Интеграция содержания истории и краеведения – ресурс социализации учащихся


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интеграция содержания истории и краеведения – ресурс социализации учащихся
Автор: Валентина Викторовна Парамзина

Интеграция  содержания истории и краеведения – ресурс социализации  учащихсяУчитель истории и обществознания Керш-Борковского филиалаМБОУ Сокольниковской СОШПарамзина Валентина ВикторовнаИнтеграция  содержания истории и краеведения – ресурс социализации  учащихся Новые информационные технологии расширяют возможности, но и неизбежно ведут к индивидуальной обособленности, потере тяги к живому общению, к уменьшению социализации. У детей и подростков ослабевает интерес к социальной действительности, размываются культурные и нравственные ценности, и как следствие возникают проблемы с формированием духовно – нравственной личности. Также стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского сознания. События последних десятилетий подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, резко снизили воспитательное воздействие русской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, необоснованная агрессивность. Во многом утрачено истинное значение и понимание патриотизма, интернационализма. Учась любви и ответственности за свою Родину, школьники не могут не прикоснуться к славным страницам ее истории. Приобщение к национальным духовным ценностям рассматривается как неотъемлемая часть общечеловеческих знаний. Обучение должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры. В начале третьего тысячелетия Россия по-прежнему ищет свой путь развития, преодолевая огромные трудности и испытания. В стране сложилась непростая общественно-историческая ситуация, характеризующаяся «идеологическим вакуумом». Сегодня актуальна мысль философа И. Ильина: «Родина – это не то или другое. Родина – это все. И прошлое, и настоящее, и будущее – все едино!». Чтобы в полной мере воспринять историю, необходимо стать полноправными носителями отечественной культуры, знатоками истории, культуры, литературы своего народа. В этой связи главной целью мы считаем формирование у школьников чувства патриотизма через знание и любовь к Отечеству и родному краю, что является необходимым условием развития социально-активной личности. Один из путей решения данной проблемы интеграция содержания истории и краеведения, через привлечение учащихся к активной деятельности. Реализации поставленных задач способствует применение краеведческих модулей в 6-9 классах, одним из основных назначений которых является духовное возрождение подрастающего поколения и его социализация. Изучение краеведения в настоящее время является одной из актуальных проблем преподавания гуманитарного цикла и способствует воспитанию у учащихся чувства добра, любви, патриотизма. Школьники должны знать историю того уголка земли, где родились, живут, и, возможно, жили их отцы и деды...В краеведческой работе значительные педагогические возможности учителю открывает использование элементов интегративной образовательной технологии. Интеграция – процесс рассмотрения предмета, образа эпохи, культурного направления, исторического лица, художественного образа, в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, высказанных историками, филологами, лингвистами, искусствоведами Интегративный подход к изучению краеведения направлен на формирование ключевых компетенций. Интегрированный урок позволяет создать единое целое окружающего пространства, сформировать личностное понимание мира и личностное отношение к нему. Это способствует формированию социально активной личности учащихся и направлено на реализацию основной цели – воспитание Гражданина своего Отечества через воспитание бережного отношения к истории, культуре, литературе родного края.Модель интеграции краеведческого и программного материалов включает:1.Углубление всесторонних знаний о мире2.Развитие творческих способностей3.Погружение в мир исторической реальности4.Формирование исследовательских навыковОсновные направления краеведческой работы это-
  • Использование краеведческого материала на уроках истории.
  • Научно-исследовательская работа с краеведами
  • Участие в конкурсах различной направленности
  • Внеурочная деятельность
  • Существует несколько приемов включения краеведческого материала в урок:
  • Краеведческое вступление к уроку или к одному из вопросов урока.
  • Краеведческая конкретизация.
  • Краеведческое дополнение основных вопросов.
  • Краеведческий материал основа для изучения темы или отдельных вопросов урока.
