Конспект НОД "Формирование математических представлений с использованием символических средств в подготовительной группе "Путешествие в математический сад»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД "Формирование математических представлений с использованием символических средств в подготовительной группе "Путешествие в математический сад»
Автор: Шайдуллина Гульназ Наиловна
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 53 «Яблонька» г. Димитровграда Ульяновской области.Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием символических средств в старшей группе «В гостях у Королевы Математики. Путешествие в математический сад»Подготовила: Шайдуллина Г.Н.Димитровград 2023г.Цель: закрепление и систематизация элементарных математических представлений у детей с использованием символических средств.Задачи Обучающие: Формировать элементарные математические понятия через характеристику геометрических объектов: цвет, форма, объем, размер (блоки Дьенеша) Закрепить умение детей выкладывать числовые карточки в нужном порядке.Упражнять в умении различать пространственные направления и в ориентировке на плоскости.Уметь преобразовывать простые фигуры в сложные на примере палочек Кюизенера.Развивающие:Развивать логическое мышление, оперировать мыслительными процессамивнимания.Развивать смекалку, зрительную память, воображение.Способствовать развитию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.Воспитывающие:Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно.Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу.Методы и приёмыПрактические: использование сюрпризного момента.Наглядные: (использование демонстрационного и раздаточного материала).Словесные: (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение, конверт с заданиями, коробка - «черный ящик», свиток, ватман (ковер – самолет) со схемами – заданий, поднос с блоками Дьенеша, полоски с цифрами, карта с заданием (математические символы), мяч, фломастеры, игровое поле с ячейками, схема (палочки Кюизенера), коробка с геометрическими телами, тарелочки с различным материалом для выкладывания цифр, палочки с наклеенными улыбками для гостей.Воспитатель (В): Здравствуйте, слово какое чудесное,Чуточку доброе, чуточку нежное,Здравствуйте! – скажем мы этому дню,Здравствуйте! – скажем мы всем и всему!В: давайте поздороваемся с нашими гостями, подарим им улыбку. Звучит аудиозапись музыки из передачи «Что, где, когда?»В: Ребята, а я знаю, откуда эта музыка, она из интеллектуальной игры про вопросы и ответы. А вот и сюрпризный момент. Педагог и дети подходят к столу, на котором стоит «черный ящик», на нем лежит конверт с заданием.В: Посмотрите – это черный ящик, в котором наверняка приготовлено для нас интересное задание. Но чтобы его открыть, мы должны ответить на вопросы, которые находятся вот в этом конверте.Педагог открывает конверт, читает задание.В: Ребята, ой, как интересно, здесь веселые математические загадки, и я, так понимаю, что отгадав их, мы сможем открыть наш ящик.Задание 1.Отгадывание математических задачУ бабушки внучка Маша, кто Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки? (ответы детей)На столе лежало 5 яблок, одно упало, одно съели. Сколько яблок осталось? (ответы детей)У утки две лапы, сколько лапок у 2 утят? (ответы детей)Стоит в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (ответы детей)В: Молодцы, справились и теперь мы смело открываем наш «черный ящик».Педагог открывает его и достает свиток, читает его: « Ребята, приглашаю вас посетить мой математический сад. А для того, что бы вы, как можно быстрее, до него добрались вам от меня первое задание. Перед вами ковер – самолет, а так как им давно никто не пользовался, у него появились прорехи и их надо починить. Жду вас с нетерпением, ваша Королева Математики»В: Ну что ж, пора отправляться в путь – дорогу. Перед вами лежат блоки Дьенеша, берите любой. На ковре – самолете для каждого блока приготовлены символы, которые соответствуют только данному блоку. Будьте внимательны, не ошибитесь, выполните задание правильно.Задание 2. Дети приклеивают блоки в ячейки «ковра – самолета»В: Молодцы, ребята, починили самолет, можно отправляться в путь. Взялись за руки, закрыли глаза и произносим слова: «Раз, два, ковер – самолет, лети!»Звучит аудиозапись полета самолета, выходит Королева Математики (К.М) Дети открывают глаза.Входит К.М.КМ: Здравствуйте, ребята, я рада, что вы приняли мое приглашение. Я живу в самой замечательной стране – цифр, знаков, символов и геометрических фигур. А чтобы попасть в мой сад, вам еще одно задание – построить цифровой «мост», соблюдая последовательность от одного до десяти.Задание 3. Дети на полу собирают «мост» из полосок с цифрами, соблюдая заданную последовательность.