Сборник внеаудиторных мероприятий по иностранному языку для обучающихся СПО
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сборник внеаудиторных мероприятий по иностранному языку для обучающихся СПО
Автор: Баженова Наталья Олеговна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДОНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»Методическая разработка«Сборник внеаудиторных мероприятий по иностранному языку для обучающихся СПО» Подготовила:Баженова Н.О.,преподаватель иностранного языкаДонецк, 2023Методическая разработка открытого занятия «Сборник внеаудиторных мероприятий по иностранному языку для обучающихся СПО» по дисциплине «Иностранный язык», подготовила преподаватель английского языка первой квалификационной категории, ГБПОУ « Донецкого политехнического колледжа» Баженова Н.О.Методическая разработка «Сборник внеаудиторных мероприятий по иностранному языку для обучающихся СПО» включает в себя различные мероприятия: викторины, конкурсы вопросов и ответов страноведческого и языкового характера и предназначена для обучающихся 1 – 4 курсов среднего профессионального образования. Разработка включает в себя материалы для проведения внеаудиторных мероприятий по дисциплине Иностранный язык с учетом программного материала и уровня подготовки обучающихся.Рекомендуется для использования преподавателями иностранного языка в профессиональных образовательных учреждениях.Рецензенты:Козополянская З. Е., - преподаватель английского языка ГБПОУ «Донецкий политехнический колледж», специалист высшей категории.Рассмотрено и утверждено на заседании предметной комиссии иностранных языков.Протокол № ____________ от ____________Председатель предметной комиссии ____________ Козополянская З.Е. СОДЕРЖАНИЕПояснительная записка……………………………………………………………… 4Конкурс вопросов и ответов «По странам и континентам»……………………… 5Викторина по английскому языку ……………………………………………….... 16Внеаудиторное мероприятие «Традиции и обычаи англоязычных стран» ……. 26Викторина «Великие люди – великие открытия» ………………………………… 37Внеаудиторное мероприятие «Приметы и суеверия в Великобритании и России»……………………………………………………………………………………….....47Интеллектуальная игра «И это всё о …» …………………………………………. 56Заключение …………………………………………………………………………... 63Список использованных источников ……………………………………………..... 64Пояснительная запискаВнеаудиторная работа по иностранному языку – важная составляющая обучения иностранному языку. Внеаудиторная работа в единстве с обязательным курсом дает возможность педагогам для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Она способствует расширению сферы применения навыков и умений, сформированных на занятиях обязательного курса, и расширению языковой среды. Одно из основных условий для достижения положительного результата – проведение внеаудиторной работы в системе, для чего можно активно использовать предметные декады. Данный сборник содержит ряд последовательных мероприятий для обучающихся СПО с 1 по 4 курс. Так, для обучающихся 1 курса предлагается конкурс вопросов и ответов «По странам и континентам», для 2 курса – викторина по английскому языку, для 3 курса – познавательная викторина «Традиции и обычаи» и викторина «Великие люди – великие открытия», для 4 курса – познавательная игра «Приметы и суеверия в Великобритании и России» и интеллектуальная игра «И это всё о …». В зависимости от уровня подготовки обучающихся педагог может выбрать русский или английский вариант проведения мероприятий, предложенных в сборнике. Каждое внеаудиторное мероприятие подробно описано: во введении даны цель и задачи, представлен ход проведения и варианты проведения мероприятия, указано количество баллов за правильные ответы, описано необходимое для проведения мероприятия оборудование, в приложении размещены слайды презентаций для всех мероприятий. Конкурс вопросов и ответов «По странам и континентам»ВведениеФормирование страноведческой компетенции является одной из целей обучения иностранному языку на каждом уровне получения образования. В пределах школьной программы обучающиеся должны познакомиться с географическим положением, размерами территории, количеством населения, столицами, достопримечательностями, историей основных англоговорящих стран: Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Именно на этом материале и разработан конкурс вопросов и ответов «По странам и континентам», предназначенный для обучающихся 1 курсов. Данное внеаудиторное мероприятие разработано для проведения в рамках предметной декады. Цель мероприятия – повышение мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. Задачами мероприятия являются: систематизировать знания обучающихся об англоговорящих странах; расширять их кругозор; познакомить обучающихся с дополнительной страноведческой информацией; развивать навыки работы в команде. Для проведения мероприятия необходимо разделить группу на команды; для фиксации результатов выбрать секретаря, которому каждая команда будет передавать записанные ответы. Правильные ответы помещены на следующих слайдах; за каждый правильный ответ команды получают – 1 балл; баллы суммируются, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.Для проведения мероприятия нужно следующее оборудование: презентация в формате PowerPoint, ПК, интерактивная доска или экран.Задания конкурсаВ мире около 200 стран и более 4 тысяч языков. В современном мире выделяется от 7 до 10 международных языков. Современными международными языками можно считать (в порядке убывания общего количества, владеющих языком):1Английский язык - до 1,4 миллиарда 2Китайский язык - до 1345 миллионов3Испанский язык - до 500 миллионов4Русский язык - до 295 миллионов5Арабский язык - до 280 миллионов6Французский язык - до 200 миллионов7Португальский язык - до 188 миллионов8Немецкий язык - до 110 миллионов Английский язык является государственным в 19 странах, вторым – в 75 странах, преподаётся в качестве иностранного языка в 100 странах мира.Итак, переходим к заданиям.Задание 1.Назовите 5 основных англоговорящих странОтвет на задание 2Соединенное Королевство Великобритании и Северной ИрландииСШАКанадаАвстралияНовая ЗеландияВспомните свои уроки истории и постарайтесь ответить на вопрос второго задания.Задание 2.Почему эти страны – англоязычные?Ответ на задание 2Эти страны англоязычные, потому что британцы основали в них свои колонии одними из первых и долгое время все эти страны были колониями Соединенного Королевства.У каждой страны есть обязательные символы, представляющие её на моровой арене. И прежде всего – это флаг.Задание 3.Соотнесите страну и флаг1. Соединенное Королевство 2. США3. Канада4. Австралия5. Новая Зеландия a b c d eОтвет на задание 31 – d 2 – e 3 – c 4 – b 5 – a Надеемся, что вы хорошо изучали географию в школе и знаете политическую карту миру. Эти знания Вам помогут выполнить следующее задание.Задание 4.Соотнесите страну и карту1. Соединенное Королевство 2. США3. Канада4. Австралия5. Новая Зеландия a b c d eОтвет на задание 41 – b 2 – c 3 – e 4 – a 5 – d Одна из характеристик каждой страны – это занимаемая ею площадь. Об этом следующее задание.Задание 5.Соотнесите страну и территориюОтвет на задание 51 – e 2 – b 3 – a 4 – c 5 – d А сколько людей живет в этих странах?Задание 6.Соотнесите страну и численность населенияОтветы на задание 61 – b 2 – a 3 – d 4 – e 5 – c Очень часто, освещая политические события, дикторы и политические обозреватели, имея ввиду какую-либо страну, называют её столицу. Давайте посмотрим, а понимаете ли вы в таких случаях, о какой стране идет речь?Задание 7.