Картотека летних прогулок в ДОУ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека летних прогулок в ДОУ
Автор: Тимощук Нелли Яковлевна

Карточка №1.Наблюдение за крапивой.Рассказать детям о крапиве: злая как волчица, жжется как горчица. Где вы встречаете крапиву? Где она у нас растет в детском саду? Знать, что крапива любит влажные места, что она очень нежное растение, но дотронуться до себя не дает. Крапива жжется своими волосинками – иголочками, ими усеяна вся поверхность листьев сверху - донизу, иголочки ломаются и обжигают едким соком, крапива очень долго цветет, ее пыльцу очень любят пчелы. Она лечебная: много витамин, настой используют для остановки кровотечения, очень вкусные щи из крапивы и салаты. Художественное слово: Ах, не трогайте меня, обожгу и без огняД/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать растения по описанию или самому описывать нужное растение. П/игра: «Жмурки» - развивать бег.И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку. Труд. поручения: подмести участок от мусораКарточка №2. Наблюдение за садовыми кустарниками. Дать представление о садовых кустарниках: малина, смородина, вишня. Где растут кустарники? Почему они называются кустарниками? Почему садовыми? Какие ветки, листья, ягоды у этих кустарников? Для чего их выращивают? Почему малину называют лесной? Художественное слово: Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, очень любят эти бусы, дети, птицы и медведи (малина). Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет (смородина).Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать кустарники по описанию или самому описывать нужное растение. «С какого кустарника ягоды»П/игра: «У медведя во бору» - развивать бег, внимание, ловкость, смекалку.И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку. Труд. поручения: полив огородаКарточка №3. Рассмотреть с детьми одуванчик.Это растение – первоцвет, это лекарственное растение, по нему можно определить время суток, в сухую погоду одуванчик раскрывается в 5-6 часов утра, закрываются в 2-3 часа дня, они могут предсказывать погоду, перед дождем закрываются. Из одуванчиков варят варенье, делают настой, он повышает аппетит, улучшает работоспособность.Художественное слово: золотой и молодой, за неделю стал седой, а денечка через два, облысела голова. Спрячу в кармашке бывший одуванчик. Такого модника, как этот, еще не видела земля. Он очень любит среди лета в пуховой шапке щеголять.Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать цветы по описанию или самому описывать нужное растение. П/игра: «Ловишки» - развивать бег.И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку с разной скоростью. Труд. поручения: подмести участок от мусораКарточка №4. Рассматривание березы. Как называется это дерево? Как вы догадались? Где береза у нас растет? Как называется лес, если он состоит из состоит из одних берез? Как называется сок, который мы пьем? Береза в любой время красива, ее называют красой леса, березовым чудом, деревом здоровья. Сколько песен, стихов об этом дереве создано. Дерево хорошо приживается на бедных, малоплодородных, заболоченных почвах. Ее всходы не боятся солнца, морозов. Издавна люди садили березу около своих жилищ, и она была украшением его, давала прохладу в знойный день. Давным-давно на бересте березы писали, когда не было бумаги. Из бересты делали посуду, самовары, лапти. Березовые листья, ветки, почки, сок березы полезны для здоровья: чай из березовых почек придает силы, бодрит.Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать деревья по описанию или самому описывать нужное растение. П/игра: «Хитрая лиса» - развивать бег, внимание, смекалку.Карточка №5. Рассматривание рябины. Это рябина, ветвистое дерево, растет почти повсюду, растет она и у нас в детском саду, она любит свет, растет деревцом, обильно плодоносит, это одно из любимых деревьев в народе и про него есть много песен и стихов. Что есть у дерева? Какой ствол? (прямой, ствол может быть стволов может быть много, кора коричневая, гладкая, на ветках растут мелкие овальные листья, по краям листа – зубчики, листики располагаются парами). Красива она весной, в белом весеннем наряде, ее мелкие цветы издают душевный запах, летом ягоды медленно созревают под лучами солнца, они не вкусные их не клюют птицы. Поздней осенью листья рябины желтеют, краснеют и опадают, оранжево-красные гроздья плодов остаются на деревьях всю зиму.Д/и «Узнай дерево по именам» - найти целое по частям, закрепить название деревьев.