Реализация патриотического воспитания через организацию работы по знакомству с малой Родиной


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация патриотического воспитания через организацию работы по знакомству с малой Родиной
Автор: Крайненко Виктория Александровна

СтатьяРеализация патриотического воспитания через организацию работы по знакомству с малой РодинойАвтор: Крайненко Виктория АлександровнаОрганизация: МБДОУ № 33Населенный пункт: г. Ростов-на- ДонуВ современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современного образования. ФГОС требует новый подход в формировании гражданско-патриотического и нравственного сознания подрастающего поколения.Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путем нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили город. Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.Развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей.Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.Следует отметить, что чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.Мы, педагоги, воспитатели, те, кто работает с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились, а впоследствии к нашей Отчизне.Знакомство с патриотическим материалом включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные основной общеобразовательной программой дошкольного образования (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). Работа вне образовательной деятельности включает различные методы и приемы: наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная деятельность, экскурсии, походы. Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется систематически и последовательно, согласно комплексно-тематическому планированию на учебный год.Подготовительная группа детского сада организует нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей проводится систематически через организованную образовательную деятельность.Планирование данной работы проводится по таким  темам как:«Моя семья»- через игры, беседы и рассматривание иллюстраций, знакомство детей с понятием семья, членами семьи, профессиями и т.д,«Знай и люби родную природу» Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. Прогулки. Разучивание стихов, загадывание загадок о родной природе.Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного края, вызвать желание заниматься спортом.«Моя родина Россия», «Космос», «День народного единства» , «День защитника Отечества» , «Международный женский день» ,«Народная культура и традиции» и т.д. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.По теме «Народные промыслы», дети показали системные знания о народных промыслах: гжель, хохлома, городецкая роспись. Интересно в игровой форме воспитатели нашей группы провели занятие, первая часть которого была в виде подведения итогов по народным промыслам, на которой дети отвечали на поставленные воспитателем вопросы, вторая часть продуктивная дети рисовали городецкую роспись.Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Например:Открытое занятие по теме «Мой родной город», воспитатель Скотникова А.В. организовала с применением ИКТ в форме путешествия по родному городу , где дети называли улицы города и домашний адрес, здания и достопримечательности родного города, повторили знания о геральдике – флаг, гимн, герб города .Читали пословицы и стихи о Родине.Воспитателями нашей группы было запланировано ряд мероприятий, который включают беседы: «Как вести себя в группе», «Учимся здороваться, прощаться, благодарить», «Что такое хорошо, что такое плохо», «О вежливости» , «Мы жители большой страны», «Человек славен трудом». Чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Э. Успенского и др. Заучивание наизусть, продуктивная деятельность.В группе создана предметно – развивающаю среда патриотической направленности:Оборудован уголок по патриотическому воспитанию для родителей  и детей «Край ты мой любимый», который пополняется и родителями, детьми, педагогами (фото, рисунки, книги, стихотворения о родном крае)подобраны дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Государственные праздники России »  и др.;- оформили папки для рассматривания :«Русская матрешка», «Государственная символика России», «Природа нашего края»,  «Сказки нашего края».- оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др.- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.Логические игры на расширение знаний детей о профессиях нашего города и района: «Кто, где работает», «Логические пазлы», «Разрезные картинки», «Собери герб района», «Восстанови картинку».Конспекты непосредственно-образовательной деятельности «Россия – Родина моя», «День защитников Отечества», «Международный день родного языка», сценарий экологического развлечения «Земля наш общий дом».Игры с использованием мультимедийных технологий: «Что лишнее», «Город вчера и сегодня», «Что принадлежит нашему району», целью которых является закрепление знаний детей о зданиях и улицах города, а также символике района.  Игры с использованием мультимедийного оборудования и компьютерных игровых ситуаций вносит разнообразие в непосредственную образовательную деятельность и способствует качеству знаний, а педагог имеет возможность частого обновления материала, используя интернет ресурсы, авторские фото и видео ресурсы. Подобные задания тренируют внимание детей, способность сосредоточиться на задании.Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В работе используются разнообразные формы взаимодействия - это наглядно- текстовая информация; рекомендации для родителей по данной проблеме; рубрика «Читаем детям», родительское собрание «Воспитание культуры поведения у дошкольников»; индивидуальные консультации, беседы.  Совместно с родителями отмечаются общественные праздники: День матери, 23 февраля, Международный женский день и др.С целью выявления заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своему городу было проведено анкетирование родителей.Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве с педагогом и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.По результатам анкетирования все родители признали тему патриотического воспитания дошкольников актуальной, кроме того, не считают необходимым нести основную ответственность за патриотическое воспитание детей.В результате проведенной работы дети узнают и называют символику страны, края, района; могут дать ответы на вопросы о богатстве и достопримечательностях нашего края, города, о жизни и бытности жителей В дальнейшем  будем  продолжать работу по данной теме. Планируем разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; пополнять предметно-развивающую среду в группе.  Список литературы:1. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М. 2006.;2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. 2007. Мы живем в России. Гражданскопатриотическое воспитание дошкольников: подготовительная группа. М.;3. Козлова С.А. 2003. Патриотическое воспитание дошкольников: современный взгляд: материалы научно-практической конференции, прошедшей 20 марта 2003 года в МГПУ/ Отв. ред. Т.А. Куликова. М. С.18-22.;4. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 17-19 мая 2005 г., г. Новосибирск. Новосибирск. 2005.