Организация проектной деятельности в группе продленного дня


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация проектной деятельности в группе продленного дня
Автор: Сердюк Ирина Владимировна

Организация проектной деятельности в группе продленного дня Сердюк И.В., воспитатель группы продленного дня МБОУ «Многопрофильный лицей № 5 им. Н.П. Бойко г. Донецка» Проектная деятельность в начальной школе широко используется не только в учебной деятельности, но и во внеурочное время, в частности в группе продленного дня. Проектная работа в группе продленного дня предполагает деление воспитанников на небольшие группы по 3-5 человек. Основные правила совместной работы: работать дружно по плану, своевременно выполнять задание и доводить начатое дело до конца, свою работу нужно выполнять качественно. Каждый член группы должен защищать общее дело.Создание проекта - это творчество, и задача воспитателя - создать атмосферу вдохновения. Проектная технология основывается на развитии самостоятельности, при этом раскрываются индивидуальные способности и интересы учащихся. Проектирование - важный инструмент для формирования функциональной грамотности, развития творческих способностей. Учащиеся выстраивают деловые отношения, работая сообща. Воспитатель совместно с детьми составляет план работы над проектом. Сама работа состоит из 4 этапов:1 этап - это подготовка к проектной работе и нахождение проблемы того, что нужно изучить, а затем, на основе полученных знаний, изготовить;2 этап - планирование проекта;3 этап - разработка проекта;4 этап - подведение итогов, презентация проекта.Самое главное правило любого проекта - это интерес со стороны учащихся, тема должна быть выполнена и реализована в свой срок. Также стоит обратить внимание на сочетание желаний и возможностей воспитанников, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов.В качестве примера приведу краткосрочный проект, которым мы занимались с учащимися 1 класса в 2023-2024 учебном году.Проект (развёрнутый вариант паспорта)1. Название: «Изготовление русского кокошника»2. Руководитель проекта: Сердюк И.В.3. Возраст учащихся: 6 – 7 лет4. Состав проектной группы: учащиеся 1 класса.5. Продолжительность проекта: 1 неделя.6. Режим работы: группа продлённого дня.7. Тип проекта:
  • по доминирующей деятельности: творческий, практико-ориентированный;
  • по содержанию: внеучебный;
  • по характеру контактов: внутриклассный (учащиеся, воспитатель ГПД, родители);
  • по числу участников: групповой;
  • по продолжительности: краткосрочный.
  • 8. Тема мероприятия: «Изготовление русского кокошника”9. Педагогические задачи проекта:- расширить знания учащихся о появлении старинного головного убора;- добиваться схожести с оригиналом при изготовлении кокошника.
  • Планируемые результаты:
  • предметные: самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, с помощью воспитателя решать конструкторско-технологические задачи для реализации творческого замысла; личностные: проявлять познавательную и творческую активность, экологическую культуру, нравственно-этическую ориентацию;регулятивные: осуществлять целеполагание, планирование своего времени и действий, коррекцию своих действий, оценку - осознание того, что получается, а над какими моментами в работе ещё нужно потрудиться, саморегуляцию;познавательные: применять учебные знания, поиск информации на заданную тему, осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, осуществлять рефлексию способов и условий действий;коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с воспитателем и сверстниками, родителями, уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать других.10. Практические цели проекта:
  • развитие позитивного творческого опыта в процессе изготовления русского головного убора - кокошника;
  • развивать умение воплощать свои идеи, планировать работу;
  • формировать уважительное отношение к русской национальной культуре. 11. Вопросы проекта: «Где и когда появились кокошники?», «Какие формы и украшения были актуальны?», «Из какого материала их изготавливали?», «Кто на Руси носил эти головные уборы и почему они получили такое название?», «Какие материалы и инструменты потребуются дополнительно?», «Сколько времени потребуется на изготовление?».
  • 12. Ресурсы: материальные, информационные.
