по физической культуре


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: по физической культуре
Автор: Елена Владимировна Сологубова

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯКАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«Известно, что дошкольники проявляют интерес к двигательной деятельности вообще. Они любят побегать, не очень задумываясь над тем, что это является средством их физического и психического развития» (Е.П. Ильин). Но почему мы сталкиваемся с проблемой угасания интереса, а затем  внимания и активности, у детей дошкольников на занятиях по физической культуре?Интерес – это не врожденные свойства личности, а результат её формирования, обусловленный окружением, сферой и характером деятельности. Во многом от заинтересованности ребенка зависит и эффективность  двигательной деятельности. В дошкольном периоде активно формируется  становление интересов к широкому кругу социальных явлений, выходящих за рамки личного опыта. Именно в этот период очень важно  создать условия для развития у детей интереса к различным видам деятельности.Развитие интереса к занятиям физической культурой у дошкольников одна из актуальных проблем современности, так как в основном непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в детском саду проходит традиционно. Что же делать?Педагогам, нужно искать пути повышения эффективности двигательной деятельности детей, включая в содержание такой учебный материал, который доставлял им радость, удовлетворял естественную потребность в движении, непосредственно способствовал разностороннему развитию ребёнка и укреплению здоровья.   Одним из таких путей является использование в работе с детьми сюжетно – тематических занятий по физической культуре, которые повысят эффективность физкультурно – оздоровительной работы на физкультурных занятиях и сделают их действительно развивающими, оздоровительными, интересными, увлекательными.Для того чтобы убедиться что сюжетно – тематические занятия по физической культуре действительно эффективны и интересны для дошкольников, рассмотрим некоторые понятия.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯВ соответствии с ФГОС дошкольного образовательная область «Физическое развитие» включает: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;2) физическая культура, развитие физических качеств.Целью такого процесса должно стать формирование у ребенка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению деятельности путем поощрения двигательной активности ребенка и создания условий для ее развития через развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазанье, метание) и физических качеств (быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость), а также удовлетворения потребности ребенка в движении в течение дня.Сферу физической культуры характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека — в здоровом образе жизни. Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, физически развивающийся ребенок бывает подвижным, жизнерадостным, любознательнымПоэтому работа по  физическому воспитанию детей  должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста — игровой, а двигательно-игровая деятельность — это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Только такое слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма, допускает осознание у воспитанников уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, первые формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.        Создание такой двигательно-игровой среды можно достичь, организовывая сюжетно-тематические  занятия, на которых ставятся следующие задачи:
  • закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
  • развивать психические способности и эмоциональную сферу;
  • развивать музыкально-ритмические способности детей;
  • воспитывать интерес и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
  • воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию;
  • способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.
  • ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЯВзяв за основу классическое  физкультурное занятие, предложенное в соответствии с основной образовательной программой, добавила  нестандартные способы   организации детей (сюжетные, сюжетно-образные, сюжетно-игровые формы организации занятий),  внесение изменений в традиционную форму построения, оставив неизменным главное:
  • На каждом физкультурном занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка.
  • Обучение основным движениям  должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление и совершенствование;
  • Содержание и методика проведения занятий должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной  моторной плотности и развитию физических качеств.
