Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»
Автор: Фарзалиева Алена Зарбалиевна

Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»Конспект открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»Цели: Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений (на примере семьи). Развитие представлений о содержании понятий.Задачи образовательные:1. Выявить умения детей устанавливать родовидовые отношения между понятиями (семья, члены семьи).2. Закрепить принципы построения моделей понятийных отношений с помощью классификационного древа (на примере семьи) по разным основаниям (возраст, пол).3. Продолжать учить детей находить общие и различающиеся признаки объектов, делать логические выводы.Развивающие:1. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления при выполнении заданий.2. Развивать у детей коммуникативные умения, связную речь.3. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.Воспитательные:1. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.2. Воспитывать отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать, желание и умение работать в коллективе.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие.Предварительная работа:1. Знакомство с космосом, планетами, глобусом, с жизнью на Земле.2. Проведение бесед по теме «Семья».3. Рассматривание семейных фотоальбомов.4. Проведение дидактических игр с детьми: «Назови ласково», «Кто я тебе», и игр на развитие логического мышления: «Четвертый лишний» и другие.Материал и оборудование:Магнитная доска, магниты, 2 набора фишек с изображением членов семьи, фишки двух цветов: красные и желтые по количеству детей, 2 мешочка, 2 большие фишки на столы, 2 листа бумаги формата А3, карандаши, почтовый ящик, письмо с Марса, большой конверт, скакалка, 2 подноса, песочные часы.Ход занятия:1. Организационный момент.(Дети с воспитателем заходят в группу, здороваются с гостями)Воспитатель: Встаньте, дети, встаньте в круг Встаньте в круг, встаньте в круг! Ты мой друг, и я твой друг, старый верный друг. Давайте с вами возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, и подарим добрые слова и не забудем про улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение и улучшается настроение. Кто хочет начать?(Дети по очереди говорят друг другу приятные слова, улыбаются)Воспитатель: Ну что, у вас поднялось настроение? Я очень рада. Надеюсь, оно сохранится у вас на протяжении всего дня.2. Вводная часть.Воспитатель: Ребята, а давайте-ка проверим наш почтовый ящик. Не пришла ли нам почта?(Дети проверяют почтовый ящик и находят в нем письмо)Воспитатель: Ух ты, письмо! От кого же оно? А письмо-то непростое, а с другой планеты Солнечной системы - с Марса. А кто-нибудь из вас знает, как называют жителей планеты Марс?Дети: Марсиане.Воспитатель: А мы тогда кто - жители Земли?Дети: Земляне.Воспитатель: Верно. Давайте прочитаем, что же нам написали жители планеты Марс. Хотите узнать?(Воспитатель читает письмо)Воспитатель: «Здравствуйте ребята-земляне! Мы марсиане живем и учимся в марсианских школах. Нам бы очень хотелось узнать о том, что такое семья? Помогите нам, пожалуйста!»Воспитатель: Ну что, ребята, поможем марсианам?Дети: Да!3. Основная часть.Воспитатель: Ребята, а кто из вас хотел бы рассказать марсианам о своей семье?(Дети отвечают)Воспитатель: Я вижу, что многие из вас хотели бы поделиться с ними. А вы любите играть?Дети: Да!Воспитатель: Давайте тогда сыграем с вами в игру, которая называется «Репортер». А кто такой репортер?Дети: Тот, кто берет у людей интервью.Воспитатель: Послушайте правила игры. Репортеры задают вопросы о семье, например: «Кем работает твоя мама?». А остальные дети на них отвечают, например так: «Моя мама работает продавцом» и т. д. Репортеры никого не должны оставить без внимания и задать вопросы каждому из участников интервью. Для игры нам необходимо выбрать нескольких репортеров, а поможет нам в этом считалочка «Пуговка, луковка, крестик».(Воспитатель пересчитывает детей соответственно словам считалки и назначает репортерами, например, всех «крестиков», в качестве микрофонов используются скакалки)Воспитатель: Ребята, давайте для удобства возьмем себе стульчики.(Дети садятся на стульчики, образуя полукруг)(Проводится игра)Воспитатель: Кто из репортеров готов задать вопрос первым? Еще есть вопросы для наших участников?(Проводится игра)Воспитатель: Вот вы и рассказали марсианам о вашей семье. Я вижу у вас у всех замечательные семьи. Ребята, а для дальнейшей нашей игры, я предлагаю вам разделиться на две команды.(Воспитатель выносит поднос с фишками двух цветов)Воспитатель: Выберите себе одну из фишек: красного или желтого цвета, какая вам больше нравится. Итак, вправо встанут все у кого красные фишки, а влево - у кого желтые.(Дети группируются по цветам)Воспитатель: У нас получилось две команды. Ребята, те кто справа, вы будете называться Команда Красных, а те кто слева - Команда Желтых. Займите свои места за столами.