Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания в 9-11 классах


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания в 9-11 классах
Автор: Лавшук Роман Владимирович

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания в 9-11 классахЛавшук Р.В., учитель истории и обществознанияАннотация: в статье раскрывается механизм организации проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; делается акцент на решаемый комплекс задач при использовании этого метода в процессе обучения на уроках истории и обществознания; приведены примеры реализации некоторых проектов.Ключевые слова: проект, метод проектов, исследование, проектно-исследовательская деятельность.Механизмом развития метапредметных умений учащихся может стать проектная деятельность. Проектная технология, на мой взгляд, наиболее удачно и полно отвечает требованиям современного образования, поскольку она является и практико-ориентированной, и личностно-ориентированной. Перспективной представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.Проектная деятельность реализуется мною в рамках урочной и внеурочной деятельности, в рамках элективных курсов и исследовательской деятельности.Использование проектной деятельности позволяет решить комплекс учебных и воспитательных задач: научить пользоваться информацией из различных источников, расширять и углублять знания в данной предметной области, формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, повысить активность и самостоятельность учащихся, индивидуализировать обучение, использовать знания в практическом применении, овладеть умениями организовывать, планировать и осуществлять свою деятельность. Кроме того, ученики осознают ценность совместного труда, стремятся к рефлексии и коллективному анализу, овладевают высокой информационной и общей культурой.Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления, что отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.Одним из проектов, который выполняли дети 10-А класса, был проект Несмиян О. на тему «Женщины в истории»:
  • Актуальность проекта состоит в том, чтобы показать роль женщины в истории, искусстве и политике.
  • Цель: изучить роль женщины в истории.
  • Раскрыть роль женщины в политике, литературе, науке, искусстве.
  • Исследовать след женщины в истории.
  • На основе собранных данных показать, что современный мир сформировался таким, какой он есть в немалой степени под влиянием женщин.
  • Результаты: исследуя материал, изучить место женщины в истории, ее роль во всех отраслях политики, культуры. Дать оценку научным достижениям женщины и ее вкладу в развитие человечества.
  • Обучающаяся выполняла данную работу в виде проекта. Ей помогала группа детей. Были отобраны специальные сферы в истории: наука, политика, литература, искусство. Во всех этих сферах было изучено влияние женщины и дана оценка вкладу женщины в развитие общества эпохи, в которую она жила. Это расширило кругозор детей, дало новые понятия. Помогло проще донести материал достаточно большого объема.Проектная деятельность реализует высокую воспитывающую функцию, так как школьники учатся мыслить, общаться, уважать друг друга, прислушиваться к мнению других, добывать знания собственным трудом. Но также они задумываются о смысле жизни, учатся видеть в ней прекрасное, любить природу, Родину, различать радость и печаль, учатся сопереживать, сочувствовать.Проектно-исследовательская деятельность является частью модернизации образовательного процесса. С помощью данного вида работ можно заинтересовать обучающихся, глубже вникнуть в суть предмета, выдвинуть гипотезы, найти доказательства или опровержения своим теориям, а также проработать большой объем информации, ознакомиться с историей эпох и столетий, охватить вопросы культуры, исторического наследия.На уроках истории и обществознания я использую такие виды работ: деловая игра, брейн-ринг, судебные заседания, работа с кластерами, работа с тестами, внедряю активно метод проектов и создания презентаций. Провожу тематические недели с привлечением учащихся к коллективному изучению предмета истории и обществознания, являюсь активным участником вебинаров, что помогает мне самому обучаться, совершенствовать свой педагогический опыт и внедрять его на уроках.Урок обществознания – один из сложных предметов, так как включает в себя множество разных сфер жизни социума: это и социология, и право, и политика. Материал приходится упрощать для того, чтоб он стал доступным, поэтому дети выполняют проекты, участвуют в семинарах, конференциях, олимпиадах. На уроках истории материал дается в гораздо большем объеме. Учащиеся должны не только усвоить материал, но и систематизировать его в определенной временной последовательности. Для реализации научно-исследовательской деятельности использую такие виды работ: хронологический диктант, задания на установление соответствий, задания на составление хронологических лент и таблиц, кроссворды, метод проектов и исторических задач. Дети готовят презентации, участвуют в открытых уроках по воспитательной работе.На уроке истории учащиеся 9-Б класса, готовили проекты по теме «Дети – герои войны», в которых указали на имена маленьких патриотов, героически стоявших на защите своей Родины во времена Великой Отечественной войны. Считаю, что данная тема очень актуальна для формирования исторической осознанности в подрастающем поколении. Проект помог не только решить определенные образовательные задачи, такие как: ознакомить с именами детей-героев войны, ознакомить с культурным наследием, сплотить детей над поиском информации, поработать коллективно, обменяться информацией. А в процессе работы были сформированы исследовательские навыки.10-А класс выполнил проект по теме «Российская империя накануне Революции». Этот проект осветил непростую эпоху в жизни государства Российского, указал на причины экономического и политического кризиса тех лет и познакомил с последствиями решений, принятых правительством в то время. Проект помог больше узнать о времени, развить навыки исследовательской деятельности, сплотить ребят, развивать внимание, логическое мышление, чувство единства по отношению к своему государству. В процессе работы над проектом дети действовали в парах, микро-группах. 11-А класс готовили доклады на тему «День освобождения Донбасса», где на классном часе смогли рассказать о нелегком этапе в жизни солдат, которые мужественно сражались за нашу Отчизну и смогли выстоять и подарить нам мирное небо. Все это формирует чувство патриотизма, дух единства с Родиной, что является базовыми ценностями, заложенными в программу по воспитанию нашей молодежи. В целях работы по данному проекту: формирование патриотизма, чувства осознанности к историческому прошлому своей страны, ознакомление с именами земляков, принимавшими участие в освобождении городов Донецкой области времен Второй Мировой Войны, обозначение их вклада в ходе боевых действий. Дети выполняли эту работу индивидуально, некоторые в ходе своих докладов использовали презентации, исторические документы, источники из культурной жизни того времени (стихи, вырезки из газет, фронтовые телеграммы). Также в рамках данной работы, был проведен тест по актуализации знаний детей после изучения данной темы и работы над докладами. По его результатам можно делать выводы о том, что многие учащиеся смогли проникнуться темой, лучше усвоить материал, применить знания, сформированные в рамках работы над темой, в жизни и на других предметах.Считаю внедрение данного метода актуальным, информативным, реализующим цели и задачи программ по данным предметам. Метод проектов помогает детям сформировать навыки самостоятельного поиска источников для подготовки к работе, объединяться в группы, работать коллективно, подходить к работе творчески. Формирует такие умения, как отбор материала, умение мыслить критически, умение доносить мысли. Формирует словарный запас обучающихся. Практика показала, что такая деятельность обеспечивает формирование ключевых компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной, личностного совершенствования.