  •   Слово “эффективность” в переводе с латинского – “эфектос” – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Учёные замечают: «Чем выше интерес и активность обучающихся  на занятии, тем выше и результат занятия».Эффективное занятие – это занятие, на котором выполнена поставленная цель и задачи, достигнут определенный результат.При проведении эффективных занятий педагоги выполняют ряд требований:            - целесообразное расходование времени занятия;- применение разнообразных методов, средств и способов обучения;- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;- четкая организация занятия и мотивация детей на получение знаний;- практическая значимость полученных знаний и умений.        Все перечисленные требования будут достигнуты при правильно поставленной цели и задачах - конкретных и выполнимых, а также разнообразном выборе средств и способов обучения, используемых на занятии.         Обязательным условием любого занятия является создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят.Мотив любого эффективного занятия – получение знаний, учитывая интересы и мотивации детей от простого к сложному.                                                                                                                                             При проведении занятий у обучающихся совершенствуются навыки логического мышления и понимания, формируется более прочное усвоение знаний, адекватная самооценка своих возможностей и способностей, повышается ответственность ребят не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. Творческая атмосфера занятий дает больше возможностей для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, его внутреннего потенциала. Ребят привлекает в занятиях взаимопонимание, комфортная, доброжелательная обстановка. Эмоциональная атмосфера эффективных занятий помогает ребятам с удовольствием приходить на занятия. Как сказал Виктор Федорович Шаталов: «Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создавать атмосферу в группе, в которой невозможно не выучиться».        Эффективность одного занятия способствует развитию познавательного интереса к  следующим занятиям по физической культуре.В основу определения уровня развития интереса входят следующие критерии: действенность, устойчивость. Определить уровень развития интереса с помощью педагогического наблюдения за детьми.Первый уровень – временный интерес. Интерес носит созерцательный, ситуативный  и неустойчивый характер. Деятельность происходит только по инициативе  педагога или сверстников, не длительна по времени.Второй уровень – начальный интерес. Возникновение эмоционального элемента  в интересе. Неустойчивый характер интереса, появляются  элементыактивности. Эпизодически    появляется самостоятельная деятельность,  но   недлительная по времени, быстро угасает.Третий уровень – устойчивый интерес. Систематически появляетсясамостоятельная  деятельность, длительная по времени, наличие положительных  эмоций у детей, активности.Таким образом, активность дошкольников зависит от уровня их заинтересованности.  Грамотное использование  педагогом средств повышения внимания будет способствовать эффективности занятий физическими упражнениями.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА        Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение  - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.Игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.Детский возраст – это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного физического развития, образования и воспитания.        Одним из важнейших факторов в физическом совершенствовании детей дошкольного возраста является развитие у них интереса к процессу движений и двигательных действий, делающим учебно-воспитательный процесс более легким и плодотворным и способствующим формированию у детей положительного отношения к окружающей действительности.Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Это очевидно, понятно и общеизвестно. Поэтому основной формой методом и содержанием  совместной деятельности педагога и ребенка должна быть игра. Для формирования интереса к физическому воспитанию ребенка игра вообще имеет неограниченные возможности, которые педагогу нужно грамотно использовать.ХАРАКТЕРИСТИКА   ФОРМ   ФИЗКУЛЬТУРНЫХ  ЗАНЯТИЙОсновной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. При этом обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определённой системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков.Для каждого занятия обозначаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.Оздоровительные задачи направлены:
  • На охрану и укрепление здоровья детей;
  • улучшение их физического развития;
  • функциональное совершенствование и повышение работоспособности организма ребенка;
  • закаливание;
  • совершенствование координации движений дошкольников;
  • развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата,