(Дети садятся за стол с фишкой соответствующего цвета)Воспитатель: Посмотрите, перед вами картинка. Кто на ней изображен?Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь.Воспитатель: Правильно. А как их можно назвать одним словом?Дети: Семья.Воспитатель: Все верно. Ребята, я предлагаю каждому из вас выбрать себе роль.(Воспитатель предлагает детям из каждой команды вытянуть себе из мешочка фишку с обозначенной на ней ролью члена семьи)Воспитатель: Ну что сделали свой выбор? А теперь для того, чтобы вжиться в роль, подойдите вот к этому столу и выберите себе соответствующий предмет (атрибут). У вас одна минута, чтобы взять предмет и вернуться на свои места. Время пошло.(Воспитатель переворачивает песочные часы)(Дети выбирают атрибуты и садятся за свои столы)Воспитатель: Давайте угадаем: «Кто есть кто?»(Участники команд по очереди встают с места и, не называя себя, показывают выбранный предмет, а все остальные дети должны угадать, кто из членов семьи перед ними и объяснить свой ответ)Воспитатель: Вот мы и познакомили марсиан с членами семьи, их увлечениями и обязанностями. А для того, чтобы побольше рассказать о них марсианам, давайте их сравним (найдем сходства и различия). По какому признаку мы можем это сделать?(Дети вместе с воспитателем обсуждают все возможные варианты)(В случае затруднения воспитатель предлагает детям рассмотреть конкретный пример: папа и сын - в чем их сходство и различие?(Дети отвечают)Воспитатель: Правильно, ребята. Вот мы и нашли с вами два признака для сравнения: по возрасту и по полу. Так значит на какие группы мы можем разделить членов семьи по возрасту?Дети: На взрослых и детей.Воспитатель: А по полу?Дети: Мужского и женского пола.Воспитатель: Ребята, а как же мы напишем об этом в письме марсианам? Ведь они понимают только язык символов.(Дети предлагают решение проблемы)Воспитатель: Конечно, мы можем изобразить это схематически (с помощью классификационного древа). А какие символы мы можем использовать?(Дети предлагают варианты)Воспитатель: Давайте остановимся на первых буквах слов.Воспитатель: Возьмите все необходимое.(Воспитатель раздает для каждой команды: листы бумаги и карандаши)Воспитатель: Давайте распределимся так, что первая команда Красных будет рисовать модель (делить членов семьи) по первому основанию (по возрасту, а вторая команда Желтых - по второму (по полу). Еще раз в течении минуты обсудите внутри команд, каким образом вы будете строить свои модели, на какие группы делить и кто из членов семьи в какой группе окажется.(Ведется обсуждение в командах)Воспитатель: Как вы думаете, с чего стоит начать?Дети: Нужно ввести обозначение семьи.(В случае затруднений воспитатель рисует точку-кружок на магнитной доске маркером и вводит обозначение семьи буквой «С». Детям предлагается сделать тоже самое на своих листках)Воспитатель: А теперь зарисуйте свои решения на листах бумаги и не забудьте ввести соответствующие буквенные обозначения.(Самостоятельная работа детей в командах)Воспитатель: Ну что, я вижу вы уже закончили. Давайте посмотрим, что же у вас получилось.(Воспитатель размещает модели от каждой команды на доске)Воспитатель: Все ли верно?(Дети проверяют правильно ли построена модель противоположной команды)Воспитатель: Команда красных, по какому признаку вы разделили всех членов семьи?Дети первой команды: Взрослые – дедушка, бабушка, папа, мама; Дети – сын и дочь.Воспитатель: А команда желтых?Дети второй команды: Мужчины – дедушка, папа, сын; Женщины – бабушка, мама, дочь.Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием. Ребята, давайте еще раз посмотрим на то, какие у нас получились схемы. Как вы думаете марсиане все поймут? Скажите, а есть ли сходство у двух моделей?Дети: Да есть. И в первой о во второй модели мы последовательно выделяли две группы.Воспитатель: А есть различия?Дети: Конечно есть. Выделенные группы имеют разные признаки для сравнения (основания классификации).Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы. А теперь я предлагаю ваши схемы-модели отправить в конверте на Марс, для изучения марсианскими школьниками наших семей. (Дети запечатывают конверты)Воспитатель: Ну вот и готово. Осталось только отнести наше письмо на почту.4. Итог занятияВоспитатель: Ребята, вам понравилось играть? Давайте сядем в кружок (на подушки) и вспомним, что нового вы узнали сегодня? Что вам запомнилось больше всего? Кому из вас было трудно выполнять задания? У кого трудностей не возникло?(Дети анализируют свою деятельность)Воспитатель: Мне тоже очень понравилось искать с вами ответ для марсиан. А особенно мне понравилось, что вы были очень внимательными, дружными - настоящей командой, и поэтому так быстро и правильно выполнили все задания. Всем спасибо и не забудьте попрощаться с нашими гостями.