ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
Автор: Сафронова Елена Игоревна

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ.Музыкальная деятельность необходима ребенку не только для того, чтобы он хорошо пел, танцевал и играл на музыкальных инструментах. Музыка влияет и на общее развитие детей, в том числе, оказывает воздействие на формирование и развитие речи.   В последнее время специалисты отмечают тенденцию к задержке развития речи у детей. Еще несколько десятилетий назад дети начинали говорить раньше, нежели их современные сверстники. Одним из способов развития речи детей является системное использование музыкального воспитания. Музыка – это один из самых действенных путей стимуляции речи, сильнейшее средство эмоционального воздействия на человека. Ее сила увлекает ребенка и стимулирует его активность. Музыкальная деятельность способствует формированию чувства ритма, эмоциональной отзывчивости, общей моторике и слуховому вниманию.    Музыка и речь тесно связаны. Во-первых, музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Во-вторых, музыкальная выразительность схожа с речевой. В-третьих, и музыка, и речь имеют интонационную природу. Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер. В-четвертых, и музыка и речь имеют ритмическую структуру.    Исходя из этого, все виды музыкальной деятельности воздействуют на формирование разговорной речи детей. Слушание музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку формируют способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции не только словами, а также жестами, танцевальными движениями, музыкальными звуками.    Все виды музыкальной деятельности являются самыми приятными для детей способами обучения. Они важны для развития и закрепления различных навыков, так как одновременно сочетают в себе и удовольствие, и обучение. Занятия музыкой развивают фонематический слух, чувство ритма, координацию движений, мелкую и крупную моторики, а также влияет на психические процессы, такие как: внимание, память, мышление.   Предлагаю рассмотреть подробнее несколько видов музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.1.       В пении работа над речью происходит наиболее наглядно и эффективно. В пении дошкольники проявляют активность, испытывают удовольствие от коллективного пения. Пение формирует правильное дыхание, голос, развивает чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Кроме того, певческая деятельность помогает исправлять недостатки речи такие как, невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на отдельные гласные и слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.   Основным средством овладения языком и развитием речевой активности является повтор. Пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной для них форме: песенных куплетов и припевов. Дети получают удовольствие от певческой исполнительской деятельности, а вместе с тем, через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот поэтому большинство текстов детских песен и состоит из повторяющихся слов.   Так же песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводить детям, потому что речевой поток сопровождается музыкой.   Еще одним преимуществом песен является рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы.   Пение совершенствует голосовой аппарат детей не только для вокального исполнительства, но и для разговорной речи, формирует речевую выразительность, расширяет словарный запас, стимулирует образное мышление, а также коллективное пение развивает способность слышать друг друга. 2.       Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей, так как тренируется наблюдательность, формируется чувство ритма, темпа и времени, развивается общая и мелкая моторика, накапливается музыкально-двигательный опыт. Одним из важных разделов в музыкальной ритмике для развития речевых навыков является логопедическая ритмика, или логоритмика. Эта методика опирается на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Логопедическая ритмика формирует слуховое внимание и фонематический слух, развивает общую и речевую моторику, мимику, а так же слухо-зрительно-двигательную координацию.  Важную роль на музыкальных моих занятиях играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук. Связь мелкой моторики и развитием речи установлена давно. И не только всем известная пальчиковая гимнастика, но также различные жесты, использующиеся при слушании музыки, распевании и пении и помогающие передавать характер музыки, художественные образы или выражать слова, дают детям не только положительные эмоции, но вместе с этим влияют на качество речи. 3.       