Соотнесите страну и столицуОтветы на задание 71 – c 2 – d 3 – a 4 – e 5 – b Достопримечательности – это тоже символы страны. Видя их на экранах телевизора, мы знаем, о какой стране идет речь, не так ли?Задание 8.Соотнесите столицу и достопримечательность1. Соединенное Королевство 2. США3. Канада4. Австралия5. Новая Зеландия a b c d Ответы на задание 81 – b 2 – c 3 – e 4 – a 5 – d Мы много сегодня говорили об этих странах. Вспомнили их географию, историю, поэтому вам не трудно будет справиться со следующим заданием.Задание 9.Посмотрите на фотографии и определите страну 1 2 3 4 5Ответы на задание 91 – Австралия 2 – Новая Зеландия 3 – Канада 4 – Соединенное Королевство 5 – США Англоязычные страны, предмет нашего мероприятия сегодня, знамениты многими вещами, например, своими обычаями, традициями, культурой, историей, географическим положением. Вам необходимо всё это учитывать, выполняя следующее задание.Задание 10.Определите, о какой стране идет речьЕсли в этой стране Вы заказываете чай, то уточните, хотите ли Вы его с молоком или без него.Граждане этой страны отмечают День Независимости 4 июля. В этой стране два государственных языка – английский и французский. Фильм «Властелин колец» снимали в этой стране.Эта страна занимает целый континент.Ответ на задание 101 – Соединенное Королевство 2 – США 3 – Канада 4 – Новая Зеландия 5 – Австралия Along the Countries and ContinentsIn the world there are about 200 countries and more than 4 thousand languages. In the contemporary world there are from 7 to 10 international languages. Modern international languages are1The English language - about 1.4 billion speakers 2The Chinese language - about 1345 million speakers 3The Spanish language - about 500 million speakers 4The Russian language - about 295 million speakers5The Arab language - about 280 million speakers6The French language - about 200 million speakers7The Portuguese language - about 188 million speakers8The German language - about 110 million speakers The English language is the state language in 19 countries, the second language in 75 countries; it is taught as a foreign language in 100 countries of the world. So, your tasks!QuizTask 1Name 5 English speaking countries.AnswersThe United Kingdom of Great Britain and Northern IrelandThe USACanadaAustraliaNew ZealandRemember your History lessons and try to answer the question of the second task. Task 2Why are these countries English speaking?AnswerThese countries are English speaking because they were British colonies for a long time.Every country has its symbols presenting it in the world and first of all it is its flag. Task 3Match the country and the flag.The United Kingdom of Great Britain and Northern IrelandThe USACanadaAustraliaNew Zealand a b c d eAnswers to task 31 – d 2 – e 3 – c 4 – b 5 – a Hope that you were very good at school at Geography and know very well the political map of the world. It will help you to do the next task. Task 4Match the country and the map.The United Kingdom of Great Britain and Northern IrelandThe USACanadaAustralia5. New Zealand a b c d eAnswers to task 41 – b 2 – c 3 – e 4 – a 5 – d One of the characteristics of every country is its territory. It is the next task. Task 5Match the countries and territories.Answers to task 51 – e 2 – b 3 – a 4 – c 5 – d How many people live in the countries?Task 6Match the countries and the population.Answers to task 61 – b 2 – a 3 – d 4 – e 5 – c Very often speaking about different countries we name their capitals. Let’s see how you know the capitals of countries.Task 7Match the countries and the capitals.Answers to task 71 – c 2 – d 3 – a 4 – e 5 – b Places of interest are also symbols of the country. Seeing them we understand what country it is, don’t we? Достопримечательности – это тоже символы страны. Видя их на экранах телевизора, мы знаем, о какой стране идет речь, не так ли?Task 8Match the countries and the places of interest.The United Kingdom The USACanadaAustraliaNew Zealand a b c d Answers to task 81 – b 2 – c 3 – e 4 – a 5 – d Today we have spoken a lot about these countries, their geography, history and it will be not difficult for you to do the next task. Task 9Look at the photos and name the country. 1 2 3 4 5Answers to task 91 – Australia 2 – New Zealand 3 – Canada 4 – The UK 5 – The USA English speaking countries are famous for many things such as traditions, culture and history. You should take it into consideration doing the next task. Task 10Guess, what country is it. 1. Asking to bring you tea in that country you should say if you want it with or without milk. 2. The people of that country celebrate Independence Day on the 4th of July.3. In that country there are two state languages – English and French.4. The film “The Lord of the Rings” was shot in that country. 5. That country occupies the whole continent. Answers to task 101 – The UK 2 – The USA 3 – Canada 4 – New Zealand 5 – Australia Викторина по английскому языкуВведениеВнеаудиторное мероприятие «Викторина по английскому языку» разработано для проведения в рамках предметной декады. Цель мероприятия – повышение мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. Задачами мероприятия являются: расширять лексический запас обучающихся; развивать их способности сопоставлять, анализировать, обобщать и систематизировать изученный материал; познакомить обучающихся с дополнительной страноведческой информацией, расширять их кругозор; развивать навыки работы в команде.Задания викторины основаны в основном на программном материале по дисциплине. От участников викторины требуется показать хорошее владение программным материалом, а также продемонстрировать творческий подход к выполнению заданий, проявить сообразительность, начитанность, а иногда и языковое чутье. Для проведения мероприятия необходимо разделить группу на команды; для фиксации результатов выбрать секретаря, которому каждая команда будет передавать записанные ответы. Правильные ответы помещены на следующих слайдах; за каждый правильный ответ команды получают – 1 балл; баллы суммируются, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.Для проведения мероприятия нужно следующее оборудование: презентация в формате PowerPoint, ПК, интерактивная доска или экран, листы для записи ответов командами.Задания викториныИностранный язык не надо понимать, как физику или математику, его надо учить! И чем больше слов вы знаете, тем легче вам выполнить любую коммуникативную задачу. Давайте посмотрим, у кого из вас больший словарный запас по английскому языку.Задание 1.Запишите за 3 минуты как можно больше английских слов на буквы:- s- c - fУ нас в памяти слова закреплены не разрознено, а по темам, так легче оперировать лексикой. Для того, чтобы выполнить следующее задание, вы должны понять к какой теме относятся данные слова и убрать из строчки лишнее слово.Задание 2.Выпишите лишнее слово из каждой строкиmuseum, cinema, ship, hotel, shop, schoolwood, butter, cheese, bread, milk, teayellow, brown, grey, green, sky, blackuncle, cousin, aunt, man, niece, grannyarm, baby, head, foot, mouth, nosebicycle, taxi, train, plane, ship, cargoat, horse, cow, fish, sheep, dogdoctor, teacher, friend, driver, builder, nurseОтвет на задание 2shipwoodskymanbabytaxifishfriendОсобенно трудным в английском языке, по мнению многих обучающихся, является написание слов. Британцы сами шутят, что они пишут Manchester, а читают Liverpool. А как у вас с орфографией, проверим?Задание 3.Составьте за 5 минут как можно больше слов из букв (можно составить 40 слов)Вы – разведчик! Вам из центра пришло срочное задание, как всегда зашифрованное! Его надо срочно расшифровать. Шифр очень простой каждая буква соответствует своему номеру в алфавите. Алфавит знаем?