"Внеурочная деятельность по русскому языку, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации ФГОС"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Внеурочная деятельность по русскому языку, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации ФГОС"
Автор: Бырлова Елена Анатольевна

Статья "Внеурочная деятельность по русскому языку, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации ФГОС"В современной школе внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательной работы, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то по новым ФГОС необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей. Внеурочная деятельность предназначена для учащихся, мотивированных на изучение русского языка и литературы с целью стимулирования их развития, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. Основные цели внеурочной деятельности по русскому языку и литературе: обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. В процессе внеурочной деятельности учитель решает различные задачи: углубление знаний, умений и навыков по лексике русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; воспитание культуры обращения с книгой; воспитания любви и уважения к родному языку; развитие смекалки и сообразительности; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации коллективной и индивидуальной деятельности. Внеклассная работа строится на добровольных началах при равном праве участвовать в ней как хорошо знающих предмет учащихся, так и слабых обучающихся. Особую активность приобретает индивидуальный подход к детям: учет их интересов и запросов, опора на их инициативу и самостоятельность, стимулирование любознательности и познавательной активности. Связь внеклассной деятельности с работой в классе заключается в том, что знания, полученные учащимися на уроках русского языка и литературы, являются базой для внеклассного общения. Система внеклассных занятий складывается в соответствии с системой занятий на уроках. На них учащиеся вырабатывают нравственные и эстетические взгляды, нормы, делают выводы, сопоставляют и обобщают факты. В этом проявляется принцип воспитывающего обучения. Внеклассная работа в большей мере, чем классная, основывается на принципе занимательности. Этот принцип находит свое отражение в разнообразии и вариативности форм, методов, конкретных приемов, заданий, лингвистических игр, позволяющих с наибольшей эффективностью добиваться поставленной цели. Формы организации могут быть групповые и индивидуальные. Виды и формы внеклассной и внешкольной работы многообразны. Наряду с уже установившимися, в известной мере традиционными формами, такими, как утренники и вечера, жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к русской речи, к словесному искусству. Виды деятельности могут быть следующими: теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция), практические (конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, с книгой, словарем, составление ребусов, редактирование предложений, написание сочинений, подготовка сообщений, проекты). Формы работы: экскурсии, лингвистические игры, КВН, викторины, театральные постановки. Могут использоваться дидактические материалы и наглядные пособия: пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Использование ИКТ на внеклассных мероприятиях позволяет значительно разнообразить занятия, внедрить игровой момент, повысить наглядность материала, а также способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Примеры мероприятий: «Праздник словаря», «Виртуальная экскурсия по лермонтовским местам», «Путешествие в страну Морфология», «Что за прелесть эти сказки!», «В гостях у Обломова», «Мой удивительный сон» (о жизни и творчестве А. Розенбаума), «Писатели саратовской земли» (о творчестве В. М. Мухиной-Петринской), «Герои нашего времени» (работы посвящены известным людям нашего городка, ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС, ветеранам войны). Работа над сочинениями носит исследовательский характер. Учащиеся изучают тему сочинения, собирают необходимый материал, систематизируют его, обобщают. На основе материала создаются презентации. Широко используются ИКТ и на различных этапах проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся. Уже неоднократно доказано, что метод проектов позволяет школьникам проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой. Школьник сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником (просто выполнив очередное упражнение), или обратиться к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, электронным ресурсам). Ребята анализируют, сравнивают, выбирая самое важное и занимательное. Комбинированные формы внеурочной работы – неделя русского языка и литературы. В её состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, олимпиады, выставки работ, вечера и многое другое. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план, он предполагает активность всех участников. Неделя русского языка и литературы предполагает проведение смотра-конкурса на лучшую тетрадь, конкурса сочинений на лингвистические и литературные темы, соревнование “Знаешь ли ты русский язык?”, викторину “Литературные герои”, интеллектуальный марафон, олимпиаду “Мир книг”, конкурс чтецов. Для создания атмосферы игры организуются специальные группы по интересам, которые руководят программой недели. “Грамотеи”, используя учебник и другие пособия по русскому языку, готовятся к викторине, олимпиаде, конкурсу. “Писатели-исследователи” работают над сочинениями-сказками лингвистической тематики, готовят и корректируют материал, собранный в течение учебного года по определенной теме. “Помощники-консультанты” проводят конкурс на лучшую тетрадь, в которой учитываются аккуратность, правильность оформления, грамотность. В конце недели подводятся итоги каждого конкурса. Внеклассная деятельность в процессе обучения русскому языку приобретает особое значение. В условиях школы это один из основных факторов, который помогает изучению русского языка, свободному овладению учащимися русской речью. Внеурочная деятельность способствует формированию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету и лингвистическому явлению, становится эффективной формой расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках. Она имеет также большое воспитательное значение.