  • Этапы работы над проектом
  • Воспитатель знакомит с темой проекта, формулирует проблему, формирует потребность в решении актуальной проблемы, помогает сформулировать цель проекта, дать характеристику готового продукта. Воспитатель высказывает своё мнение о теме проекта, обсуждает проблему, формулирует цель проекта, определяет его экологическую значимость, определяет источники отбора материала для работы над проектом.
  • Планируемые результаты на этом этапе:
  • Личностные: сформированность познавательных мотивов, интерес к новому.Регулятивные: целеполагание.Познавательные: постановка и формулирование проблемы.Коммуникативные: взаимодействие с педагогом.Этап исследовательский: Воспитатель помогает организовать поиск и анализ информации. Учащиеся также осуществляют сбор информации,привлекая своих родителей, отбирают материал, с которым будут работать.
  • Планируемые результаты на этом этапе:
  • Личностные: интерес к сбору информации.
  • Познавательные: поиск и выделение необходимого материала, способность обосновывать свой выбор.Коммуникативные: умение слушать собеседника.Этап проектировочный:Воспитатель помогает спланировать действия по оформлению собранных материалов, обсуждает различные варианты оформления.Учащиеся приносят материал, предлагают просмотренные варианты оформления и свои способы создания изделия, составляют план изготовления, эскиз, отбирают дополнительные материалы и инструменты.
  • Планируемые результаты на этом этапе:
  • Познавательные: умение обрабатывать приобретенную информацию для создания изделия - кокошника.Регулятивные: составление плана для достижения цели, определение способа выполнения работы.Коммуникативные: взаимодействие с педагогом.Этап практический:Воспитатель наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся, мотивирует учащихся, контролирует временные рамки.Ребята, разделившись на группы, выполняют запланированные действия по шаблону или по самостоятельно составленному плану. В процессе работы группы между собой взаимодействуют, участники могут меняться местами. Возможен обмен материалами (пайетками, бусинками, другими элементами декора).
  • Планируемые результаты на этом этапе:
  • Регулятивные: умение действовать по плану, сохранять поставленную задачу и следовать ей, преодолевать возникающие трудности при работе.Личностные: проявлять интерес и настойчивость в работе.Этап контрольно-корректирующий:При необходимости воспитатель корректирует оформление изделий, сопоставляет их с образцом.
  • Планируемые результаты на этом этапе:
  • Регулятивные: учащиеся учатся контролировать свою деятельность с учётом поставленной цели и адекватно воспринимать оценку воспитателя.Личностные: настойчивость, аккуратное отношение к работе.Этап презентационный:Воспитатель помогает в оформлении выставки работ. Учащиеся под руководством воспитателя оформляют выставку работ.
  • Планируемые результаты на этом этапе:
  • Личностные: доброжелательно относиться к работам своих одноклассников, сотрудничать с ними при совместной работе.Этап аналитико-рефлексивный:Воспитатель определяет вопросы по рефлексии, предлагает подумать о дальнейших формах работы с шаблоном. Учащиеся оценивают свою работу и работы других групп, предлагают новые варианты других работ по данной тематике.
  • Планируемые результаты на этом этапе:
  • Личностные: осознавать значимость своей работы, иметь положительную мотивацию на дальнейшую работу.14. Конечный результат: постановка сказки с использованием изготовленного головного убора - кокошника. В дальнейшем можно использовать его в концертных номерах.Самое главное в подготовке и реализации данного проекта - это положительные эмоции и удовлетворение от проделанной работы. Ребята остались довольны результатом, работа в группах дала свои результаты: они научились навыкам коммуникации и творческого сотрудничества. Таким образом, воспитатель имеет возможность осуществлять контроль на всех этапах работы над проектом, что позволяет использовать проектную деятельность в качестве ведущей в группе продлённого дня. Цели и задачи, поставленные в начале проектной деятельности, были успешно реализованы учащимися под руководством педагога.