Задание 4.Расшифруйте предложение (№ = буква)9/ 23/ 1/ 14/ 20/ 19/ 15/ 13/ 5/ 2/ 15/ 15/ 11/ 19/ 16/ 12/ 5/ 1/ 19/ 5/ 2/ 18/ 9/ 14/ 7/ 19/ 15/13/5 Ответ на задание 4I want some books. Please bring some. В каждой культуре есть фразы, которые помогают нам запомнить необходимую информацию. Например, с помощью фразы «Каждый охотник знает, где сидит фазан» мы запоминаем расположение цветов в радуге: красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. А чем уникально следующее предложение?Задание 5.Чем уникально предложение?The quick brown fox jumps over the lazy dog (Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку) Ответ на задание 5Оно содержит все буквы английского алфавита. Именно поэтому оно используется для демонстрации различных шрифтов.У образованного человека богатый словарный запас. Он может легко подобрать антонимы и синонимы к словам. А как вы справитесь с этими заданиями?Задание 6.Запишите слова противоположные по значениюbig 11. sisterwinter 12. aunt short 13. day morning 14. grandmotherboy 15. hotspring 16. womanblack 17. goodstart 18. nephewyoung 19. yes father 20. sheОтветы на задание 6small 11. brothersummer 12. uncle long 13. night evening 14. grandfathergirl 15. coldautumn 16. manwhite 17. badfinish 18. nieceold 19. no mother 20. HeЗадание 7.Запишите к данным словам синонимыbignicesmallcloseschoolboyfasttownstartforest fatherОтветы на задание 7big – large nice – beautiful small – little close – shut schoolboy – pupil fast – quick town – city start – begin forest – wood father – dad Пословицы и поговорки – часть культуры каждого народа. Разными словами они выражают иногда одинаковый смысл. Подберите к каждой английской пословице русский вариант.Задание 8.Соотнесите английские и русские пословицыОтветы на задание 8Мы очень надеемся, что в детстве вы не только за компьютером сидели, но и книжки читали, поэтому предлагаем вам выполнить следующее задание.Задание 9Соотнесите автора и книгуОтветы на задание 9Одно из величайших достижений человечества – это книгопечатание. У каждой нации – свой первопечатник. А кто это в Великобритании?Задание 10Кто напечатал первую английскую книгу? Джеффри Чосер Уильям Кэкстон Уильям ШекспирОтвет на задание 10Первую английскую книгу напечатал:2. Уильям Кэкстон QuizStudying any foreign language you should remember that it is not Physics or Mathematics and you needn’t understand it you must just learn it! The more words you know, the easier for you it will be to communicate. Let’s see who knows more English words. Task 1Write down as more English words as you can in 3 minutes: - s- c - fIn our memory all words are kept in themes. To do the next task you should understand what themes these words belong to and cross the odd words out. Task 2For many students the most difficult thing in the English language is spelling. The British say that they write Manchester but read Liverpool. What about your spelling?Task 3Make up as more words as you can using these letters. You have 5 minutes (you can make 40 words)You are a scout! You have got an urgent task from your centre but it is encrypted. You should decrypt it very quickly. The code is very simple: every number corresponds to letters. Do you know the English alphabet?Task 4Decrypt the sentences (№ = буква)9/ 23/ 1/ 14/ 20/ 19/ 15/ 13/ 5/ 2/ 15/ 15/ 11/ 19/ 16/ 12/ 5/ 1/ 19/ 5/ 2/ 18/ 9/ 14/ 7/ 19/ 15/13/5 Answers to task 4I want some books. Please bring some. In every culture there are phrases which help to remember information, for example with the help of the sentence «Каждый охотник знает, где сидит фазан» we remember the order of the colours in the rainbow. What is it special in the next sentence?Task 5What is it special in the next sentence?The quick brown fox jumps over the lazy dog (Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку) Answers to task 5It contains all letters of the English alphabet.Every educated person has a rich vocabulary and can easily find antonyms and synonyms to different words. Can you do it?Task 6Task 7Proverbs and sayings are a part of culture of every nation. Match the English and Russian proverbs.Task 8Match the English and Russian proverbs.Answers to task 8We hope that in your childhood you not only sat in front of the computer but also read books that’s why we suggest you do the next task. Task 9Соотнесите автора и книгуAnswers to task 9One of the greatest achievements is book printing. Every nation has its own pioneer in book printing. Who was it in Great Britain?Task 10Who printed the first book in Great Britain? Geoffrey ChaucerWilliam CaxtonWilliam Shakespeare Answers to task 10The first English book was printed by: 2. William CaxtonВнеаудиторное мероприятие «Традиции и обычаи англоязычных стран»ВведениеОдной из целей обучения иностранным языкам в современных условиях становится воспитание у обучающихся уважения нравов, норм, специфики поведения представителей иных культур, другими словами – воспитание толерантности. Согласно концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пассова, это воспитание должно пронизывать весь процесс обучения. На современном этапе наиболее эффективным является культурологический подход, предполагающий осуществление воспитания в пространстве культуры гуманными методами и средствами самой культуры. Изучая английский язык, обучающиеся знакомятся с культурными аспектами стран изучаемого языка, со спецификой англоязычной культуры. У них формируются представления об особенностях менталитета, национального характера, об идеалах, моральных принципах и элементах бытовой культуры представителей разных национальностей. Знакомство обучающихся с этнокультурным компонентом происходит как в аудиторной деятельности, так и во внеаудиторной работе, при проведении викторин, конкурсов, квестов, способствующих сравнительно-сопоставительному анализу обучающимися различных аспектов собственной культуры и культуры стран изучаемого языка. Данная разработка позволяет обучающимся узнать больше о традициях страны изучаемого языка и сравнить их со своими обычаями, что создает условия для рефлексии этнокультурных компонентов. Целью мероприятия является воспитание уважение и толерантное отношение к традициям и обычаям других стран. Мероприятие состоит из двух частей: информационно-познавательной, в которой обучающиеся знакомятся с новой информацией и интерактивной, которая помогает отследить уровень усвоения материала. Для проведения первой части можно привлечь самих обучающихся, дать им возможность самим рассказать о традициях и обычаях, которые им особенно интересны. Для проведения мероприятия нужна интерактивная доска, ПК, презентации в формате PowerPoint.Ход мероприятияЗдравствуйте, уважаемые студенты! Сегодня тема нашего мероприятия «Традиции и обычаи англоязычных стран». Сейчас я постараюсь объяснить, почему мы выбрали эту тему. Учёные-историки посчитали, что за всю историю человечества, а это 5 тысяч лет, люди жили в абсолютном мире, то есть, когда ни в какой части нашей планеты не было военных конфликтов, всего около 40 лет! Причём для этого им пришлось складывать по одному – двум дням, а иногда и прибавлять часы. Так набралось 40 лет. Подумайте, 5 тысяч лет и 40! Даже сейчас, когда мы проводим наше мероприятие, в отдельных частях нашей планеты продолжает литься кровь, гибнут люди! На Земле накоплено столько оружия, что можно уничтожить нашу планету несколько раз! Главы государств, политики пытаются решить эту проблему с помощью переговоров, контролируя процесс вооружения. Но есть и другой путь: воспитание толерантности, уважения к культуре, вероисповедования, образу жизни других людей, так как основные причины военных конфликтов это религиозные и расовые. Поэтому мы и выбрали эту тему для нашего классного часа. Мы расскажем вам о традициях и обычаях в англоязычных странах, связанных с рождением и воспитанием детей, свадьбой и проводами человека в последний путь. Некоторые из них вам покажутся странными, давайте обсудим это, постараемся понять, почему они сложились именно такими. И еще: слушайте внимательно, потом вам будет предложена викторина.