесса, и исследования диалогической речи мною были определены следующие задачи :
✽ Дать понятие диалога , чтобы ребята убедились, что вопросно-ответная форма лишь частный, хотя и самый распространенный способ диалогового общения. На различных примерах следует показать, что речь лишь тогда будет живой, естественной и по настоящему диалогической, если в содержание реплик будут включены приветствия, сообщения, приглашения, выражения различного рода чувств (удивления, благодарности, уверенности, сомнения), оценка факторов и т.д.
Good morning. How are you? We are glad to see you. - What happened to…? - I’m not sure. Let’s do…. Really?
Ни для кого не секрет, что с таких на первый взгляд простых фраз начинается любое общение людей.
✽ Обучить ребят нужным репликам, натренировать их до уровня автоматизма при употреблении различных клише в различных ситуациях: Did you like the text? - I think that…; As for me…; I’d like to tell about….
✽ Научить школьников обмениваться этими репликами в соответствующих ситуациях, т.е. научить их вести собственно диалог.
✻ Используя реплики, передающие характер истинно английской речи, обучить детей культурным аспектам страны изучаемого языка. You are welcome. Not at all. Help yourself. и мн.др.
✻ Опробовать модель диалога при постановках спектаклей.
3. Общая психологическая характеристика
Процесс овладения иностранным языком также требует рассмотрения ряда психологических вопросов. Для учителей начальной школы важно как происходит овладение иностранным языком на начальном этапе. К начальному этапу мы относим 2 -4 классы школы.
Во-первых, возраст: чем младше школьник, тем продолжительней должна быть устная работа. Именно поэтому первый год обучения включает обучение только устной речи.
Во-вторых, самим отобранным учебным материалом, насколько его характер и объем позволяют обеспечивать информативность первых устных высказываний.
В-третьих, оснащенность учебного процесса. Например, видеозаписи, когда представляется возможность видеть ситуацию, слышать звучащую речь и видеть ее в виде титров.
В-четвертых, условия обучения, к которым относятся наполняемость группы, ее личный состав, квалификация учителя, его личностные характеристики.
Я уверена, что организуя устное (диалогическое) общение учащихся , необходимо создавать, психологически благоприятную атмосферу, располагающую детей к тому, чтобы слушать, говорить, читать на изучаемом языке и делать это с удовольствием. А для этого, я считаю, не следует, показывать раздражение неумением учеников с точностью воспроизвести те или иные фразы, наоборот следует вселять в них уверенность, что они уже могут что-то понять и сказать это на иностранном языке. Необходимо учитывать личные взаимоотношения детей при организации беседы (диалога) и т. д. Как правило, и на своем родном языке люди общаются с теми, с кем комфортно вести беседу.
Диалогическая речь всегда должна быть мотивирована. Это означает, что мы всегда говорим по какой-то причине, с какой-то целью, которая определяется либо внешними, либо внутренними стимулами. Эту характеристику непременно нужно учитывать уже на начальном этапе.
4. Монолог и диалог. Их взаимосвязь.
Наблюдения за школьной практикой обучения диалогической речи показывают, что существует опасность смешения диалога и монолога. Причиной этого является их тесная взаимосвязь и взаимопроникновение в речевой деятельности. Такая связь видна уже из самих определений диалога и монолога, что закономерно подчеркивается многими методистами: Диалог представляет собой цепь реплик или серию высказываний, которые обычно порождаются одно другим в условиях непосредственного общения двух или более собеседников. Монолог речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли намерения, оценку событий и т.д.
5. Методика формирования диалогической речи.
Диалог связан с рядом умений обеспечивающих ход беседы. Самое простое средство, которое вызовет ученика на беседу , как стимулирование на высказывание для нас - вполне стандартные вопросы, использующие изученную в том или ином классе лексику.
✺ Общение осуществляется не только устно, но также через чтение или аудирование. Для этого мы используем задания коммуникативного характера, то есть, что узнал, услышал, о чем прочитал, как к этому относишься. (задания reading (listening) comprehension)
Также используя интерактивную доску, можно учащихся попросить расставить предложения из диалога в правильном порядке, дать ответы на вопросы. Или использовать материал на доске, как вспомогательные упражнения.
✺ Я считаю, что необходимо постоянно показывать учащимся их продвижение, их успехи в экспрессивной речи. Для этого очень важен выбор и создание учебно-речевых ситуаций. Например, учащиеся 2 класса с удовольствием обсуждают тему ”My Toy”. Они приносят игрушки, картинки и фотографии своих игрушек и говорят о них в классе, или о том, чтобы им хотелось иметь. Задают друг другу вопросы. Это придает высказыванию личностный смысл. Также происходит с темой “Sport” в 3-м классе и темой “My Pet” в четвертом.
✹ Для того , чтобы обучение реагированию не было формальным и носило коммуникативный характер, можно использовать разнообразные игры, особенно принимая во внимание, что перед нами ученики начальной школы. Например, очень важно научить учащихся быстро реагировать на стимулирующие вопросы. В процессе собственной работы я использую игру пинг-понг: Do you like to play badminton?- Yes, I do- Can you play it well? - Yes, I can- Did you play it in the camp? - Yes, I did- Is it difficult to play it? - No, it isn’t- Will you teach me to play it? - Yes I’ll do it with great pleasure
Эта игра проводится в быстром темпе, формирует у учащихся правильную реакцию на разнообразные стимулирующие вопросы. Учитель начинает игру, затем передает свою функцию детям. Также всегда весело проходит игра попугай. Ведущий говорит фразу в утвердительной форме: “I like to watch TV” Другой ученик должен за ним быстро повторить: “I like to watch TV, too.”, затем поменять утверждение на отрицание: I like to swim – I don’t like to swim и наоборот He doesn’t like to jump – He likes to jump. До конца игры доходит тот, кто ни разу не ошибся. Повторяя подобную работу в ходе обучения реагированию, (а оно должно проходить на протяжении всего начального этапа, потому что составляет суть беседы (диалога)), учитель добивается формирования этого важного умения. Эта работа позволяет предупредить и исключить типичные ошибки.
6. Вывод-заключение.
Речь всегда обращена к слушателю, адресована аудитории. Это означает, что мы всегда говорим с кем-то, для кого-то, чтобы высказать свое мнение, поделиться мыслями, убедить, доказать, спросить, попросить, и т д. Иными словами, речь должна носить обращенный характер.
Речь всегда эмоционально окрашена, когда говорящий выражает свои мысли, чувства, отношение к тому, что он говорит. При обучении речи, начиная с первых высказываний, нужно учитывать эту характеристику. Если ученик говорит о том, что ему небезразлично, пусть даже ограниченными языковыми средствами, не боится допустить ошибку, то его речь будет эмоционально окрашена, она будет выражать его отношение к тому, что он говорит. А для нас – учителей, это будет маленькая победа на пути обучения диалогической речи в начальной школе.