  • сердечно-сосудистой,  дыхательной систем детского организма.Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме и роли физических упражнений в его жизнедеятельности, а также способах укрепления собственного здоровья.Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.Одновременное взаимосвязанное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач будет способствовать сохранению и укреплению психофизического здоровья детей, расширению их двигательного опыта.Классическое физкультурное занятиеПроцесс обучения движениям состоит из следующих этапов: обучение (первоначальное разучивание), закрепление (углубленное разучивание) и совершенствование навыка. А эффективность обучения во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.На первом этапе - обучения или первоначального разучивания — ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). С этой целью используются показ, объяснение и практическое опробование. Показ воспитателя должен быть технически правильным, красивым, доступным и образным. А объяснение — четким, кратким, выразительным. Вследствие этого у детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями.Задача второго этапа — закрепления — создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко выполнять их. На этом этапе значительное место отводится имитации, зрительным и звуковым ориентирам. Словесные методы в работе с детьми младшего дошкольного возраста используются в виде коротких указаний и сопровождаются показом, что помогает педагогу уточнить технику выполнения движений.Задача третьего этапа — закрепление приобретенного умения, перевод его в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях. На данном этапе продолжается совершенствование техники движений. Задачи этого этапа реализуются посредством подвижных игр, вариативного использования одних и тех же движений, разнообразного инвентаря, литературных произведений, иллюстраций и т.п. Как показывает практика, с детьми младшего дошкольного возраста совершенствовать определенное умение можно как при выполнении одного движения, так и в гармоничном согласовании его с другим движением. Такой прием вызывает определенный интерес у детей и огромное желание заниматься физкультурой. Вместе с тем такой прием позволяет обеспечивать более высокую моторную плотность за счет максимально сниженных простоев детей.Таким образом, методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, этапов обучения, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнений.Вводная часть - это разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Упражнения данной части занятия направлены также на мобилизацию внимания детей. Содержание вводной части включает построения, перестроения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, подвижные игры, игровые упражнения. Заканчивается вводная часть ходьбой и дыхательным упражнением.Содержание основной части занятия разнообразно. Это упражнения общеразвивающего характера (ОРУ) из различных исходных положений (и.п.) с предметами или без них, а также основные виды движений (ОВД) и подвижная игра. Вариативность содержания основной части определяется формой проведения занятия. В этой части сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, чем и обеспечивается оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм младшего дошкольника. Почти все упражнения взрослый показывает сам. Но некоторые из них может показать ребенок, особенно во втором полугодии. Использование разнообразного (стандартного и нестандартного) оборудования и инвентаря позволяет сделать комплексы упражнений более интересными и показать младшим дошкольникам варианты одного и того же упражнения.Основные виды движений планируются по 2-3 вида на одно занятие. Условием, обеспечивающим освоение детьми двигательных навыков, является подбор основных видов движений для каждого занятия с учетом их физиологической сочетаемости и постепенного усложнения. Это достигается двукратным повторением каждого занятия в течение недели (иногда с небольшими изменениями) и подбором основных движений, которые на этапе закрепления или совершенствования выступают средством не только стимуляции нагрузки, но средством оживления двигательного опыта детей.Подвижная игра (сюжетная или бессюжетная) является завершающим аккордом в плане эмоциональной и физической нагрузки.Таким образом, разнообразная и увлекательная по содержанию основная часть занятия позволит педагогу эффективно реализовать поставленные задачи.В заключительной части необходимо привести организм ребенка в относительно спокойное и ровное состояние. Этому будут способствовать: ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения на расслабление и релаксацию, пальчиковая гимнастика, игра малой подвижности (хороводная) и т.п. Продолжительность заключительной части — до 2 минут.Используя структуру классического физкультурного занятия, обогатив его сюжетом,  мы получаем  сюжетные занятия, увлекающие своими действиями детей.В младшем и среднем возрасте используются преимущественно комплексные, сюжетные, игровые, а также сюжетно-игровые занятия, в которых сюжетная линия органично проходит через различные игры и упражнения. Такой подход при выборе формы проведения, прежде всего основан на том, что игра в этом возрасте для детей является ведущим видом их деятельности и усвоение программного материала в игре, сюжете, комплексе с другими элементами (развитие речи, математика, познание окружающего мира и т.п.) будет наиболее рациональным и эффективным.