Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста" «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи Мы знаем, что овладение связной устной речью важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. К сожалению, большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. На сегодняшний день ребёнок дошкольник, обладающий хорошей речью явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие умения обосновать свои утверждения. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Чтобы помочь детям научиться связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни нужно использовать инновационные технологии в развитии речи. Когда используешь в своей работе чтото новое, интересное увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат это интереснее и увлекательнее вдвойне. Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является дидактический синквейн. Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. В дидактическом синквейне самое главное -это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей. Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку». Правила написания синквейна. 1-я строка (вершина «елочки») заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи- это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что? 2-я строка два слова,которые описывают свойстваи признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна.Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие? 3-я строка состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают? 4-я строка четыре слова;ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов. 5-я строка (основание «елочки») одно слово,(существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним,обобщающееслово. Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать Пятая строка последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, бобщающееслово Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать: Условные обозначения: слова-предметы (существительные) слова-признаки (прилагательные) слова-действия (глаголы) слова-предметы (существительные) Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно: I этап подготовительный Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов. Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря: -Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). -. Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др. - Речевые тренинги (собрана картотека речевого материала для речевых тренингов). -Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем не скажем», «Живые слова» и другие) II этап основной. Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три. Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном: 1. «Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь. 2. «Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо лион усвоил словарь лексической темы. 3. Составь «Синквейн по образцу» 4. «Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило это обобщающее слово. 5. «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета. 6. «Чужое слово». Аналогичное задание. 7. «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй третью. Третью. Третий четвертую, четвертый-пятую. Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы. III этап практический. Самостоятельное составление синквейнов детьми. Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам. Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы. Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы: 1. «Чей синквейн Лучше?» Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему. 2. «Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн. 3. «Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна. 4. «Волчок». Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн. 5. «Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн» При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста? Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Закрепляет знания детей об окружающем мире. Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий. Формирует грамматический строй. Помогает наиболее полно и точно. Правильно выразить свою мысль. Оформлять мысль в виде предложения Подготавливает к составлению описательного рассказа. Развивает творчество Поддерживает интерес к обучению Совет для родителей: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов по прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…, просмотренным мультфильмам….. Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения лексических тем. Лексическая тема «Времена года» 1. Листья 2. Осенние, желтые 3. Падают, летят, растут. 4. Люблю собирать листья. 5. Осень 1.Зима 2. Белая, волшебная 3. Морозит, наступает, приходит. 4. Люблю кататься на горке 5. Холод 1. Зима 2. Холодная, снежная. 3. Морозит, наступает, приходит. 4. Я люблю зиму. 5. Новый год 1.Зима. 2.Морозная, снежная. 3.Кататься, гулять, мерзнуть. 4.Самое холодное время года. 5.Мороз. 1.Весна 2.Журчащая, грязная. 3.Льет, согревает, растет. 4.Появляется зеленая травка. 5.Слякоть. Лексическая тема «животные» 1. Лиса 2. Рыжая, пушистая 3.Ловит, ест, крадется 4. хитрит и ест мышей 5. Дикое животное 1. Кошка 2. Ласковая, домашняя 3. Мяукает, царапает, прыгает 4. Люблю котенка гладить 5. Домашнее животное 1.Медведь 2.Большой, косолапый. 3.Ревет, лакомится, переваливается. 4.Медведь любит лакомиться медом. 5.Лес 1.Собака 2.Умная, верная 3.Охраняет, спасает, лает 4.Собака - самый верный друг 5.Дом 1.Волк 2.Сердитый, голодный 3.Охотится, рыщет, догоняет 4.Волк живет в лесу. 5.Хищник Лексическая тема «Овощи» 1. Помидор 2. Красный, вкусный 3. Поливать, растить, ухаживать 4. Он очень красивый 5. Салат 1. Огурец 2. Сочный, большой, зеленый 3. Растет, зреет, висит 4. Люблю есть огурцы 5. Огород 1. Морковь 2. Вкусная, сладкая 3. Растет, варится, сидит 4. Люблю её кушать 5. Полезный овощ 1. Свекла 2. Красная, вкусная 3. Растет, вылезает из земли, вянет 4. Свекла растет на грядке 5. Огород 1. Капуста 2. Зеленая, хрустящая 3. Продается, растет, варится 4. Капусту выращивают люди 5. Пирожки с капустой 1.Лето. 2.Жаркое, знойное. 3.Загораем, собираем, купаемся. 4.Много свежих фруктов и овощей. 5.Море 1.Осень. 2.Золотая, слякотная. 3.Заготавливаем, грустим, собираем. 4.Березы надели золотой наряд. 5.Дождь. 1Весна, 2Журчащая, зеленеющая, 3Тает, распускается, растет, 4Природа просыпается вновь, 5Радость. Наслаждаемся всеми прелестями лета: 1Лето, 2Теплое, жаркое, 3Цветет, ласкает, радует, 4Раздолье для детей и взрослых, 5Праздник Лексическая тема «Грибы и ягоды» 1. Гриб 2. Съедобный, старый. 3. Стоит, растет, прячется 4. Люблю жареные грибы 5. Полянка 1. Боровик 2. Белый, вкусный, холодный. 3. Лежит на земле, прячется, растет. 4. Не люблю есть грибы. 5. Лес 1.Клубника 2.Сладкая, вкусная 3.Созревает, наливается, краснеет 4.На грядке растет клубника 5. Лето 1.Крыжовник 2.Колючий, кислый 3.Висит, зреет, растет 4.В саду у бабушки растет крыжовник 5.Огород Лексическая тема «Фрукты» 1. Яблоко 2. Круглое, сочное 3. Лежит на тарелке, висит на ветке. 4. Люблю яблочный компот 5. Дерево 1. Груша 2. Зеленная, сладкая 3. Продается, моется, лежит 4. Я люблю грушу 5. Дом 1. Апельсин 2. Оранжевый, вкусный. 3. Лежит, висит, чистится 4. Апельсин можно поделить на дольки 5. Апельсиновый сок 1. Банан 2. Желтый, сладкий 3. Мыть, снимать кожуру, есть 4Бананы любят все 5. Банан это фрукт