Осуществление поликультурного образования в детском саду


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Осуществление поликультурного образования в детском саду
Автор: Крайненко Виктория Александровна

СтатьяОсуществление поликультурного образования в детском садуАвтор: Крайненко Виктория АлександровнаОрганизация: МБДОУ № 33Населенный пункт: г. Ростов-на- ДонуРоссия всегда являлась многонациональным государством, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, с раннего детства ребенок живет в родной национальной среде «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.Воспитывать в детях толерантное отношения к другим народностям – одна из важных задач педагога. Дошкольники должны иметь представление о культуре, быте, жизни своего и других народов, доступное их возрасту.Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.Под толерантностью исследователи понимают:- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;-  уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания.Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.Определение слова «толерантность»:В испанском языке – способность признавать, отличные от своих собственных, идеи и мнения;Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Наш детский сад русскоязычный, но в нем воспитываются дети разных национальностей: русские, украинцы, татары, армяне, узбеки, таджики. Когда перед коллективом встала задача реализации национально-регионального компонента, мы предложили такой вариант: знакомство с национальными традициями, культурой, бытом, воспитание патриотизма. Поликультурное образование рассматривается педагогическим коллективом детского сада, как одно из важнейших направлений в работе. Основная идея деятельности учреждения по поликультурному образованию - пробудить у детей дошкольного возраста интерес к культуре разных народов через знакомство детей с играми и игрушками, традициями и обычаями, бытом и трудом, разных народов; формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям разных национальностей.Работа по поликультурному воспитанию построена на следующих принципах:
  • Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.
  • Полученная ребенком информация о национальной культуре, должна найти отражения в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью.
  • Необходимо предусматривать   последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер.
  • Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество.
  • В педагогическом процессе взрослые должны стремиться создавать ситуации, требующие от ребенка проявления инеллектуальной, нравственной, художественно – творческой активности. Педагог занимает особую личностную позицию – исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Результатом такой тактики деятельности является свобода мышления, развитое воображение ребенка.Поликультурное образование включено в комплексное - тематическое планирование каждой возрастной группы. Блок   «Кто Я?».Цели:-сформировать у ребенка представление о себе как человеке неповторимом, интересном, растущем в семье; о других сверстниках об эмоциях;-раскрыть понятие «семья», дать представление о членах семьи, взаимодействии между ними на доступном для ребенка уровне;-развивать уверенность в себе, своих возможностях, уважение к сверстникам и взрослым, к труду взрослых.-сформировать представления о правах и обязанностях;Темы: «Моя семья»,  «Какой я?», «Мои права».Блок  «Мой край»Цели:-раскрыть детям смысл понятий «край», «дом», «улица», «город» и «Родина». -познакомить с правилами  поведения в общественных местах;-приобщить к культуре края (символика, история, промышленность, образование, достопримечательности архитектуры и город-сад, традиции, люди).- познакомить с культурой, традициями народов Темы: «Мой город», «Мой дом, моя улица»Блок  “Я, мы и Россия»Цели:-познакомить детей с символикой государства;-развивать интерес к культуре народов России.- помочь детям понять, что все они разные: по внешнему виду, одежде, творчеству, культуре, интересам, национальной принадлежности, языку, Родине;Темы: «Символ страны. Кто такие россияне», «Народы севера», «Народы Кавказа», «Народы Средней Азии», «Народы Сибири и Дальнего Востока».Программные задачи решаются через непосредственно образовательную деятельность, совместную образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей, а также при взаимодействии с семьями.  Педагоги знакомят детей с обычаями и традициями  других народов через рассказы, беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультипликационных фильмов, иллюстраций, фотоальбомов.Педагогами организовываются и проводятся такие тематические занятия, как, например, «Моя малая Родина» «Моя родина – Россия», посвященное Дню народного единства.Выставки совместных поделок родителей и детей по тематическим неделям «Я и моя семья», «Моя малая Родина».Цели и задачи по поликультурному воспитанию решаются и через проектную деятельность.       С целью формирования основ толерантности у дошкольников был разработан и реализован долгосрочный проект «Дружба народов».Задачи проекта:
  • Познакомить дошкольников с особенностями культур разных народов России, с их обычаями и традициями.
  • Способствовать развитию здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей,
  • Создать условия для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
  • Организовать партнерские отношения между детским садом и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
  • Знакомя дошкольников с национальными культурами, в своей работе использовали: беседы, игры, рассматривание иллюстраций, чтение книг и энциклопедий. Полученные знания закреплялись в творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд). На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием раскрашивали матрешек, посуду, украшали национальную одежду, изготавливали народных кукол, предметы быта.На музыкальных занятиях знакомились с народной музыкой, пели народные песни, инсценировали народные сказки, знакомились с народным фольклором. На физкультурных занятиях играли в подвижные народные игры: «Дружочек», «Ручеек», «Юрта», «Салки», «Горшочек», «Карусель» и др.Одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей.Задачи работы с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию следующие:- осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;- осуществление единства воспитательного воздействия семьи и детского сада на дошкольников;- формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в детском саду работе;- развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.Педагогическим коллективом активно внедряются инновационные формы работы с семьёй, которые направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.Традиционно сложились следующие формы работы с семьями:- Использование семейных фотоальбомов в режимных процессах.- Выставки совместных поделок.- Фотовыставки конкурса поделок, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.Помощь родителей для достижения целей по поликультурному образованию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. Участие родителей в пополнении развивающей предметно-пространственной среды по поликультурному образованию – смотр-конкурс уголков «Народы Поволжья», в результате которого в группах появились мини-музей «Русская изба», макет казахского подворья, макет крестьянского подворья, уголок башкирской, русской, армянской и китайской национальностей. Сделана подборка соответствующего наглядно-демонстрационного материала. Подобраны малые фольклорные произведения: загадки, песенки, потешки, сказки. Все материалы используются педагогами при проведении тематических занятий и в повседневной жизни.Проведены консультации для родителей и педагогов «Развитие творческих способностей детей средствами национального искусства народов мира», «Воспитание толерантности для дошкольников», на информационных стендах размещается информация для родителей.Совместная работа с семьей сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми, развитию эмоций ребенка и его социальной восприимчивости. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина начинают возрождаться чувства дошкольников.Таким образом, организованное методическое сопровождение, направленное на решение задач по формированию у воспитанников основ патриотизма и толерантного отношения к другим народам, позволило охватить всех педагогов и родителей воспитанников, способствовало повышению их профессионального уровня и, как следствие, расширению кругозора детей в поликультурном отношении.В результате нашей работы дети познакомились с особенностями культур разных народов, с их обычаями и традициями. У детей появился интерес к изучению своей и других культур.У дошкольников сформировались такие качества, как уважение традиций своего и другого народа, отзывчивость, справедливость, скромность, волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.Родители стали активнее принимать участия в образовательном процессе детского сада.Развивающая среда детского сада   пополнена методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями по данному направлению. Список использованной литературы:1.Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К.  – М., 1993.2.Патриотическое воспитание детей 4 — 6 л. Методическое пособие. - М. ТЦ Сфера, 2007г3.Е.С.Соловьева, Л.Царенко. Наследие. И быль, и сказка...: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе традиционной отечественной культуры. - М.: Обруч, 2011.4.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2003.5.Г.Д.Данилина. Дошкольнику — об истории и культуре России. - М.: АРКТИ, 2003.6. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;7. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.8. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.9. Поликультурное воспитание в современном мире. Джуринский А.Н. - М.: Прометей, 2002.10. Малькова З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы/ // Педагогика. 1999. №4.