Интерактивные формы методической работы в ДОО как фактор повышения уровня профессиональной компетентности педагогов


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интерактивные формы методической работы в ДОО как фактор повышения уровня профессиональной компетентности педагогов
Автор: Крайненко Виктория Александровна

СтатьяИнтерактивные формы методической работы в ДОО как фактор повышения уровня профессиональной компетентности педагоговАвтор: Крайненко Виктория АлександровнаОрганизация: МБДОУ № 33Населенный пункт: г. Ростов-на- ДонуВопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален, так как является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Она существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ДОУ, поэтому мы ее рассматриваем как важный фактор управления образовательным процессом.Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления.Интерактивные методы обучения - это методы позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение педагогов в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.Интерактивное обучение способствует активизации передового опыта, обмену знаниями и опытом, становлению нового профессионального мышления, приобретению конструктивной позиции в отношении нововведений, пробуждению чувства нового, формированию критической самооценки собственной практики.В практике используют педагогическую интерактивную игру, которая стала самой интересной формой профессионального общения у нас в ДОУ. В процессе игры отрабатываются определенные профессиональные навыки, апробируются педагогические технологии, решаются сложные проблемы и организационные вопросы. Коренное отличие данного вида игры состоит в том, что ее участники здесь выступают от себя самих, не привлекая никаких «ролей».Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа: конструирование игры, организационная подготовка, проведение игры и подведение итогов.На этапе конструирования игры необходимо четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников (как правило, это группы воспитателей). Здесь же разрабатываются общие правила игры, которые должны быть предельно простыми.Организационная подготовка конкретной игры включает:- разъяснение участникам смысла игры;- знакомство с общей программой и правилами;- постановка перед исполнителями ролей конкретных задач;- назначение экспертов, которые будут наблюдать ход игры и анализировать ситуации, давать им оценку;- определение условий и длительность игры.Ещё одной полюбившейся формой интерактивного общения с педагогами стали мастер-классы.Мастер-класс – особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм тем, что в процессе его проведения проходит непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта, поиск творческого решения педагогической проблемы с обеих сторон: участники и педагог «мастер».В проведении мастер-класса самое главное - не сообщить, освоить информацию, а передать способы деятельности: приемы, методы или технологии. Показать практические способы работы - одна из важных задач для педагога «мастера», которую я и стараюсь решить.У педагогов часто встаёт вопрос, как сформулировать тему самообразования? Я решила организовать мастер-класс по данному запросу педагогов «Формулирование методической темы для самообразования».Данный мастер-класс включал в себя разнообразные упражнения и выработку определённых правил при формулировании темы и цели.1. Главное требование к ТЕМЕ – она должна отражать ЦЕЛЬ.2. Цели определены Программой, ФГОС ДО.3. Формулировка темы может быть построена по двум формулам: Ц+С или С+Ц, где Ц – это цель, а С – средства.4. Тема должна отражать средство ее достижения.Выполняя упражнения, педагоги научились грамотно, в соответствии с программой и ФГОС ДО, формулировать тему самообразования, ставить цель профессиональной деятельности.Чтобы ответить на вопрос «Как определить цель?», педагоги выполняли упражнение «Ищем цель в ФГОС ДО». Были предложены задания:- «Найдите в тексте ФГОС ДО пункты, в которых отражены направления деятельности педагога с детьми, задачи, цели»;«Выберете в качестве направления профессиональной деятельности целевой ориентир и конкретизируйте его».Упражнение «Ищем вводные слова» помогло педагогам на практике научится формулировать цель, а игра с пропущенным словом дала понять, что любая тема должна содержать не только цель, но и средство ее достижения. Игровые задания на мастер-классе помогают педагогам приобрести новые методические приёмы, методы, алгоритм и т.д. (то есть инструмент деятельности).Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерактивных форм работы. При систематическом групповом взаимодействии у педагогов формируется культура общения, независимое мышление. Творчески организованная методическая работа обеспечивает профессиональный рост педагогов, нацеливает на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности. Литература1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с.2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96с.3. Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 80с.4. Давыдова О.И. , Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2008. – 176с.