"Программа дополнительного образования "Дорога добра"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Программа дополнительного образования "Дорога добра"
Автор: Приказчикова Ирина Александровна

   Структура образовательной  программы1.  Пояснительная записка. .......................................................................................................31.1    Актуальность программы. ............................................................................................. 31.2    Организация образовательного процесса. .................................................................. 31.3    Цель и задачи программы. ............................................................................................ 41.4    Планируемые результаты. .............................................................................................42.  Учебно-тематический план. ..................................................................................................53.  Содержание программы ...................................................................................................... 54.  Контрольно-оценочные средства ..................................................................................... 115.  Условия реализации программы ...................................................................................... 156.  Список литературы…………………………………………………………………………  16            1. Пояснительная записка. Программа имеет социально-гуманитарную направленность. Уровень освоения образовательных результатов – стартовый. Занятия по программе «Уроки добра» направлены на профилактику психологического состояния здоровых детей в дошкольном образовательном учреждении, на снижение  риска отрицательно влияющих факторов на  психологическое здоровье ребенка.  1.1Актуальность программы В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить детей, имеющих отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Детская неуверенность, трудности общения, низкая самооценка, недостаточно развитая дифференциация эмоций, агрессивность рассматриваются как социальные явление, поэтому очень важно своевременно найти пути формирования  у детей миролюбия и доброжелательного поведения. Одним из важных задач  дошкольного воспитания   является работа над развитием эмоционально-волевой сферы детей.Новизна  программы Новизна программы заключается в том, что она позволяет через игровую и групповую деятельность, учитывая специфику дошкольного возраста, сформировать социально приемлемые способы общения и взаимодействия детей  со взрослыми людьми и сверстниками, обучить их  адекватному поведению в соответствии с окружающими условиями и событиями, поддержанию положительного эмоционального фона, оптимистического настроя, воспитать  доброжелательное отношение к окружающим.    Целевая группа  Программа «Уроки добра» предназначена для дошкольников в возрасте 5-6 лет, не имеющих специальной подготовки.  Возрастные особенности целевой группы     В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств  и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. К 5-6 годам некоторые психические процессы становятся более произвольными в плане возможностей управления ими, хотя непроизвольность и в этом возрасте является их основной характеристикой. Внимание становится более устойчивым и длительным, в известных пределах развивается способность организовывать и планировать свою деятельность.             Для детей этого возраста характерна тяга к словесному общению со сверстниками и взрослыми. У них высокая зрительная активность: они любят рассматривать визуальные объекты, замечают многие их характерные признаки и задают множество вопросов, что свидетельствует о наличии у них психологической готовности к взаимодействию со сверстками и взрослыми. 1.2 Организация образовательного процессаФорма обучения: очная. Очная форма организации процесса обучения предусматривает такие формы обучения, как: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы обучения: вопросно - ответный, метод сравнивания, беседа проблемного изложения, стимулирования самостоятельной деятельности, игровые методы, имитационные игры, обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них, примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке,  чтение и обсуждение художественных произведений. Виды деятельности: лепка, лего-конструирование, сюжетно-ролевая игра, элементы видеоблоггингаТрудоемкость программы – 72 часа;Программа рассчитана на один год обучения; Режим занятий по программе: 2 занятия в неделю;Продолжительность одного занятия - 30 минут;Комфортность режима работы достигается ориентацией на психофизические возможности конкретной возрастной группы, настроем на доброжелательность и толерантность, а также дифференцированным подходом к рабочему темпу и возможностям ребёнка. Условия набора и добора обучающихся.Набор и добор в группы осуществляется без специального отбора. Наполняемость групп – 15 человек. Количество обучающихся в  группе определяется в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности.Предполагаемый состав групп – обучающиеся одного возраста. Формы проведения занятий: беседа, занятие-игра, социально-поведенческие тренинги,  решение конфликтных ситуаций, упражнения, театр, экспромт.1.3. Цель и задачи программыЦель программы: формирование у дошкольников социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности. Задачи: 1.  Развивать коммуникативные навыки взаимодействия в парах, в группе;  2.  Обучать детей конструктивным способам управления собственным поведением; 3.  Развивать воображение, внимание, память в процессе игрового общения. 1.4. Планируемые результаты.                            2. Учебно-тематический план. 3. Содержание программы      4. Контрольно-оценочные средства  Результативность образовательной программы определяется по результатам диагностики знаний, умений, навыков обучающихся к концу учебного года, участию  в тематических праздниках. Мониторинг результатов по данной программе проводится 3 раза в год (в сентябре, феврале, мае). Это позволит оценить динамику развития обучающегося, спланировать дальнейшую работу для формирования необходимых навыков.  Виды контроля  Уровень достижения результатов определяется по десятибалльной шкале. По итогам освоения программы по каждой группе результатов (личностные, по направленности программы) определяется среднее значение, которое соотносится с уровнем образовательных достижений:●        повышенный уровень - от 8 до 10 баллов; ●        базовый уровень - от 4 до 7 баллов; ●        пониженный уровень от 0 до 3 баллов. Критерии и показатели оценки уровня образовательных результатов  Сводный лист образовательных результатов 5. Условия реализации программы  Перечень материально-технического обеспечения программы 1.Ноутбук.2.  Принтер.3.  Мультимедиа-проектор.4.  Экран. 6. Список литературы 6.1 Нормативные документы1.              Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.              Национальный проект «Образование» (Паспорт проекта утвержден: 24 декабря 2018 года) [Электронный ресурс]: 3.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р  [Электронный ресурс]: .4.              Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 5.              Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».6.              Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 7.              Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ».8.              Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14.9.              Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13.6.2 Список литературы для педагогов1. Арефьев И. П. Духовно-нравственное воспитание: нерешенные вопросы / И. П. Арефьев // Педагогика. – 2012. – № 7. – С. 49-54.  2.Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи/А. Багашев //Воспитание школьников. – 2012. – N9. – С. 10-13 3.Байкова Л.А., Гребенкина Л. К. и др. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 256 с.  4.Белоусова О. В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности.Методическое пособие. – М.: перспектива, 20012. – 104 с. 5.Васильева Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовнонравственных ценностей / Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. – 2011. – N 4. – С. 37-41.  6.Германова Е. А. Стимулирование учащихся к духовному развитию / Е. А. Германова // Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 27-31.  7.Гликман И. З. Теория и методика воспитания. – М.: НИИ школьных технологий, 2012. –320 с. 8.Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор:           пособие          для      учителя.–М.: Просвешение,            2011.–223 с.  9.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданиниа России.–М.: ОАО « Издательство «Просвещение»,2011. – 36 с.   10.Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие / Под ред. Е. Н.Степанова. – М.: Сфера, Творческий центр, 2016. – 160 с.11.Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2013. – 256 с.  12.Чанышев А. Х. Воспитание подрастающего поколения – приоритет образования / А. Х. Чанышев // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 68-706.3. Список литературы для обучающихся и родителей1.    Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей, С-ПРечь.2012.2.    Радынов О.П. Музыкальное развитие детей. В 2. М.,2012.3.    Ситаров В.А. Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. М.,2011.4.    Стрелков Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. Журнал Обруч,2011, №4.5.    Семенака С.И. Уроки добра М., 2012.6.    Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков,2012.7.    Фесюкова Л.Б. От трех до семи.8.    Худенко Е.Д. Как научить ребенка думать и говорить. М.2014.9.    Чистякова М.И. Психогимнастика./ Под ред. М.И. Буянова. М.,2015.