Процесс игры на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети могут проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики, слухового восприятия и внимания, эмоциональную отзывчивость, выразительное исполнение, память, а также умение слушать друг друга. Специальные оркестрово-исполнительские умения – это овладение ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте даются достаточно простые в освоении инструменты – это шумовые и ударные (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники). Создание шумовых оркестров развивает не только метроритмическое чувство, но и мелкую моторику детей. Ребенок учится контролировать звук не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах со звукорядом. Это развивает слух не только звуковысотный, но и фонетический. Поэтому прислушиваясь к звукам мелодии, сравнивая их и различая по высоте, дети накапливают бесценный слуховой опыт, что в свою очередь активизирует речь ребенка.   Таким образом, проанализировав несколько видов детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, можно сделать вывод о влиянии музыкальной деятельности детей на формирование и развитие их речи. Музыка способствует развитию чувства ритма, фонетического слуха, слухового внимания, речевой и общей моторики, дыхания, слуха-зрительно-двигательной координации, образного мышления и выразительности. Все это необходимо для формирования правильной речи дошкольников. Кроме того, музыкальные занятия предполагают для детей особую атмосферу творчества, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне не только решаются обучающие и развивающие задачи, но и формируются продуктивные отношения ребенок-педагог-ребенок. Составила: музыкальный руководительВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ.Музыкальная деятельность необходима ребенку не только для того, чтобы он хорошо пел, танцевал и играл на музыкальных инструментах. Музыка влияет и на общее развитие детей, в том числе, оказывает воздействие на формирование и развитие речи.В последнее время специалисты отмечают тенденцию к задержке развития речи у детей. Еще несколько десятилетий назад дети начинали говорить раньше, нежели их современные сверстники. Одним из способов развития речи детей является системное использование музыкального воспитания. Музыка - это один из самых действенных путей стимуляции речи, сильнейшее средство эмоционального воздействия на человека. Ее сила увлекает ребенка и стимулирует его активность. Музыкальная деятельность способствует формированию чувства ритма, эмоциональной отзывчивости, общей моторике и слуховому вниманию.Музыка и речь тесно связаны. Во-первых, музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Во-вторых, музыкальная выразительность схожа с речевой. В-третьих, и музыка, и речь имеют интонационную природу. Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер. В-четвертых, и музыка и речь имеют ритмическую структуру.Исходя из этого, все виды музыкальной деятельности воздействуют на формирование разговорной речи детей. Слушание музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку формируют способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции не только словами, а также жестами, танцевальными движениями, музыкальными звуками.Тема: «Влияние музыкальной деятельностина  формирование и развитие речи детей».                                                Жирякова Екатерина Дмитриевна,                                                Музыкальный руководитель.В последнее время  специалисты отмечают тенденцию к задержке развития речи у детей. Еще несколько десятилетий назад дети начинали говорить раньше, нежели их современные сверстники. Одним из способов развития речи детей является системное использование музыкального воспитания. Музыка  - это один из самых действенных путей стимуляции речи,  сильнейшее средство эмоционального воздействия на человека. Ее сила увлекает ребенка и стимулирует его активность. Музыкальная деятельность способствует формированию чувства ритма, эмоциональной отзывчивости, общей моторике и слуховому вниманию.Музыка и речь тесно связаны. Во-первых, музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Во-вторых, музыкальная выразительность схожа с речевой. В-третьих, и музыка, и речь имеют интонационную природу. Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер. В-четвертых, и музыка и речь имеют ритмическую структуру.Исходя из этого, все виды музыкальной деятельности воздействуют на формирование разговорной речи детей. Слушание музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку формируют способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции не только словами, а также жестами, танцевальными движениями, музыкальными звуками.Все виды музыкальной деятельности являются самыми приятными для детей способами обучения. Они важны для развития и закрепления различных навыков, так как одновременно сочетают в себе и удовольствие, и обучение. Занятия музыкой развивают фонематический слух, чувство ритма, координацию движений, мелкую и крупную моторики, а также влияет на психические процессы, такие как: внимание, память, мышление.