Конспект ООД по познавательному развитию «Где спрятался воздух?»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект ООД по познавательному развитию «Где спрятался воздух?»
Автор: Крайненко Виктория Александровна

Авторская методическая разработкаКонспект ООД по познавательному развитию«Где спрятался воздух?»Автор: Крайненко Виктория АлександровнаОрганизация: МБДОУ № 33Населенный пункт: г. Ростов-на- ДонуЦель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.Задачи:- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;- развивать навыки проведения опытов;- расширять и активизировать словарь детей;- поощрять выдвижение гипотез;- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;- воспитывать аккуратность при работе с водой.Гипотезы:- воздух постоянно нас окружает;- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;- воздух легче воды;- воздух есть внутри предметов;- воздух есть внутри людей;- без воздуха не возможна жизнь;- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;- ветер - движение воздуха.Оборудование:- игрушка «Кукла» и ширма;- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);- спасательные нарукавники;- миска (желательно стеклянная) 2 шт.;- стакан;- игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;- сундучок;- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;- чеснок;- веера по количеству детей;- песочные часы;- воздушные шары по количеству детей. Ход занятия.Вводная часть: Организационный момент.Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:Через нос проходит в грудь,И обратный держит путь.Он невидимый, но все жеБез него мы жить не сможем.Он нам нужен, чтоб дышать,Чтобы шарик надувать.С нами рядом каждый час,Но невидим он для нас!Дети: Воздух!Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.Кукла, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.Кукла: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?Дети: Нет, не видим.Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!Воспитатель: Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!Основная часть:Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?Дети: Да.Опыт 1. С полиэтиленовым пакетомВоспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?Дети: Он пуст.Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?Дети: В нём нет воздуха.Воспитатель: Смотри, Кукла! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.Кукла: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.Опыт 2. Подводная лодка.Воспитатель: Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?Дети: Потому что он наполнился воздухом.Кукла: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок).Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.Кукла: Вот вы считаете, что воздух есть в каждом предмете, а я вам не верю! Докажите!Опыт 3. Камень.Воспитатель: А сейчас мы это проверим. (Достает камень и опускает в воду.) Что мы видим в воде?Дети: Из камня выходят пузыри.Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?Дети: Воздух!Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.Физкультминутка.Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)Рукава засучим смело (засучиваем рукава)Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).Кукла: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?Опыт 4. Воздух в человеке.Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?Дети: Выходят пузырьки.Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?Дети: Нет.Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.Кукла: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.Воспитатель: Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.Опыт 5. «Не дышу»Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышатьВоспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!Воспитатель: Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?Дети: Да.Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?Дети: В лицо дует ветерок.Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!Заключительная часть:Кукла: Давайте, вспомним, что вы узнали?- что воздух постоянно нас окружает;- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;- что воздух легче воды;- что воздух есть внутри предметов;- что воздух есть внутри людей;- что без воздуха не возможна жизнь;- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;- что ветер - движение воздуха.Воспитатель: Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания.Список литературы:Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.