П/игра: «Хитрая лиса» - развивать бег, внимание, смекалку.И/р по ФИЗО: отбивание мяча от земли, перестраивание колонные по сигналу. Труд. поручения: навести порядок на веранде.Карточка №6. Рассматривание тополя. Как называется это дерево? Какое оно? (высокий ствол серо-зеленый, у него сильные, крепкие ветки, с острыми, клейкими листочками, почками). Когда распускаются листочки, то кажется что тополь надел зеленую шапку, летом летит с тополя пух, а весной у тополя появляются сережки. Как называются ветки вместе с листьями у древа? (крона дерева). Тополь хорошо очищает воздух, корни дерева достают влагу из земли, он дает много тепла. Древесина тополя мягкая, легкая, из нее изготовляют бумагу, спички, игрушки, делают фанеру: строительный материал.Художественное слово: мальчик топал, топал, топал и увидел тополь, тополь. Д/и «Дерево» - игровые действия, ведущие называет время года, дети изображают дерево в разное время года. П/игра: «Еще вейся плетень» - упражнять в беге, действовать по сигналу, движения выполнять в соответствии со словами.И/р по ФИЗО: бег парами с разной скоростью. Труд. поручения: наносить песок в песочницу.Карточка №7 Наблюдение за божьей коровкой. Про какого жучка мы с вами сегодня будем говорить? Почему этот жучок получил такое название? Да, люди считают, что божья коровка приносит удачу, уничтожает вредных насекомых, тлю. Сколько черных точек на спине жучка? За это называют семиточкой. С каким грибом можно сравнивать божью коровку? (мухомором) Почему божью коровку называют доктором Айболитом? Божья коровка поедает вредных насекомых.Художественное слово: Спинка в веснушках, ах как неловко и покраснела божья коровка. Божья коровка улети на небо, принеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого. Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать насекомых по описанию или самому описывать другое насекомое. П/игра: «Божья коровка» - развивать прыжки, ловкость.И/р по ФИЗО: отбивание мяча от земли, перестраивание колонные по сигналу. Труд. поручения: подмести участок от мусораКарточка №8. Наблюдение за незабудками. Как называются эти цветы? Расскажите друг другу, какие цветы незабудки? Незабудки однолетние или многолетние? Эти цветы маленькие, имеют чашечку и венчик из 5 сросшихся лепестков, бутоны розовые, а распутавшиеся цветы ярко-голубые с желтой серединкой, любят влагу и свет. Художественное слово: Их невидимо, невидимо, не сосчитаешь их. Кто их только выдумал, веселых, голубых. Должно быть оторвали от неба лоскуток, чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.Д/и «Дерево» - игровые действия, ведущие называет время года, дети изображают дерево в разное время года. П/игра: «Цвет и пчелы» - упражнять в беге, действовать по сигналу, движения выполнять в соответствии со словами.И/р по ФИЗО: бег парами с разной скоростью. Труд. поручения: взрыхлить песок в песочнице.Карточка №9. Наблюдение за комарами. Комар маленький, слабый, с тонким телом и 6 ножками, длинным хоботком, с помощью которого он питается. Обратить внимание на то, что не все комары садятся на тело, многие из них садятся на цветы и хоботком цветут из них нектар – это самцы. А самки должны напиться крови, чтобы отложить в воду яйца, поэтому они досаждают людям и животным. Комара легко поймать, он является пищей для многих животных (лягушек, птиц, водоплавающих рыб).Художественное слово: Летит, пищит, ножки длинные тащит, случай не упустит сядет и укусит.Д/и «Назови насекомое» по картинкам. П/игра: «Хитрая лиса» - развивать бег, ловкость.И/р по ФИЗО: перестраивание колонные по сигналу. Труд. поручения: убрать мусор с участка.Карточка №10 Наблюдение за стрекозами. Это хищники, хорошо приспособленные к ловле добычи на лето. Они также, как и комары откладывают яйца в воду, поэтому и обитают возле рек. Обратить внимание на интересные особенности ее тела: тонкое, длинное туловище, круглая голова, 4 вытянутых крыла. У стрекозу очень большие глаза, которыми она прекрасно видит, большой рот на концах челюсти. Черные пятна на концах крыльев – это не украшения, а утолщения, которые помогают стрекозе хорошо летать. Стрекоза очень хорошо летает, ее трудно поймать, она сама ловит других.Художественное слово: Голубой аэропланчик, сел на большой одуванчик.Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать насекомых по описанию или самому описывать другое насекомое. П/игра: «Жуки и птицы» - развивать прыжки, ловкость.И/р по ФИЗО: отбивание мяча от земли, перестраивание колонные по сигналу. Карточка № 11 Наблюдаем за солнцем:Цель — дать детям представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды.Наблюдение - Отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спросить, легко ли посмотреть на солнце. Почему? С детьми старших групп отметить, что солнце стоит днем высоко — на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи короткие, светлые.Д/и «Составь предложение» — дети составляют предложение с предложенным словом. Цель — научить составлять предложения с заданным словом.Упражнения на развитие мелкой моторики рук «Выложи узор» — потрогать, нагрелись ли камешки, песок и т.д. Выложить узор из камешков на песке.Труд Сбор природного материала.И/р по ФИЗО: Подбросить и поймать мяч.П/ и «Вышибало»Цель — тренироваться в бросании и ловле мяча.Карточка №12 Наблюдаем за небом и облаками. Цель — разобрать понятие "облако", зависимость погоды от наличия облаков. Наблюдение: В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко, облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки.Д/и "Скажи ласково" — детям предлагается с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов образовать новые слова от предложенных воспитателем. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: "Нарисуй на песке" — нарисовать на песке облака.Труд : Сбор крупного мусора на участке.И/р по ФИЗО: Спрыгивание с крыльца на двух ногах.П/ и "Попади в круг".Цель — развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.Карточка № 13 Наблюдаем за ветром: Цель — повторить понятие "ветер". Что происходит с деревьями в ветреную погоду.Наблюдение: Понаблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки. Вспомнить, как называется сильный ветер, который сносит крышу, ломает деревья, выбивает стекла и двери, словом, разрушает. (Ураган.)Д/ и "Слоги" — дети составляют различные слоги. Цель — развивать быстроту реакции. Ветер носит листок (самолет), дети называют разные слоги до тех пор, пока лист не коснется земли.Труд: Сделать примитивный флюгер, самолет. И/р по ФИЗО: "Обгони ветер" — бег на ускорение.П/ и: "Выше земли". Цель — развить ловкость, быстроту реакции на сигнал."Жмурки". Цель — упражнять детей в беге с увертыванием, ориентироваться в пространстве.Карточка № 14 Наблюдаем за дождем, грозой и радугой. Цель — закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.Наблюдение: Понаблюдать с детьми за первым летним дождем. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце, спросить, откуда берется дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь? Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный — ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Во время наблюдений за дождем подвести к пониманию причин разных осадков зимой и летом, их зависимость от температуры воздуха. Понаблюдать за грозой, за ее приближением — небо закрывают тяжелые, темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром. Предупредить, что, если человека застала гроза, надо добраться до какого-либо укрытия, но под деревом стоять нельзя. П/и"Платочек".Развивать ловкость, быстроту реакции.Карточка № 15 Что цветет летом? Цель —повторить некоторые цветущие травянистые растения. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов.Наблюдение: Рассмотреть растения, спросить, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяснить, что нельзя рвать много цветов. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вечером и перед дождем. Почему растения нужно пропалывать? Познакомить детей с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, медуница, подорожник. Почему подорожник так называется? Познакомить с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малиновые, щедро осыпающие весь куст. Иван-чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Его мед совсем прозрачный, как вода. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают как чай.Д/ и "Угадай по описанию" Упражнения на развитие мелкой моторики рук:"Составь цветок" — составить цветок на песке из разнообразных пробочек. П/и "Садовник и цветы". Карточка № 16 Изучаем песок и почву: Цель — вспомнить свойства песка и почвы, их сходства и отличия.Наблюдение: Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой — рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли растения. Провести опыт: посадить семя в почву и в песок. Через некоторое время проверить, где есть всходы.Д/ и "Что я построю из песка" — дети рассказывают, что можно построить из песка. Цель — научить составлять предложения на заданную тему.Упражнения на развитие мелкой моторики рук: "Узнай на ощупь" — выложить на песке узор, дети на ощупь должны узнать его."