Рождение и крещение ребёнкаС рождением и крещением ребёнка связано много суеверий. Например, если ребёнок родится в бурную ночь с дождём и ветром, то у него будет бурный характер. Если беременная женщина увидит зайца, то родится ребёнок с «заячьей губой». Нельзя, чтобы луна светила на новорожденного, нельзя целовать новорожденного в губы. В США друзья матери новорожденного устраивают перед рождением ребёнка специальное торжество, во время которого принято дарить подарки, это вещи необходимые для новорожденного: коляска, ванночка, памперсы, одежда, бутылочки, игрушки и т.д. В англоязычных странах широко принято планирование семьи. Многие пары предпочитают заводить детей попозже. Поэтому каждый третий ребёнок рождается у матерей, которые старше 30 лет. Во время беременности будущие отцы и матери посещают специальные предродовые курсы. Женщины могут родить ребёнка в родильном отделении больницы или родильном центре или дома. В основном, при родах женщины предпочитают обезболивание, только некоторые отказываются от него. Рождение ребёнка – огромная радость для всей семьи. Родственники и друзья могут посещать мать и новорожденного в палате сразу же после рождения, т.к. врачи считают, что ребёнок должен находиться в естественном «микробном» окружении сразу же после рождения, чтобы у него вырабатывался иммунитет. Посетители приносят цветы, подарки, открытки, шарики и т.д. Если мать и ребёнок здоровы, то их выписывают из больницы через 2 – 3 дня. Родители выбирают ребёнку имя и помещают объявление с именем, весом и датой рождения в местную газету. Позже проводится обряд крещения. Это важное событие, на которое приглашаются родные и друзья. И мальчиков и девочек наряжают в красивое белое платье, достаточно длинное, чтобы оно закрывало ножки ребёнка. Во время крещения на голову ребёнка брызгают или льют воду, но не окунают всего ребёнка в воду, как это принято в православной церкви. На это событие принято снова дарить подарки ребёнку, крёстная и крёстный обычно дарят серебряный крестик или серебряную соску. В Великобритании родители обязаны сообщить о рождении ребёнка в местный загс и получить свидетельство о рождении. В США рождение ребёнка фиксируется в местном суде. В Великобритании работающие женщины получают частично оплачиваемый 18-недельный (4 с половиной месяца) отпуск на роды и по уходу за ребенком, на время которого сохраняются рабочие места. В США предоставление отпуска зависит от конкретного работодателя и заключённого с ним договора. Есть некоторая незначительная материальная помощь нуждающимся матерям, однако в обществе бытует мнение, что если люди не в состоянии содержать ребёнка, то им не стоит его заводить. Ещё два – три десятилетия назад с рождением ребёнка женщины прекращали работать и становились домохозяйками. Сейчас многие женщины продолжают работать по материальным причинам, если заработка отца не хватает для содержания семьи, или, желая сделать карьеру и реализовать себя в любимой профессии. Поэтому для ухода за детьми приглашают няню. Если в доме есть дополнительная комната и семья может себе это позволить, то няня живёт семье. Также няня может быть приходящая, на определённое время. Как правило, с детьми младшего школьного возраста присматривают девочки-старшеклассницы или студентки, для которых это возможность заработать карманные деньги. Родители могут отдать детей в ясли государственные или частные, но в них не хватает мест, туда очень трудно попасть. Из-за того, что многие родители работают, а также из-за разводов, многие дети возвращаются в пустые дома или квартиры, т.к. занятия в школе заканчиваются около 4 часов, а рабочий день в 5 – 6 часов. Если ребёнок долгое время остаётся один или один проводит ночь, то соседи могут сообщить об этом в государственные службы. Будет разбирательство, и ребёнка могут забрать из семьи. Также ребёнка могут забрать из семьи, если воспитатели или учителя сообщат о синяках на теле ребёнка или травмах. В англоязычных странах не принято, чтобы бабушки или дедушки присматривали за внуками и тем более сидели с ними. Во-первых, они редко все живут в одном городе. Во-вторых, к тому моменту, когда у пары появляются дети, их родители уже очень пожилые люди. В-третьих, сидеть с детьми – это работа, а пожилые люди имеют право отдыхать, потому что они заслужили свой отдых. В-четвёртых, пара должна сама заботиться о своих детях, если они решили завести их. Нуждающимся семьям выплачивают небольшое пособие на детей. В Великобритании это 15 фунтов в неделю, это приблизительно 650 рублей. День рождение Приглашения на день рождение присылаются или вручаются заранее, за 2 – 3 недели. Подарки присылают или преподносят на торжестве. Принято сражу развернуть подарок, посмотреть его и поблагодарить. На детских открытках – большие цифры, на открытках для взрослых – забавные или грубоватые рисунки. В США школьники обычно приносят в класс торт и отмечают торжество вместе с классом. В Великобритании именинника резко поднимают и опускают столько раз, сколько ему лет. В США в некоторых семьях ещё жива традиция, когда ребёнка ударяют столько раз, сколько ему лет. Если погода позволяет, то вечеринку в честь дня рождения ребёнка устраивают на открытом воздухе: возле дома или в парке. Обязательно есть программа с играми и призами, часто приглашают актёров и клоунов, которые развлекают детей. Накрывают стол со сладостями, фруктами, напитками и, конечно, торт со свечками, который вносят под песенку “Happy Birthday”. Чтобы загаданное желание исполнилось, именинник старается задуть все свечки за один раз. В США 16-летие называют «сладким» – sweet sixteen. Во многих штатах подростки могут получить права на вождение автомобиля, поэтому им часто дарят машины на 16-летие. Не всегда это новый автомобиль, чаще всего это первая машина, которая когда-то появилась в семье. 18-летие и в США и в Великобритании принято отмечать очень торжественно. С 21 года в США молодым людям разрешается по закону приобретать алкоголь. В англоязычных странах 65-летие – это пенсионный возраст для мужчин, и с этого возраста человека могут именовать «старейшина», «старейший гражданин» или «гражданин золотого возраста». В США торжественно отмечают 40-летие. Серьезными датами считаются 80, 90 и 100-летие. В Великобритании человек, достигший 100-летия, обязательно получает поздравительную телеграмму от королевы. Вопросы: Какие обычаи вам показались странными? Как вы думаете, почему они появились? Что в них рационального? Какие из них вы бы переняли?