Предлагаю рассмотреть подробнее несколько видов музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.В пении работа над речью происходит наиболее наглядно и эффективно. В пении дошкольники проявляют активность, испытывают удовольствие от коллективного пения.Пение формирует правильное дыхание, голос, развивает чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Кроме того, певческая деятельность помогает исправлять недостатки речи такие как,  невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на  отдельные гласные и слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.Основным средством овладения языком и развитием речевой активности является повтор. Пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной для них форме: песенных куплетов и припевов. Дети получают удовольствие от певческой исполнительской деятельности, а вместе с тем, через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот поэтому большинство текстов детских песен  и состоит из повторяющихся слов.Так же песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводить детям, потому что речевой поток сопровождается музыкой.Еще одним преимуществом песен является рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы.Пение совершенствует голосовой аппарат детей не только для вокального исполнительства, но и для разговорной речи, формирует речевую выразительность, расширяет словарный запас, стимулирует образное мышление, а также коллективное пение развивает способность слышать друг друга.Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей, так как тренируется наблюдательность, формируется чувство ритма, темпа и времени, развивается общая и мелкая моторика, накапливается музыкально-двигательный опыт.Одним из важных разделов в музыкальной ритмике для развития речевых навыков является логопедическая ритмика, или логоритмика. Эта методика опирается на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Логопедическая ритмика формирует слуховое внимание и фонематический слух, развивает общую и речевую моторику, мимику, а так же слухо-зрительно-двигательную координацию.Важную роль на музыкальных моих занятиях играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук. Связь мелкой моторики и развитием речи установлена давно. И не только всем известная пальчиковая гимнастика, но также различные жесты, использующиеся при слушании музыки, распевании и пении  и помогающие передавать характер музыки, художественные образы или выражать слова, дают детям не только положительные эмоции, но вместе с этим влияют на качество речи.Процесс  игры на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети могут проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики, слухового восприятия и внимания, эмоциональную отзывчивость, выразительное исполнение, память, а также умение слушать друг друга.Специальные оркестрово-исполнительские умения – это овладение ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте даются достаточно простые в освоении инструменты - это шумовые и ударные (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники). Создание шумовых оркестров развивает  не только метроритмическое чувство, но и мелкую моторику детей. Ребенок учится  контролировать  звук не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах со звукорядом. Это развивает слух не только звуковысотный, но и фонетический. Поэтому прислушиваясь к звукам мелодии, сравнивая их и различая по высоте, дети накапливают бесценный слуховой опыт, что  в свою очередь активизирует речь ребенка.Таким образом, проанализировав несколько видов детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, можно сделать  вывод о влиянии музыкальной деятельности детей на формирование и развитие их речи. Музыка способствует развитию чувства ритма, фонетического слуха, слухового внимания, речевой и общей моторики, дыхания, слуха-зрительно-двигательной координации, образного мышления и выразительности. Все это необходимо для формирования правильной речи дошкольников. Кроме того,  музыкальные занятия предполагают для детей особую атмосферу творчества, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне не только решаются обучающие и развивающие задачи, но и формируются продуктивные отношения ребенок-педагог-ребенок.Список литературы:
  • Выродова И. И вот так! Музыкальное развитие /И. Выродова. – М.: Карапуз. – 2004. – 10 с.
  • Гавришева  Л.Б., Нищева Н.В. «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры», - С.-П.:«Детство – пресс», 2005. – 92 с.
  • Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей. – Мнверсэв, 2005. – 152 с. 
  • Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд нейропсихолога. – М.:Теревинф, 2013. – 352 с.
  • Куприна Н. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка/ Н. Куприна. – Academia. – 2007. – 448 с.
  • Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста/ Л.В. Малахова. – М.:Феникс. – 2008. – 144 с.
