Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития для детей 4-5 лет


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития для детей 4-5 лет
Автор: Кулиева Карина Муаедовна

Отчет по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4-5 лет»Актуальность. Развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и театрализованная деятельность.Театрализованная деятельность – это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой. Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения с игрушками, сверстниками, взрослыми. Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. Актуальность моей темы обусловлено тем, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, а вместе с тем происходит улучшение речи, накопление пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов.Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Я считаю, что выбранная мною тема позволила сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества. Цель: развитие связной, выразительной речи у детей через театрализованную деятельность, формирование умения излагать свои мысли последовательно.Для реализации поставленной цели были сформированы следующие задачи Задачи:
  • учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
  • формировать грамматический, лексический строй речи;
  • развивать навыки активной, разговорной, образной речи
  • приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
  • развивать артистические навыки детей, воображение, эмоции, фантазию, коммуникативные навыки, речь.
  • пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок, рассказов, потешек и пословиц;
  • воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.
  • обогатить театральный уголок в группе различными видами театров (кукольный, конусный, теневой, пальчиковый и др.), театральных атрибутов, картотека театрализованных игр, картотека «Загадки о сказках»;
  • повысить уровень собственных знаний путем изучения различной литературы и информации в Интернет-ресурсах
  • обобщить и распространить педагогический опыт в рамках проведения мастер-классов.
  • В процессе работы использовала следующие виды театра: настольный, теневой, пальчиковый, костюмированный БИ-БА-БО, сюжетно-ролевые (с применением масок), кукольный. Все виды театров были использованы, как и в совместной, так и в самостоятельной деятельности, и имели успех. Дети группы любят и принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях. Дети с удовольствием участвовали в спектакле «Непослушный медвежонок», «Зайчик и его находка», «Курочка ряба». Показывали этюды «Цыпленок», «Я хожу как медведь», «Злой», «Добрый», «Весёлый», «Грустный», «Угадай, что я делаю?», «Что за герой?», «Угадай мою эмоцию», «Повтори за мной» и т. д. Играли в театрализованные игры: «Волшебное превращение», «Представь себе», игра на имитацию движений «Если сможешь повтори», «Передай движения», пальчиковые игры на развитие речевой активности и умение передавать характер животных.Проводились беседы на темы «Кто работает в театре?», «Хороший и плохой поступок» (по мотивам предложенных детьми сказок).Обыгрывала с детьми знакомые сказки по ролям и с помощью настольного театра «Волк и три поросята», «Колобок», «Лиса и журавль», игра-пантомима «Волшебный сад», Игра-пантомима «Медвежата». Учила детей соблюдать содержание и правильный ход текста, развивала диалогическую речь, рассказывать про любимые игры и сказки: «Волк и семеро козлят», «Кошкин дом». Проводилась работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам, а также по составлению связного рассказа по картинкам с опорой по сказке «Теремок». Работая над выразительностью интонировать голоса героев сказки, через теневой театр показывая любимые сказки «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Маша и Медведь» и др. Игровые ситуация «К нам в гости пришли куклы би-ба-бо», «Игровая ситуация «К нам в гости пришли театральные куклы», Игровая ситуация «Покажем куклам, кто как говорит?» - были неотъемлемой частью моей деятельности с детьми. Прослушивание аудиосказок «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят».Проектная деятельность: показ теневого театра «Теремок». Показывая настольный и кукольный театры, детям давала возможность проявить себя наедине с куклой и друзьями, развивая фантазию, воображение. Театральный уголок дополнила играми и упражнениями: «Развитие речевого дыхания», «Аудиальное внимание», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь». Оформлены альбом:
  • «Виды театров»;
  • папка передвижка «Мир театра», «Теневой театр»,
  • пальчиковый театр «Колобок»,
  • театр на палочках «Курочка ряба»,
  • различные маски животных.
  • Важно участие родителей в качестве исполнителей роли, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию. Дети на основе готовых кукольных театров совместно с родителями разыгрывали сказки, составляли интересные и необычные рассказы, меняя героев и обстановку. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные советы и рекомендации, проводила консультации и беседы на тему «Что такое театр?», «Виды театра, которые вы можете изготовить совместно с вашими детьми», консультация «Организация кукольного театра в домашних условиях». Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию.В результате проведенной работы у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы, выражать эмоции, такие как сочувствие, радость за сказочного героя. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. Государственное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 23 «Радуга» Отчет по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4-5 лет»Воспитатель: Кулиева К.М. г. Байконур,май, 2024год