Помолвка и свадьба В Великобритании средний возраст вступающих в брак – 26 лет для мужчин и 24 года – для женщин. Каждый 3 брак в Великобритании и каждый 2 в США заканчиваются разводом. В 16 лет молодые люди могут вступать в брак с согласия родителей, а в 18 лет могут принимать решение по этому поводу самостоятельно. Само слово «ухаживание» устарело, молодые люди говорят о том, что они встречаются, ходят на свидания (dating). Многие живут вместе, не регистрируя брак, потому что свадьба и брак считаются очень важным шагом и молодые люди хотят убедиться, что нашли свою «половинку». Если молодые люди решили пожениться, то сначала они объявляют о своей помолвке. Обычно это происходит на вечеринке или торжестве по этому случаю. По традиции мужчина, делая предложение, дарит обручальное кольцо. Классический вариант: золотое кольцо (из желтого или чаще белого золота) с бриллиантом, но может и с другим камнем. Часто объявление о помолвке дается в местных газетах. Следующий этап – назначение даты свадьбы. Обычно за год или несколько месяцев вперед. Много времени требуется, потому что необходимо многое сделать: выбрать место для бракосочетания и приёма, определиться с количеством гостей, выбрать наряд для невесты и жениха, выбрать кольца, свадебный торт, определить меню, украшение (цветы) для места бракосочетания и приёма, дизайн приглашений и т.д. Накануне свадьбы устраивается приём для друзей – последняя холостяцкая вечеринка. Такую вечеринку, «мальчишник», устраивают друзья для жениха. «Мальчишники» проходят бурно и весело, с большими дозами алкоголя, шутками, розыгрышами. Невеста с подругами устраивают «девичник», который проходит тише. В англоязычной культуре существует много суеверий, связанных со свадьбой. Например, считается, что если сидеть на столе, то выскочишь замуж, даже если не хочешь. А если девушка возьмет последний кусочек хлеба или пирога с блюда, то она рискует остаться старой девой. С каждым днем свадьбы связано свое суеверие:Но, как правило, свадьбу назначают на субботу. Самое популярное время года – весна, особенно время пасхальных каникул. В основном предпочитают церковную церемонию, хотя можно зарегистрировать брак в отделе ЗАГСа. В США церемония может быть организована не только в церкви, но и дома, в саду, парке, отеле и другом любом красивом месте, которое выбрали жених и невеста. Венчанию в английской церкви предшествует предварительное оглашение имен лиц, вступающих в брак. Оглашение производится 3 воскресенья подряд во время утренней службы по месту жительства жениха и невесты. Церковный обряд венчания очень красивый. Он называется «белым венчанием». Невеста одета в белое платье, под вуалью, с букетом цветов в руках. Привозит невесту в церковь и подводит к алтарю её отец или старший мужчина в семье. Её сопровождают подружки и маленькие мальчики – пажи. Жениха сопровождает шафер. На невесте обязательно должно быть «что-нибудь новое, что-нибудь старое, что-нибудь взятое в займы, что-нибудь голубое».Something old,Something new,Something borrowed,Something blue. Обычно новое – это платье, голубое – подвязка, а старое и взятое в займы – монетка и украшение. С цветом одежды невесты связано ещё одно поверье: «если выходишь замуж в белом, то всё будет хорошо; если в голубом, то любишь по-настоящему; если в красном, то лучше вообще умереть». Marry in whiteYou will marry all right.Marry in blue,Your love is true.Marry in red,You had better be dead. Жених одет в торжественный костюм: в США – в смокинг, в Великобритании – в парадный костюм для утренних и дневных приемов. Подружки невесты одеты в одинаковые платья, сшитые из одинакового материала, с такими же букетами цветов, как у невесты. Это связано с тем, что в средние века считалось, что злые духи постараются во время церемонии вселиться в невесту, поэтому надо их обмануть с помощью таких же молодых девушек, одетых одинаково и с одинаковыми букетами. В день свадьбы жених не должен видеть до церемонии, потому что это плохая примета. Жених приезжает в церковь первым и ждёт невесту у алтаря вместе с шафером. Приглашенные гости сидят по рядам в церкви. Невеста по традиции опаздывает и прибывает в церковь на роскошной машине, украшенной лентами и цветами. Сначала к алтарю проходят подружки невесты, затем отец ведет к алтарю невесту под звуки свадебного марша. Во время церемонии жених и невеста дают клятвы и обмениваются кольцами, которые носят на безымянном пальце левой руки. После церемонии новобрачные расписываются в церковной книге. У выхода из церкви новобрачных осыпают зёрнами риса или конфетти. Затем устраивается свадебный приём. В роли хозяев – родители невесты. Место – дом невесты или отель. Приглашения на свадьбу отсылаются заранее, в них указывается, в каком магазине оставлен список подарков. Во время приёма речь произносит отец новобрачной, шафер и новобрачный. Одна из свадебных традиций – разрезание свадебного торта. Новобрачные делают это вместе. Это символ того, что в жизни они всё будут делать вместе. Остатки торта разрезаются на кусочки, упаковываются в небольшие коробочки с именами новобрачных и рассылаются тем, кто не смог присутствовать на церемонии. Самый верхний «этаж» торта иногда хранится в морозильной камере до крещения первенца. После приёма новобрачные отправляются на отдых, медовый месяц. На увозящую их машину друзья вешают пустые консервные банки или пару старых башмаков, а также надпись «молодожёны» (just married). Прежде чем уехать, невеста бросает букет подружкам. Считается, что девушка, которая поймает букет, следующая выйдет замуж. Не так давно появилась новая традиция: жених бросает свадебную подвязку невесты своим друзьям. Верят, что тот, кто поймает её, скоро женится. Если девушки стараются поймать букет, то молодые люди разбегаются, когда им бросают подвязку. На пригласительных карточках по случаю какого-либо торжества может быть указано:M. D. (Morning Dress) – парадная форма одежды для утренних приёмов;W. T. (White Tie) – белый галстук бабочка и фрак;B. T. (Black Tie) – чёрный галстук бабочка и смокинг;E. D. (Evening Dress) – парадная вечерняя форма одежды.Вопросы: Итак, какие обычаи вам понравились? Какие обычаи вам показались странными? Как вы думаете, почему они появились? Что в них рационального? Какие из них вы бы переняли?Проводы человека в последний путь Никто не любит говорить о смерти, поэтому вместо глагола «умереть», употребляют «ушёл». В Великобритании и США средняя продолжительность жизни 79 лет у женщин и 73 года у мужчин. Основная причина смерти: сердечные и онкологические заболевания. После регистрации смерти и установления её причины, покойного увозят из дома в похоронное бюро, где его готовят к погребению. Больше его домой не привозят. Гроб вносят в церковь на плечах и устанавливают для церемонии прощания. Провожают человека в последний путь все, кто захочет это сделать, обычно родственники и друзья. Обряд обычно сопровождается музыкой и молитвами, иногда включает речь о жизненном пути покойного. Эту же церемонию можно провести и в похоронном бюро. Затем гроб ставят в чёрную ритуальную машину, за которой следуют чёрные машинами с близкими родственниками. Усопшего хоронят в церковном дворе, на кладбище или кремируют. Во время похорон провожающие располагаются вокруг могилы на стульях или стоя. Обычно происходит краткая прощальная церемония у могилы. Гроб опускают в могилу с помощью специального механизма, и по традиции провожающие бросают в могилу по горсти земли. У военных есть свои определенные традиции. Одна из них – это покрытие гроба государственным флагом, который перед погребением снимают с гроба, складывают определенным образом и отдают родным. После похорон провожающих обычно приглашают в дом или отель на поминки. Американцы ирландского происхождения и мормоны отмечают поминки весельем в честь жизни усопшего и потому, что душа усопшего отправилась на небеса, и это хорошо. Некоторые люди принимают решение о том, как они должны быть похоронены, о деталях их проводов в последний путь и о затратах на ритуальные услуги, задолго о своей смерти. Они сами договариваются обо всех деталях в похоронном бюро, составляют контракт и заранее оплачивают все расходы. Многие американцы живут далеко от своих родственников и поэтому организуют похороны через похоронное бюро, но это стоит дорого. Поэтому американцы начинают готовиться к смерти загодя. Первый шаг – это страхование жизни, чаще всего в возрасте 50 лет. Основная причина в том, что человек хочет обеспечить семью в случае неожиданной смерти кормильца. Существует 2-летний испытательный срок страховки. Если застраховавший свою жизнь покончит с собой в течение 2 лет, то наследникам ничего не выплатят, но если это произойдёт после 2 лет, то наследники получат страховку полностью. Средняя сумма страховки 166 тысяч долларов. В 60 лет американцы покупают место на кладбище. Место на кладбище может быть и подарком на день рождение, причем это считается достаточно хорошим, дорогим подарком. Обычная цена похорон, включая стоимость могилы – 8 тысяч долларов.