  • Развитие речи ребенка с помощью музыки.12.04.2022Недавно меня заинтересовал вопрос, развивается ли речь ребенка с помощью музыки? И возможно ли это?А так как в последнее время отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, то эта тема становится актуальна.Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка как и речь имеет интонационную природу: голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Слыша музыку, ребенок непроизвольно начинает пританцовывать под музыку, подпевать ей, использовать различные жесты и мимику.Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.Итак, музыка и речь. Что музыкальные занятия дают для речевого развития ребенка?Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности в детском саду с токи зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.Слушание музыки.Б.В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим».Слушание безусловно формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, расширяет кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки; когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения; высказывают свое отношение к его образам, дают им оценку. Замечено, интерес детей повышается, если произведения объединены общим рассказом или принадлежат творчеству одного композитора. После прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, обязательно предлагаем детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, образ, свои чувства, свое отношение к музыке.Дыхательная гимнастика.Дыхательную гимнастику используем непосредственно перед пением. Голос нужно разогреть, подготовить! При этом, органы дыхания играют ведущую роль, их нужно закаливать и укреплять мышцы носоглотки. Для этого проводим специально подобранные упражнения по системе В.Емельянова, А.Стрельниковой, М.Лазарева, Б.Толкачева. Эти упражнения используем и для развития чувства ритма, т.к. выдох и вдох мы проделываем на разные длительности, на стаккато и легато. Дыхательная гимнастика формирует правильное дыхание, что развивает легкие и способствует лучшей циркуляции крови в организме (дает оздоровительный эффект) и тренирует силу вдоха и выдоха, что немаловажно для речевых детей. Песенки-распевки.Короткие песенки-попевочки детям очень нравятся, дети любят их петь. Они задают тон и подготавливают голос к пению. Пение.Основной вид музыкальной деятельности наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества! В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Пение для развития речи:
  • Пение помогает понять ритмический строй языка, т.к. детям приходится пропевать каждый слог — развиваем речевой слух.
  • Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), что помогает развитию четкой дикции ребенка.
  • Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы приучаем пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатываем умение владеть голосом (петь громко и тихо).
  • Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.
  • Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.
  • Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.
  • Песни стимулируют образное мышление.
  • Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.
  •  Музыкально-ритмические движения.Л.Генералов сказал: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.Двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени. Согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации движений и т.д. Поэтому, развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., а так же стимулируют развитие мозга, соответственно и речи. Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение. Активизируют речь детей. Тренируют память, фантазию, воображение, наблюдательность, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.Игра на детских музыкальных инструментах.Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Игра на любом музыкальном инструменте развивает мелкую моторику, и, значит, оказывает положительное влияние на формирование речи.Извлекая звук, в основном шумовые, ребенок развивает метроритмическое чувство и учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки, что развивает мелкую моторику детей. Овладев умением играть на инструментах имеющих звукоряд, у детей очень развивается слух – это важно для активизации речи ребенка.Музыкально-пальчиковые игры.Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики В свое время И.Кант мудро изложил: «Рука – это вышедший наружу мозг человека».Ученые отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этому способствуют массаж кистей рук, пальцев рук, а также пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку.Пальчиковые игры способствуют развитию:
  • мелкой и крупной моторики.
  • слухового восприятия, музыкальной памяти, чувство ритма, образного мышления
  • фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха.
  • совершенствования умения согласовывать движения и речь.
  •  
  •  Музыкальные игры.Это самая веселая часть занятия. Подвижные музыкальные игры дарят детям радость и огромное число положительных эмоций!Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.Итак, все, без исключения, виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игровых танцев, песен, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.Список используемой литературы:
  • Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие. СПб. Детство. Пресс 2012г.
  • Анисимов В.П. Теория и методика музыкального развития дошкольников. Тверь: Тв ГУ, 2007.
  • Арановский М.Г. Проблемы музыкального воспитания. Сборник статей. Мышление, язык, семантика. — М: Музыка, 1974.
  • Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Т. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. СПб. 2000.
  • Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки. Эволюция и современные тенденции реализации. Дисс. докт. наук; М., 1992.
  • Боромыкова О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи – СПб. Детство-пресс; 1999.
  • Виноградов Л.В. развитие музыкальных способностей у дошкольников. СПб: Реч. Образовательные проекты; М. Сфера 2009.
  • Егорова И.В. Комплексная коррекция речевых и неречевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования средств музыкального воспитания. Диссертация канд. пед. наук, СПб, 2005.
  • Железнова Е. Пальчиковые игры для малышей. «Веселые пальчики» (2-6 лет) Е.Железнова, С. Железнов; Изд. Новый диск, 2005.