Сюжетные занятия представляют собой мини-спектакль, разыгрываемый детьми с помощью различных физических упражнений. Структурными составляющими его могут быть подвижные игры различной степени подвижности, игры, представленные в виде мини-сказок, а также упражнения, гармонично отражающие сюжетную линию занятия, сказочные (несказочные) персонажи и т.п. Данные занятия будут способствовать не только накапливанию детьми двигательного опыта, но и расширению кругозора детей, развитию их познавательных психических процессов. За основу берется  структура классического  физкультурного занятия, содержание которого согласуется с сюжетом. Тематика такого занятия должна соответствовать возрастным возможностям детей и их  компетентности. Например, для детей младшего  дошкольного и среднего  возраста  «Курочка - красавица» строится по сказке «Курочка ряба»,  «Волк и козлята» по сказке «Волк и семеро козлят» (приложение №1). Для младшего возраста занятие строится с возрастными особенностями детей данного возраста, по общепринятой структуре: вводной, основной и заключительной, в каждой части решаются свои задачи и в соответствии с особенности развития детей данной группы. В средней группе дается усложнение основным движениям, увеличивается количество ОРУ,  физическая нагрузка.Сюжетные-тематические занятия объединены по темам: сказка, путешествие,  животные, времена года  и  распределены в учебном плане на год.Таким образом, учитывая поэтапность (обучение, закрепление, совершенствование), программные задачи решаются посредством представленных форм физкультурных занятий через игровые методы и приемы.Структурные части предлагаемых физкультурных занятий включают также различные дополнительные компоненты, среди которых дыхательная и пальчиковая гимнастики, психогимнастика, упражнения для релаксации.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗанятия физической культурой в детском саду призваны удовлетворить биологическую потребность растущего организма в двигательной деятельности, давать ребенку возможность ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом, а интересные сюжетно - тематические физкультурные занятия во многом способствуют этому, обеспечивают оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы, обеспечивают физическое и умственное развитие детей, помогают лучшему восприятию и запоминанию. У детей формируются положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развиваются умения быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.    На сюжетно-тематических занятиях у ребят формируется положительное отношение к физической культуре в целом, обогащается двигательный опыт, формируется умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие. Развивается ловкость, быстрота, смекалка. Дети на занятиях сюжетного вида совершенствуют координацию движений, равновесие, следят за положением своего тела в разнообразных упражнениях, стараются соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, ориентироваться в пространстве.        Таким образом, сюжетно – тематическая  форма проведения физкультурных занятий помогает мне развивать у детей инициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения и повышения интереса к движению. Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Ребята учатся думать и действовать одновременно. Кроме того в процессе сюжетно-игровых физкультурных занятий у детей формируется самооценка: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются личностные качества: самоуважение, совесть, гордость.Таким образом, я наблюдаю положительные результаты в эмоциональной и двигательной жизни детей. Многие дети стали контактными, общительными, непосредственными, улучшилась координация движений, выразительность, дети стали чувствовать себя увереннее, у детей развито чувство ритма, воображения, способность к перевоплощению.А самое главное, ребята с огромным интересом занимаются на занятиях по физической культуре, к концу дошкольного возраста знают много подвижных игр и умеют организовывать их самостоятельно в свободное время. У детей наблюдается устойчивый интерес к подвижным играм и физическим упражнениям.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
  • Голицина Н.С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении» ООО «Издательство скрипторий
  • Мещерякова Е. А., Воронина Н. М. Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 60-62. — URL
  • Петренкина Н.Л., Соловьева  Т.В. «Проблема изучения интереса к занятиямфизической культурой у дошкольников» РГПИ Санкт-Петербург.
  • Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду Младшая группа. ФГОС»,Москва, Мозаик-Синтез, 2014 г.
  • Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду.Средняя группа. ФГОС», Москва, Мозаик-Синтез, 2014 г.
  • Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Старшая группа. ФГОС», Москва, Мозаик-Синтез, 2014 г.
  • Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду Система работы в подготовительной к школе  группе. ФГОС», Москва, Мозаик-Синтез,
  • 2014 г.
  • СинкевичЕ.А., Большева Т.В. «Физкультура для малышей»,
  • Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2002 г.
  • Фомина А.И. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста»,    Москва, «Просвещение» 1979 г.
  • ШебекоВ.Н., Ермак Н.Н. «Физкультурные праздники в детском саду», Москва, «Просвещение» 2000 г.
  • Щербак А.П. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении»,  Москва, ГИЦ «Владос», 1999 г.