Вопросы: Итак, какие обычаи вам понравились? Какие обычаи вам показались странными? Как вы думаете, почему они появились? Что в них рационального? Какие из них вы бы переняли?Викторина «Что вы знаете о традициях и обычаях англоязычных стран?»А теперь давайте посмотрим, что вы знаете о традициях и обычаях англоязычных стран. Разделитесь, пожалуйста, на две команды.Правила игры: Выберите тему вопроса.Выберите стоимость вопроса. Старайтесь давать полный ответ на вопрос.Будьте вежливыми и дисциплинированными!Давайте подведём итоги и поздравим наших победителей!Ребята, конечно, вы уже многое знали о традициях и обычаях в англоязычных странах из книг и фильмов. Какие фильмы вы можете назвать, в которых рассказывается о свадебных и других обычаях? А книги? (Ответы обучающихся). Молодцы! В заключении, я хочу сказать, что традиции и обычаи – это часть культуры народа, которые отражаются в произведениях искусства. Когда вы что-либо смотрите или читаете, обращайте на это внимание и старайтесь понять, почему возникли такие обычаи и традиции, старайтесь увидеть в них положительное и учитесь их уважать!Викторина «Великие люди – великие открытия»ВведениеИзучая иностранный язык, студенты знакомятся с различными аспектами жизни в англоязычных странах и прежде всего с культурой стран изучаемого языка. Однако зачастую эти знания носят фрагментарный характер. Данное мероприятие позволяет преподавателю не только систематизировать знания обучающихся из области страноведения, но и расширить их кругозор.Целью данного мероприятия является повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка. Задачи мероприятия:учебная – систематизировать знания студентов об англоговорящих странах;развивающая – расширять кругозор студентов;познавательная – познакомить студентов с дополнительной страноведческой информацией;воспитывающая – развивать навыки работы в команде. Правила проведения викторины: 1. разделить группу на команды; 2. выбрать секретаря для фиксации результатов;3. каждая команда должна записывать свои ответы и передавать секретарю;4. правильные ответы – на следующих слайдах;5. за каждый правильный ответ – 1 балл.Оборудование: презентация в формате PowerPoint, ПК, интерактивная доска или экран, карточки для записи ответов команд.Задания викториныЗдравствуйте, уважаемые студенты! Скажите, пожалуйста, на нашей планете осталось много неисследованных территорий? Как называются люди, которые изучают новые земли? Правильно, пионеры, первооткрыватели, исследователи. Мы живем в высокотехнологичном мире, практически каждый день появляются новые изобретения, делающие нашу жизнь комфортнее, безопаснее, интереснее. Благодаря кому это происходит? Да, ученым – физикам, химикам, биологам и т.д. Но эти достижения происходят при помощи тех открытий, которые были сделаны выдающимися учеными прошлого, без их исследований наша удобная жизнь сегодня была бы невозможна.Весомый вклад в развитие науки и техники сделали британские ученые. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы их знаете. Чтобы нам было интереснее, вы разделитесь на две команды и выберите секретаря для фиксации результатов. Каждая команда должна записывать свои ответы и передавать секретарю; правильные ответы – на следующих слайдах; за каждый правильный ответ – 1 балл. Итак, начинаем!Задания викториныЗадание 1.Переведите на русский язык имена великих деятелей англоязычных странAlexander Graham BellCharles Robert DarwinJames CookIsaac NewtonJames Clerk MaxwellDavid LivingstoneCharles BabbageJohn Ronald Reuel TolkienGeoffrey ChaucerAlexander Fleming Daniel Defoe Ответ на задание 1Александр Грехам БеллЧарльз Роберт ДарвинДжеймс КукИсаак НьютонДжеймс Кларк МаксвеллДэйвид ЛивингстонЧарльз Беббидж Джон Рональд ТолкиенДжеффри ЧосерАлександр ФлемингДаниель ДефоЗадание 2.Распределите их по областям деятельности:физикаматематикабиологиялитературагеографияОтвет на задание 2Физика: Александр Г. Белл, Исаак Ньютон, Джеймс К.Максвелл Математика: Чарльз Беббидж, Исаак Ньютон, Джеймс К. Максвелл Биология: Чарльз Дарвин, Александр Флеминг Литература: Джеффри Чосер, Джон Р. Толкиен, Даниель Дефо География: Джеймс Кук, Дэйвид ЛивингстонЗадание 3.Соотнесите имя и портретАлександр Г. Белл Исаак НьютонДжеймс К.Максвелл Чарльз Беббидж a b c d Ответ на задание 31 – d 2 – a 3 – c 4 – bЗадание 4.Соотнесите ученого и открытие Ответ на задание 41 - d 2 - c 3 - b 4 - a Задание 5.Соотнесите ученых и исследователей и их портретыЧарльз ДарвинАлександр Флеминг Джеймс КукДэйвид Ливингстон a b c d Ответ на задание 51c 2d 3b 4aЗадание 6.Соотнесите ученого и открытиеОтветы на задание 61d 2a 3c 4bХорошо! Давайте поговорим о литературе. Наверняка вы все смотрели фильм «Властелин колец». А ведь автор произведения – англичанин! Британские поэты и писатели формировали целые направления в литературе! Конечно, образованный человек должен знать эти имена и названия произведений! Продолжим викторину и пройдемся в гуманитарном направлении!Задание 7.Перед вами имена 3 великих английских писателей. Соотнесите писателя и годы жизниОтветы на задание 71c 2a 3bЗадание 8.Соотнесите писателя и жанрОтветы на задание 81a 2c 3bЗадание 9.Соотнесите писателя и произведение Ответы на задание 91c 2a 3bЗадание 10.Соотнесите писателя и портрет1. Джеффри Чосер2. Джон Р. Толкиен 3. Даниель Дефо a b c Ответы на задание 10.1c 2b 3aПодведение итогов.Подводя итоги, хотелось бы вас спросить: как вы сами оцениваете свою игру? Вы довольны результатом? А ведь вопросы были по общеизвестным фактам, этот материал изучался вами на различных предметах в школе, по общеобразовательным дисциплинам в техникуме. Да, надо больше читать, смотреть документальных фильмов, научно-познавательных программ. Современный человек должен быть любознательным, стремиться к учению и учиться всю жизнь!Great People – Great DiscoveriesDear students! Are there many unexplored territories in the world? How do we call people who explore the new lands? Yes, they are called pioneers. We live in highly technological time, when practically every day there appear new inventions which make our life more comfortable, interesting and safer. It happens thanks to great scientists of the past and present. A great contribution to the development of modern technology was made by British scientists. Let’s see how well you know them. To make our game more exciting divide into two teams and choose a secretary to fix your results. Every team should write down their answers on the paper and give it to the secretary. Correct answers are given on the next slides. Every correct answer costs 1 point. Let’s start! QuizTask 1Translate into Russian the names of great people of English speaking countries Alexander Graham BellCharles Robert