КМ: Молодцы, справились с заданием. Приглашаю вас в мои владения. Но и здесь вас ждет задание. Подойдите к столам, на них лежат карточки, на которых нарисована дорога. Вам нужно будет найти правильную схему к ней. Обведите номер той строки, которая, как вы считаете, соответствует нашему пути.Задание 4. Дети работают за столами, находят правильный вариант. КМ дает оценку проделанной работеВ: ребята, посмотрите, в конце дороги нарисован мяч, а это значит, что пришло время вам поиграть в игру «Назови пословицы и поговорки, где присутствуют цифры.»Дети встают в круг, передавая друг другу мяч, выполняют задание.В: Молодцы, ребята! Уважаемая Королева, а сейчас мы предлагаем тебе послушать, какие дни недели мы знаем. Ребята разделитесь: девочки встанут по правую мою руку, мальчики – по левую и расскажите, чем вы занимались всю неделю.Задание 5. Дети выполняют пальчиковую гимнастику.В: Ребята, я приглашаю вас сесть за столы (дети сели).Для каждого из вас приготовлено игровое поле с девятью ячейками, в которых расположены цифры от одного до девяти. Слушайте мои задания внимательно и правильно ориентируйтесь на этом листе.Задание 6. Работа детей с игровым математическим полем, разделенным на 9 ячеек, и фишками- Положите фишку в ту ячейку, которая обозначает количество дней в неделе- Положите фишку в ту ячейку, которая обозначает количество голов у Змея Горыныча.- Положите фишку в ту ячейку, которая обозначает количество времен года.- Положите фишку в ту ячейку, которая находится в правом нижнем углу.- Положите фишку в ту ячейку, которая находится в середине всей таблицы.- Положите фишку в ту ячейку, которая находится в левом верхнем углу.- Положите фишку в ту ячейку, которая обозначает количество глаз, ушей, ноздрей, рук и ног у человека.- Положите фишку в ту ячейку, где находится цифра, которую, если перевернуть, она превратится в цифру 9. - Какая цифра осталась не закрытой? – 8. На что она похожа? (ответы детей)КМ: Какие молодцы, хорошо ориентируетесь на плоскости. А у меня для вас еще интереснее задание. Я уверена, что вы знакомы с геометрическими фигурами. А вот знаете ли вы объемные геометрические тела? (ответы детей). Замечательно! У меня есть волшебная коробка, в которых они и находятся (КМ показывает корбку). Мы с вами обязательно поиграем в игру «Узнай геометрическое тело», но для этого вам, используя палочки Кюизинера, нужно собрать ключ. Вы можете ориентироваться на схему (показ схемы) или придумать свой вариант. Приступайте к работе.Задание 7. Дети собирают ключ из палочек Кюизенера.В: Замечательные ключи получились! Королева Математики! Мы очень хотим поиграть в обещанную Вами игру.Задание 8. Дети просовывают одну руку в прорезь коробки, называют геометрическое тело, достают его из коробки, убеждаются в правильности предположения. Если ребенок на начальном этапе сомневается, можно предложить ему воспользоваться второй рукой.В: Молодцы! Правильно назвали все геометрические объемные тела! А теперь предлагаю всем немного отдохнуть.Динамическая пауза.Руки поднялись у нас – это «раз»,Повернулась голова – это «два»,Руки вниз, вперед смотри – это «три»,Руки в стороны пошире,Развернули на «четыре»,С силой их к плечам прижать – это «пять»,Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».КМ: Уважаемая Королева! Ты ведь очень любишь цифры, ты же Королева точных наук. А мы знаем, что цифры бывают не только написанные и напечатанные, но и их можно выложить из различных материалов (Королева удивляется)КМ: Очень хочется на это посмотреть.В: Ребята, садитесь за столы, перед вами картон, на котором вы будете выполнять задание. Для вас приготовлены различные материалы, выбирайте, с чем вы будете работать и любое место для работы. Надо выложить ту цифру, которую вытяните.Задание 9. Детям предлагается на выбор перевернутые карточки с цифрами. Дети поочередно вытягивают их, выполняют задание (камешки, пуговицы, тыквенные семечки и т.д.)КМ: Как интересно! Я никогда не видела таких цифр! Вы меня сегодня порадовали и удивили своими знаниями и умениями! На этом хочу с вами попрощаться. Всего хорошего! Я желаю вам, чтобы вы всегда дружили математикой! (уходит)В: Теперь нам пора возвращаться в наш сад. Взялись за руки, закрыли глаза, и произносим слова: «Раз, два, три, ковер – самолет, лети!» Наше путешествие подошло к концу, и мне хочется завершить его замечательным стихотворением, а вы мне поможете.И с вами нам пришёл черёд,Сыграть в игру «Наоборот».Скажу я слово «Высоко»,Ответите мне - «Низко»,Скажу я слово «Далеко»,Ответите мне - «Близко».А если «Трус» скажу я вам?Ответите – «Храбрец», Теперь «Начало» я скажу, Вы скажете – «Конец»!В: Ребята, вам понравилось наше математическое путешествие? (ответы детей). А теперь я предлагаю вам узнать, понравилось ли оно нашим гостям. Уважаемые , оцените, пожалуйста, наши старания улыбками веселыми или не очень (педагог показывает гостям два вида улыбок.)В: Спасибо за оценку и говорим всем: «До свидания!»