ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Автор: Ободец Наталья Викторовна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИНа современном этапе основной целью педагога является развитие ребенка, его личности с неповторимым внутренним миром. Чтобы достичь этой цели, необходимо применять такие технологии, которые будут оптимально соответствовать поставленной цели развития личности. Внедрение инновационных технологий в работе с детьми становится приоритетной задачей педагога. Традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать требованиям ФГОС, а использование инноваций в работе с детьми открывает педагогам новые возможности преподнесения материала. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлѐнных, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов. Целью инновационной деятельности в ДОУ является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. К сожалению, в ДОУ с каждым годом растѐт количество детей с ОВЗ. Следовательно, одной из основных задач в работе с такой категорией детей является сохранение, поддержание и укрепление здоровья ребѐнка. Поэтому, с данной категорией детей приоритетным направлением является использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе, которые направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. В МБДОУ «Детский сад «Аленка» реализуется целенаправленная программа по оздоровлению воспитанников. Занятия проводятся в «режиме динамических поз». Дети не сидят постоянно за столами. Там, где возможно, выполняют задания стоя или перемещаются по группе. В моменты релаксации дети могут прилечь на ковре, послушать спокойную музыку и отдохнуть. Следующая методика – это построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью данной методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора. Опыт показал, что такие занятия, как обучение грамоте, развитие речи эффективны в данном режиме, т. к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, туловищем. Это повышает работоспособность детей, способствует гармоническому формированию функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций, снижает утомляемость. В своей работе мы используем упражнения и игры для развития правильной осанки. С огромным увлечением дети выполняют «Алфавит телодвижений», где, воспринимая заданную букву, используют мышечное напряжение, соединяя его с абстрактным представлением. Дети телом рисуют любую букву, а это движение, мышление, развитие. На логопедических занятиях используем точечный массаж и взаимомассаж, который очень нравится детям, массаж рук, пальцев рук, различные пальчиковые игры. В организационные моменты включаем релаксационные, мимические, имитирующие упражнения. Релаксационные упражнения помогают снять повышенное напряжение у детей с дизартрией. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более увлекательным и занимательным, применяем такой метод, как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Развивая мелкую моторику, создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Также на занятиях используем методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей и коррекции проблем в различных областях психики. Применение данного метода позволяет улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снижает утомляемость, повышает работоспособность. Использование инновационных технологий повышает результативность коррекционного процесса. Каждая из этих технологий имеет оздоровительную направленность, формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, повышает работоспособность, внимательность, активность, оказывает стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность, развивает речь. Библиографический список 1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2008. Т. 7. № 2. С. 21−59. 2. Выготский Л. С. Педагогическая технология /под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 2007. С. 87. 3. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2015. № 10. 4. Гликман И. З. Теория и методика воспитания. М.: Владос, 2003. 168 с. 5. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998. 6. Сивцова А. М. Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении на последующую адаптацию ребенка к школе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 51. URL: . ru/article/n/vliyanie-kompleksnogo-ispolzovaniya-zdoroviesberegayuschih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-doshkolnomobrazovatelnom-ucherezhdenii-na (дата обращения: 05.10.2020). © Цыбульская М. В., Угренинова Е. А., Бурлутская К. Е., 2020