Последовательность движений на уроках Классического танца»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Последовательность движений на уроках Классического танца»
Автор: Главатских Ирина Николаевна

МАУО ДОД Очерская ДШИ
Методическая разработка
по хореографии
на тему
Последовательность движений на уроках Классического танца
(младший школьный возраст).
Разработал
преподаватель хореографии
МАУО ДОД Очерская ДШИ
Главатских И.Н.
г. Очер, 2024г.
Аннотация
Данная методическая разработка создана на основе опыта работы, адресована педагогам – хореографом, работающим с детьми младшего школьного возраста, преподавателям ритмики и танец, преподавателям классического танца,
Содержание:
Введение. Система обучения на хореографическом отделении в ДШИ.
Основная часть
- Теоретические основы.
Экзерсис у палки.
Экзерсис на середине зала.
Allegro
Танцевальная комбинация.
- Практика
Заключение
Список использованных источников.
Введение
В основе обучения Классическому танцу, лежит система движений классического танца А.Я. Вагановой, в адаптированном варианте, учитывающем органические физические данные большинства детей , обучающихся в детской школе искусств. В начале пути дети не должны знать, что они плохо одарены или имеют недостаточные данные. Ведь через эмоциональное состояние нужно воздействовать на желание ребенка работать. Не думай о том , что ты упадешь , и ты не упадешь советовал детям и взрослым Г.С. Андерсен. Многие учащиеся ДШИ не имеют выдающихся данных. Педагог должен точно давать замечания и требовать правильности исполнения , тогда под чутким руководством педагога можно достичь великолепных результатов.
Для учащихся младших классов, программа классического танца предусматривает на начальном этапе обучения основам классического танца небольшой по объёму материал, в силу их мышления. Постепенно элементы классического танца насыщаются конкретным содержанием и получают разнообразную в музыкальных темпах и художественных образах реализацию. Основной задачей в первом - третьем классах школы искусств является освоение азбуки классического танца. Развиваются физические данные, такие как выворотность, танцевальный шаг, правильная постановка корпуса, гибкость, устойчивость, лёгкий высокий прыжок, на уроках ритмики четкая координация движений, ритмичность, музыкальность. Всё это - элементы, необходимые для дальнейшего развития техники танца. Наряду с этим, передо мной стоит задача привития основных навыков слушать музыку и передавать в движении её образное содержание. Уроки прививают ученику навык самостоятельной работы. По мере того, как учащиеся овладевают "мышечной памятью" и у них появляется ощущение внешней линии и формы исполняемого движения, я постоянно совершенствую учебные приёмы с учётом индивидуальных особенностей детей, степени их физического развития, возраста пола, темперамента и других факторов.
Основная часть.
Теоретические основы.
Экзерсис у палки.
В первом классе экзерсис у палки и на середине зала исполняется на всей ступне.
Plie во всех позициях. В этом упражнении участвуют корпус, руки и голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных медленных движениях. Тело ученика подготавливается к более сложным движениям (разогревается), и поэтому целесообразно начинать урок с plie.
Battements tendus, это движение, тренирующие и вырабатывающие силу ног. Здесь активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц.
Battements tendus jetes органически связаны с battements tendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battements tendus, ускоряется в два раза.
Ronds de jambe par terre . это движение развивает и укрепляет тазобедренный сустава и выворотности ног.
Battements fondus. Это первое движение, в котором опорная нога поднимается на полупальцы, подготавливаясь к дальнейшей, более усиленной работе. К battements fondus Это упражнение развивает и укрепляет суставы и связки бедра , колена, способствует развитию выворотности и вырабатывает плавность и эластичность движения.
Frappes и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).
Ronds de jambe en l`air, разрабатывающие подвижность коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность.
Petits battements sur le cou-de-pied — вырабатывает быстрое, свободное владение нижней частью ноги (от колена до носка) при выворотном и неподвижном положении верхней части.
Grands battements jete (большие батманы), это упражнение для развития танцевального шага.
Экзерсис на середине зала.
На первом и втором году обучения хореографии экзерсис на середине зала идет в строго последовательном программном порядке и исполняется полностью. Основными движениями экзерсиса на середине зала, которые должны исполняться ежедневно, можно считать battements tendus, jetes, fondus и большие battements.Rond de jambe par terre могут комбинироватьсясосновнымидвижениями. В младших классах adagio состоит из простейших форм releve lent на 90, developpe, port de bras, исполняемых в медленном темпе и на всей ступне.
Особой частью урока классического танца является прыжки(allegro).Его главная задача – овладение техникой прыжка без дополнительных усилий. Агриппина Яковлевна Ваганова подчёркивала совершенно особое значение этой части урока: В нём заложена танцевальная наука, вся еёсложность и залог будущего совершенства.
И в заключений танцевальная комбинация. Танцевальность и исполнительское мастерство обучающегося должны развиваться на занятиях параллельно с овладением танцевальной техникой. Работать над пластикой движения отдельно от техники также невозможно. Но на первом этапе изучения того или иного движения внимание обучающихся , следует направить на его техническую передачу. Спустя время каждое движение получит соответствующую пластично – музыкальную форму – то есть танцевальность.
Практика. Урок хореографии 2 класса.
Тема:Основы классического танца.
Тип урока:урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Цель:Освоение основных элементов Классического танца.

Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках;
- развить осмысленное исполнение движений;
- укрепить опорно-двигательный аппарат
- совершенствование мастерства выполнения элементов классического танца
Воспитательные:
- формировать культуры исполнения , умение вести себя в коллективе;
- психологически раскрепостить учащихся;
- формировать чувства ответственности;
- активизировать творческие способности;
- умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогам
Развивающие:
- развить координацию движений;
- развить выносливость и постановку дыхания;
- развить познавательные интересы и творческий потенциал учащихся.
Основные методы работы:
- наглядный (практический показ);
- словесный (объяснение, беседа);
- практический (выполнение упражнений).
Средства обучения:
- музыкальный инструмент (пианино);
- музыкальный центр (ТСО)

Педагогические технологии:
- игровая технология;
- здоровьесберегающая технология;
- личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.
План урока
Вводная часть урока (5 мин.)
- вход в танцевальный зал;
- поклон преподавателю и концертмейстеру;
- обозначение темы и цели урока;
- беседа о значении движений классического экзерсиса
Основная часть (35 мин.)
- движения классического экзерсиса у станка;
-элементы классического экзерсиса на середине;
-allegro;
- танцевальные комбинаций на середине зала.
Заключительная часть урока (5 мин.)
- игра Артисты и зрители;
- анализ выполненных заданий учащимися и преподавателем
- основное построение для выхода из зала;
- поклон педагогу и концертмейстеру;
- выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение
Конспект урока
Вводная часть урока
Вход учащихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке. Музыкальное сопровождение марш, муз.р. 4/4.
Поклон преподавателю и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение вальс, муз.р. .
Обозначение темы и цели урока.
Экзерсис у станка
Demi-plie u grand plie (М/р 3/4) по 1,2,5 позициям ног
Battements tendus(М/р 2/4)Показ преподавателем правильного исполнения упражнения. Применяется прием: "Делай как я". Преподаватель обращает внимание на равномерное размещение тяжести корпуса, на силу ног.
Battements tendus jetes (М/р) 2/4)
Перед началом упражнения преподаватель задает вопрос: "Как переводится "jetes"?
Battements fandu (М/р -3/4) - вырабатывает мягкость приседания и эластичность. Преподаватель может привести сравнение с растяжением и сдержанным сокращением тугой резиновой ленты.
Grands battements jete (М/р- 2/4) Преподаватель обращает внимание на возможные ошибки в исполнении, на выворотность тазобедренного сустава.
Растяжка(М/р -3/4 вальс) Исполняется с правой и левой ноги.
Экзерсис на середине зала
Я говорю о секрете устойчивости.
Повторяются упражнения, исполняемые у станка
Demi-plie u grand plie (М/р 3/4) по 1,2,5 позициям ног
Battements tendus(М/р 2/4)
Battements tendus jetes (М/р) 2/4)
Я задаю вопрос: "Чем начинается и заканчивается каждый прыжок в классическом танце?".
Прогнозируемый ответ " plie"
Allegro:
Temps leve soute по 1,2,5 позициям ног.
Pas echappe во 2-ю позицию ног.
Pas changement de pied.
Полька в комбинаций с подскоком;
Боковой голоп с хлопками
Подскоки с хлопками в повороте вокруг себя.
В заключение 1 и 2 Port de bras руками для восстановления дыхания.
Я: "Всем спасибо. Думаю, со своими задачами мы справились.
Анализ урока учащимися и преподавателем.
Поклон. Конец урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основе всего урока с учащимися положеназдоровьесберегающая технология, а такжеличностно-ориентированная технологияс дифференцированным подходом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А.Я. Ваганова Основы классического танца, Л., Искусство
Абросимова Г.С., Возрастная психология / Г.С. Абросимова. - М.: Академия,1997.
Меднис Н.В. , Ткаченко С.Г. Классический танец – Издательство Лань, 2011.
Нарская Т.Б. Классический танец .- Челябинск, 2004.
Звездочкин В.А. Волшебный мир танца.- Издательство Просвещение
Бабкина Т.П., Авторская образовательная программа "Классический танец - как профилирующая дисциплина на хореографическом отделении ДШИ" / Т.П. Бабкина. - Самара, 2004.
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца / Н. Базарова, В. Мей. - Л.: Искусство, 1983.
Волынский А.Л. Книга ликований: Азбука классического танца / А.Л. Волынский. - Л.: Искусство, 1999
Костровицкая В.С., Писарев, А.А. Школа классического танца. / В.С. Костровицкая, А.А. Писарев. - Л.: Искусство, 1986 - 3-е изд.
Костровицкая В.С. Классический танец. Слитные движения / В.С. Костровицкая. - М.: Советская Россия, 1961.