  • Уроки, разработанные на основе краеведческого материала особенно интересны ребятам. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Здесь следует понимать, что региональный материал используется как часть урока по истории России или как самостоятельный урок по истории края в рамках учебного плана. Школьникам, начиная с 6 класса, дается теоретический материал по истории тамбовской земли, уходящей в седую древность. «Древняя мордва», «Русские поселения», «Набеги татар и сторожевая служба на юге Русского государства», «Строительство городов и укреплений… в Тамбовском крае», «Заселение тамбовского края в 17в.», «Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области».На уроке « Выдающиеся люди Тамбовского края ребята знакомятся с жизнью замечательных людей, которые прославили свою малую Родину – Тамбовщину». В результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся формируется определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии страны. Опыт работы показывает, что использование краеведения на уроках не только не вызывает перегрузки учеников, а наоборот, значительно облегчает усвоение, делает знания учащихся более прочными и глубокими, развивает познавательные интересы, дает возможность учащимся проявить и реализовать себя. На занятиях ученики получают разнообразные знания об изучаемом. Усваивая информацию из разных учебных предметов, учащиеся по-новому осмысливают события, факты, явления. Благодаря этому расширяются возможности для формирования у школьников умений переноса знаний из одной области в другую. В таких условиях у учащихся развивается потребность в системном подходе к объекту познания. Это обеспечивает целостное восприятие действительности как предпосылку формирования научного мировоззрения. Наши дети занимаются исследовательской деятельностью, принимают участие в школьном научном обществе «Мы будущее 21 века». А также в конкурсах исследовательских работ по истории и краеведению «Путь в науку», «Первые шаги в науку», Грани творчества. Лучшие исследовательские работы последних лет «История моего села» (выполнил Земцов Виктор, 3место в конкурсе «Юный исследователь»), «Князь Н.Н.Чолокаев - предводитель губернского дворянства» (выполнил Андреев А. ,1место в Научно Практической Конференции «Первые шаги в науку»), «Ветряная мельница села Левино» (выполнил ученик 9класса Саяпин Яков,1место в НПК «Путь в науку» и Тананаевских чтениях). В рамках акции «Восстановление духовно – исторической памяти» на основе архивных документов и воспоминаний местных жителей, восстановлена история Ильинских храмов сел Левино и Черкино. Была написана исследовательская работа «Утраченные храмы». На том месте, где они располагались, были установлены, памятный камень и крест. Саяпиным Яковом, был разработан социальный проект «Наследие малой Родины», в котором были выявлены объекты духовно-исторического наследия нашего села. Особую озабоченность вызывают такие объекты, как Левинский дендрологический парк и ветряная мельница села Левино. Гордостью нашей школы являются Уголок Русской избы и Музейная комната. Старшеклассники нашей школы, прошли обучение в школе экскурсоводов г.Тамбова, получили удостоверение, и самостоятельно проводят экскурсии для ребят в нашем музее. Для активизации деятельности используются новые формы работы с детьми. Одной из них стала интерактивная форма работы «перевоплощение» экскурсовода, мастерица в русском народном костюме, используя экспонаты музея, привлекая детей, показывает и рассказывает о предметах быта наших предков. Учащиеся здесь не просто смотрят они слушают, выполняют задания, принимают активное участие изучая музейные экспонаты.Рассказывает о развитии различных народных промыслов в крае.Экскурсия «Традиционная культура моего села» переносит детей в мир прошлого, дети узнают много новых слов – «рогач», «лучина», «рубель», «коромысло». Им предлагается подумать в какие современные бытовые предметы «превратились» эти вещи. Они видят прялку с куделью и веретеном, знакомятся с элементами тамбовского традиционного крестьянского костюма. Разработан сценарий театрализованного представления «Ожившие вещи рассказывают».Посещаем мы и другие музеи. На весенних каникулах посетили Моршанский краеведческий музей. В этом году была обзорная экскурсия. Мероприятия по формированию гражданско-патриотической позиции обучащихся через систему традиционных дел: праздники День народного единства «Россия единством крепка», «День защитника Отечества», Уроки мужества, классные часы, посвященные юбилейным датам; участие в общественной акции «Бессмертный полк»; экскурсии. Конкурс стихов, приуроченный к 85-летию образования Тамбовской области «Тамбовский край, что я храню». Участие во Всероссийской акции « С любовью к России мы делами добрыми едины». Участие в конкурсе, посвященный выводу войск из Афганистана и Дню защитника Отечества «Давным давно, была война». Исторический вечер «Свой город, отстояв ценою бед, не сдали Ленинграда ленинградцы…» Мероприятие, посвященное освобождения Ленинграда. На мероприятие приглашаются жители села, прошедшие ужасы блокады. В прошлом году учащиеся 9класса стали участниками Всероссийского конкурса «И жизнью смерть была побеждена…», «Подвиг Сталинграда». Мероприятия часто проходят совместно с учащимися других школ, наши дети смотрят на поведение, знания, культуру общения сверстников, сравнивают, стремятся больше знать. Рассказы блокадников, героев, прошедших войну, старожилов района вызывают в душах детей бурные эмоции, зачастую слёзы, ощущение сопричастности к событиям тех лет. Участие в викторинах, конкурсах вызывает эмоции радости - «знал и поэтому ответил правильно!», развивается речь, умение открыто выступать на публике, рассказывать, читать стихи. Стеснительные дети раскрепощаются. Развивается познавательный интерес и внимание к прошлому, творческие способности при подготовке газет, рисунков, плакатов, фотовыставок, презентаций, рефератов. Расширяются их знания и представления об исторических событиях, происходивших в стране, в нашем районе, в нашем селе. При проведении поисковой работы учащиеся собирают материал об истории района, учатся брать интервью у жителей, старожилов, составляют и заполняют анкеты, проводят социологические опросы, изучают историю улиц, памятных мест, памятных досок, оформляют фотоальбомы. Это помогает им занять свободное время с пользой, лучше подготовиться к викторинам, семинарам, «урокам Мужества». Сбор краеведческого материала имеет большое воспитательное значение, развивается любознательность, активность, формируется осознанное отношение к прошлому, добросовестность. Дети начинают понимать, что окружающая действительность интереснее, чем уединение за компьютером. За нашей школой закреплён памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны в с. Керш-Борки, и ребята ухаживают за ним (убирают территорию вокруг, чистят снег, листья, подкрашивают), к важным датам выставляют вахту памяти, возлагают цветы. Мы собираем материал (фото, биографии) о погибших, чьи имена увековечены на плите. Считаю, что интеграция истории и краеведение играет большую роль в воспитании школьников, они легче адаптируются в среде сверстников, происходит раскрытие организаторских и творческих способностей, формируются навыки позитивной коммуникации, складывается опыт формального и неформального общения со взрослыми, а это как нельзя лучше социализирует наших детей. В краеведческом образовании содержатся широкие возможности для поддержки и стимулирования процесса позитивной социализации учащихся, развития у них социально значимых положительных свойств личности.