DarwinJames CookIsaac NewtonJames Clerk MaxwellDavid LivingstoneCharles BabbageJohn Ronald Reuel TolkienGeoffrey ChaucerAlexander Fleming Daniel Defoe Answers to task 1Александр Грехам БеллЧарльз Роберт ДарвинДжеймс КукИсаак НьютонДжеймс Кларк МаксвеллДэйвид ЛивингстонЧарльз Беббидж Джон Рональд ТолкиенДжеффри ЧосерАлександр ФлемингДаниель ДефоTask 2Match them to the spheres of activityPhysicsMathematicsBiologyLiteratureGeographyAnswers to task 2Physics: Alexander G. Bell, Isaac Newton, James C. MaxwellMathematics: Charles Babbage, Isaac Newton, James C. MaxwellBiology: Charles Darwin, Alexander Fleming Literature: Geoffrey Chaucer, John R. Tolkien, Daniel DefoeGeography: James Cook, David LivingstoneTask 3Match the names and the portraitsAlexander G. Bell Isaac Newton James C. Maxwell Charles Babbage a b c d Answers to task 31 – d 2 – a 3 – c 4 – bTask 4Match the scientists and their discoveriesAnswers to task 41 - d 2 - c 3 - b 4 - a Task 5Match the names of great explorers and their portraits Charles Robert Darwin Alexander Fleming James Cook David Livingstone a b c d Answers to task 51c 2d 3b 4aTask 6Match the scientists and their discoveriesAnswers to task 61d 2a 3c 4bWell, let’s talk about literature. You are sure to have watched the film “The Lord of the Rings” and of course you know that the author of the book is an Englishman. British poets and writers formed the whole genres in literature. Well-educated people must know the names of these writers and their works! We shall continue our quiz in humanitarian direction. Task 7You see the names of 3 great writers. Match their names and years of their lives.Answers to task 71c 2a 3bTask 8Match the writers and the genresAnswers to task 81a 2c 3bTask 9Match the writers and the works Answers to task 91c 2a 3bTask 10Match the writers and their portraits1.Geoffrey Chaucer2. John R. Tolkien3. Daniel Defoea b c Answers to task 10.1c 2b 3aConclusionIn conclusion I’d like to ask you what you think about your game. Do you like the results? All questions are based on the material which you studied at school and college. You should read more books, watch documentary films and cultural programmes. A contemporary person should be inquisitive, strive for knowledge and study all his/her life long!Внеаудиторное мероприятие «Приметы и суеверия в Великобритании и России»ВведениеВ процессе изучения английского языка, обучающиеся знакомятся с культурными аспектами стран изучаемого языка, со спецификой англоязычной культуры. У них формируются представления об особенностях менталитета, национального характера, об идеалах, моральных принципах и элементах бытовой культуры представителей разных национальностей. Знакомство обучающихся с этнокультурным компонентом происходит как на занятиях по иностранному языку, так и во внеаудиторной работе. Данная разработка нацелена на формирование у обучающихся научного мировоззрения через знакомство и сравнение примет и суеверий, существующих в англоязычных странах и России. Кроме того, мероприятие способствует развитию у обучающихся страноведческой компетенции, позволяет им узнать больше о традициях страны изучаемого языка и сравнить их со своими, что создает условия для рефлексии этнокультурных компонентов. Также одной из целей мероприятия является воспитание уважение и толерантное отношение к традициям и обычаям других стран. Данное мероприятие можно проводить в двух форматах: сначала познакомить обучающихся с информацией о приметах и суевериях в англоязычных странах, а затем провести игру, или начать с игры, включая информационный материал, комментируя ответы обучающихся. Всё зависит от уровня подготовки обучающихся и их общеинтеллектуального развития.Для проведения мероприятия нужна интерактивная доска, ПК, презентации в формате PowerPoint.Ход мероприятияЗдравствуйте, уважаемые студенты! Сегодня тема нашего мероприятия «Приметы и суеверия в Великобритании и России». Скажите, пожалуйста, вы суеверны? А почему вы так думаете?Что значит быть суеверным?Давайте попробуем дать определение понятиям «суеверие» и «приметы». Суеверие – (по определению В. Даля) вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования и приметы.Приметы – явление или случай, которые в народе считаются предвестием чего-нибудь.Как вы думаете, приметы одинаковы во всех странах мира? А почему?Приметы и суеверия появились много веков и даже тысячелетий назад. Древние люди пытались объяснить мир так, каким они его себе представляли. Это послужило причиной появления многочисленных суеверий и верований. Но поскольку каждая страна проходила свой исторический путь, испытывала влияние других культур, исповедовала свою религию и отличалась территориально и климатически, то в каждой стране появлялись свои приметы и суеверия. Какие приметы вы знаете? В какие приметы вы верите?Давайте посмотрим, во что верят англичане.Черная птицаУ нас черный кот, у них сорока (magpie). Если англичане видят черно-белую птичку, они бросаются к дереву, дотрагиваются до него со словами “touch wood”, плюют три раза через левое плечо и говорят: «Здравствуйте, мистер Сорока, как поживает ваша жена?» ("Good morning Mr. Magpie. How is your lady wife today?"). Кстати, несчастье принесет встреча только с одной сорокой, а если увидеть сразу двух, то вас, по мнению англичан, ждет невероятная удача.Считается, что сороки выбирают для себя спутника на всю жизнь, поэтому, если вы видите только одну сороку, то это к несчастью, ведь получается, что она лишилась своего спутника.Черная кошкаЧерная кошка – к счастью. У англичан черных кошек нередко изображают на открытках. Если зверек перешел вам дорогу, значит, все будет замечательно.Поймать падающий листПоймать падающий лист осенью – счастливая примета. Чем больше falling leaves вы поймаете, тем счастливее будет год. Говорят, каждый лист приносит месяц удачи.Четырехлистный клеверЕсли вы найдете четырехлистный клевер (4-leaves clover), счастье вам гарантировано.Рассыпать сольАнгличане не рекомендуют рассыпать соль (to spill salt) – это к несчастью.Разбитое зеркалоЕсли вы в Англии, не стоит разбивать зеркало (break a mirror). Счастья вам точно не видать, как минимум лет семь. Впрочем, у нас тоже есть такая примета. Только мы еще боимся смотреться в разбитое зеркало. Люди всегда относились с недоверием к зеркалам (и не только в Англии). Если посмотреться в разбитое зеркало, то душа человека как бы тоже раскалывается на части.Число 13В Англии число 13 считается несчастливым. Пятница 13 – самый несчастливый день. Видимо, причина в том, что Христа распяли именно в пятницу.Открыть зонт в помещенииВсем известно, что погода в Англии оставляет желать лучшего. Вот почему многие английские суеверия тесно связаны с погодными условиями. Самое распространенное верование состоит в том, что в помещении нельзя раскрывать зонт, это к смерти.Пройти под лестницейАнгличане не любят ходить под лестницами. Это суеверие весьма распространено. Возможно, это связанно с тем, что в 17 веке преступники проходили под лестницей на пути к виселице.ЧихнутьЕсли кто-то чихает, англичане всегда говорят: “God bless you”. Эта традиция появилась много веков назад. Раньше считалось, что, если человек чихает, значит, он заразился чумой.Птица в домеЕсли воробей (sparrow) залетает в дом, то в семье скоро кто-то умрет.Приметы, связанные с деньгамиДеньги – важная составляющая комфортной счастливой жизни, их никогда не бывает много. Но не всегда объяснимо, почему одному человеку они достаются большим трудом, а другому легко. Видимо, именно эта несправедливость стала главной причиной формирования ряда примет о деньгах.