Нарисуй пальчиком" — нарисовать на сыром песке любой рисунок. П/и "Не оставайся на земле".Цель — развить ловкость, быстроту реакции на сигнал. Карточка № 17 Наблюдаем за водой: Цель — вспомнить с детьми об аккуратном обращении с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; в воде одни предметы тонут, другие плавают. Наблюдение: Обратить внимание детей на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана — холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом люди с удовольствием купаются. Понаблюдать, как быстро высыхает разбрызганная по асфальту вода. Со старшими детьми определить, какие предметы тонут в воде, какие плавают. Предложить установить, почему они плавают или тонут.Д/ и "Тонут — плаваютИ/р по ФИЗО: Пройтись босыми ножками по влажной траве и теплому песку.П/и: "Море волнуется".Цель — развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.Карточка № 18 Наблюдаем за насекомыми: Цель —закрепить знания о насекомых, их образом жизни, условиями для жизни.Наблюдение: Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся. Понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности?Вся жизнь их связана с трудом.Д/ и ""Звукоподражание" — воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание. Цель — закрепить произношение отдельных звуков."Угадай по описанию" — воспитатель описывает насекомое, дети угадывают. Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.Упражнения на развитие мелкой моторики рук: "Построй муравейник" — построить из сухих травинок.Труд: Построить муравейник. И/р по ФИЗО: Ползание по бревну. П/и: 1. "Змейка". Цель — научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.Карточка № 19 Наблюдаем за птицами:Цель — продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков.Наблюдение: Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В начале лета можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать, чем заняты грачи, скворцы. Обратить внимание детей старших групп на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Показать гнездо ласточек, отметить, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов. Рассказать о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.Д/ и "Угадай по описанию" — воспитатель описывает птиц, дети угадывают. Цель — развить умение составлять описательный рассказ, внимание, связную речь, находить сходства и различия. Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "Выложить из камешков" — выложить из камешков скворечник и птицу.П/и: "Веселый воробей".Цель — научить выполнять движения по тексту игры.Карточка № 20 Наблюдаем за лягушкой: Цель —вспомнить внешний вид лягушки, ее движения.Наблюдение: Обратить внимание на внешний вид лягушки, цвет ее кожи. Хорошо ли она видна среди травы? Легко ли ее можно поймать? Рассказать, что лягушки полезные животные, их нужно оберегать. Они уничтожают комаров и мух. Предложить подумать, почему лягушка прыгает, а не бегает. Обратить внимание на передние и задние ноги (задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает). Она прыгает по суше, плавает в воде.Д/ и "Какая лягушка?". Цель — научить детей подбирать относительные прилагательные. "Кто больше назовет действий" — дети подбирают глаголы, характеризующие действия лягушки. Цель — активизировать словарный запас глаголами.Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "Угощение для лягушки". Игра с песком — дети "варят" кашу, "пекут" куличики для лягушки.Труд: Сделать домик из травы для лягушки.И/р по ФИЗО: Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.Карточка № 21 Наблюдаем за трудом взрослых: Цель —закрепить знания, как надо ухаживать за посадками в огороде и на цветочной клумбе.Наблюдение: Обратить внимание на то, что за растениями в огороде и на цветочной клумбе надо ухаживать: рыхлить землю, поливать. Проследить, как изменяются в росте и развиваются растения, спросить: "Зачем нужно полоть и прореживать растения? Какие растения где растут?"Д/ и "Кому что нужно для работы" — дети определяют, какие предметы помогают людям разных профессий. Цель — закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе орудия труда, воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудится. "Кто больше назовет действий" — дети перечисляют действия огородника, садовника. Цель — активизировать словарный запас глаголами.Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "Составь цветок" — составить цветок на песке из разноцветных пробочек.Труд: Поливать растения.