Например, считается, что нельзя ставить сумку на пол – денег не будет (Bags can’t be put on the floor – money won’t be). В Англии горелые спички нужно собирать, а не выбрасывать, тогда деньги найдутся (If you always pick up burnt matches instead of leaving them laying you will find money). Также верят, что если положить паука в карман, то буду водиться деньги, а еще лучше поплевать на них. Есть также в Англии суеверие о том, что если у вас чешется левая рука, то это к потере денег. If you scratch your left hand, you will give money away. В России же считается, что когда чешется левая рука, то это, наоборот, сулит большое богатство.В России есть суеверие о том, что если разговаривать в то время, когда зашиваешь на себе одежду, то можешь пришить свою память, и все будешь забывать. В Англии же говорят: «If you mend your clothes on your back, you will leave much money to lack». Это означает, что если ты зашиваешь одежду, то ты потеряешь свое богатство.Приметы и суеверия, посвященные свадебным церемониямПрежде всего, это время свадьбы. «If you marry in Lent, you will live to repent» - говорят англичане, что соответствует русской примете о том, что жениться во время Великого поста – не к добру, что молодожены будут постоянно ссориться, жалеть о браке, и не будет счастья для их семьи. Это связано с библейскими традициями, потому что жениться во время Поста – большой грех.Пожалуй, самая распространенное свадебное суеверие говорит о том, что девушка, поймавшая букет невесты на свадьбе обязательно следующая выйдет замуж. If a girl catches the bride's bouquet after a wedding, she will be next to marry. Поэтому и молодые англичанки, и русские девушки стараются поймать букет невесты на свадьбе.Как правило, невесты на свадьбу надевают фату. А между тем этот обычай тоже связан с суевериями. Есть много разных историй, рассказывающих о возникновении этого обычая. Все они относятся к седой старине.Нам известно, что у многих древних народов существовал обычай не показывать невесту своему будущему мужу до свадьбы. Так было и в Египте, где жених никогда не видел лица невесты до самой свадьбы! Когда он снимал покрывало с лица невесты, это было одной из составных частей свадебной церемонии. Такой обычай существовал и у арабов, и у индусов, и у других народов Азии и Европы. Считалось, что увидеть невесту раньше положенного времени – плохая примета, она сулила злые отношения в семье и несчастье.У древних римлян и евреев тоже был подобный обычай. На невесту надевали фату, которая иногда была настолько длинной, что полностью закутывала фигуру девушки. После свадьбы фату прятали подальше и доставали лишь тогда, когда женщина умирала.Но в наше время этот обычай сохраняется просто для того, чтобы сделать свадьбу романтичней и привлекательней: фата символизирует прелесть и скромность невесты. Что же касается самой приметы, то в наше время, конечно же, жених видит невесту до свадьбы, но считается дурным знаком, если жених видит свадебное платье заранее.Также и в Англии и в России существует примета о том, что на свадьбе на невесту и жениха нужно бросать рисовые зерна. Хотя это суеверие встречается не так часто, оно тоже возникло давно. Церемония бракосочетания, как и многие другие важные события в жизни, полна символов. Это значит, что мы выполняем определенные обряды в качестве символов того, что хотели бы пожелать, избегая прямых выражений.Использование риса – один из таких символов, который уже столетия содержится в брачной церемонии. В древних племенах, например, процесс совместного съедания риса означал, что с этого момента он и она становились мужем и женой, то есть совместная еда символизирует совместную жизнь, а рис указывает на местную пищу.В некоторых случаях рис на свадьбе использовали не для того, чтобы свести жениха и невесту, а чтобы оградить их от злых духов.Считалось, что злые духи всегда присутствуют на свадьбах, и, бросая рис в след молодоженам, люди задабривают духов, а те не делают зла новобрачным.Но для большинства древних рис был символом плодородия, продолжения рода, и обычай бросать рис на молодоженов напоминает именно об этом. То есть этим мы как бы хотим пожелать: «Пусть будет у вас много детей и изобилие в совместной жизни!»Приметы, связанные с различными животными, рыбами, птицами и насекомыми, не говоря уже о растенияхСуеверие, которое известно всем с самого детства – это суеверие о том, что божья коровка приносит удачу. Чтобы это произошло, нужно, когда божья коровка сядет на руку или одежду, сказать примерно так: «Божья коровка, улети на небо, принеси мне хлеба, черного и белого, только не горелого». Не все в это верят, но на всякий случай, особенно дети, произносят эту присказку. Дети, выросшие в Великобритании, говорят так:«Ladybird, fly to the sky, give me happy time». Доподлинно неизвестно, откуда появилось это суеверие, но существует версия о том, что божья коровка – посредник между Богом и человеком, поэтому, когда мы говорим эту присказку, через божью коровку мы пытаемся попросить счастье у Бога.Другая примета, популярная и в России и в Англии, связана с кукушкой. Эти птицы начинают петь в середине апреля. Говорят, что в это время нужно держать серебряную монетку в руке – тогда весь год будет счастливым.И, наконец, самые многочисленные суеверия, связанные с получением удачи, оберегами и талисманами. Например, у англичан часто можно встретить такую примету: «If you touch wood, your good luck will continue». В России также существует поверье о том, что если коснуться дерева, то ты станешь не только удачливым, но еще и не будешь болеть в этом году. И, между прочим, и в Великобритании, и в России считается, что, постучав по дереву, люди отгоняют сглаз и злых духов. Но если постоянно упоминать злых духов или даже самого дьявола, то он появится. If you talk of the devil, he will appear.Приметы, связанные с Рождеством и Новым годомВот некоторые из них:1) If you want to have good health throughout the next year, eat an apple on Christmas Eve. (Если ты хочешь быть здоровым в следующем году, съешь в канун Рождества яблоко).2) If you want to be happy, eat Christmas pudding on Christmas Day (Если ты хочешь быть счастливым, съешь рождественский пудинг на Рождество)3) If you refuse a mince pie at Christmas dinner, you will have bad luck for the coming day. (Если окажешься от сладкого пирожка в Рождество, то Вас ждет неудача на следующий день).4) If you wear new shoes on Christmas Day, it will bring you bad luck (Если ты наденешь новую обувь в день Рождества, это принесет тебе неудачу).5) If you cut a mince pie, you will «cut your luck» too. Если отрежешь сладкий пирожок, то отрежешь свою удачу.6) If a baby is born on Christmas day, it will have a special fortune (Если ребенок родился в день Рождества, то этот принесет особую удачу).7) If it snows on Christmas Day, Easter will be green (Если на Рождество выпал снег, то во время Пасхи кругом будет зелено). 8) On Christmas Eve all animals can speak, but it is bad luck to test this superstition (В канун Рождества все животные могут разговаривать, но если ты решишь это проверить, то тебе принесет это неудачу). 9) If the first visitor at your house on New Year's Day is an unknown dark-haired man, then a year of good luck will follow (Если в день Нового года первый гость в твоем доме – незнакомый темноволосый человек, то следующий год будет удачным).10) If you cry on New Year's Day, you will be crying all the year (Если ты плачешь в день Нового года, то ты будешь плакать весь год).11) If you lend anything on New Year's Day, you will be lending all the year (Если ты что-то одолжил в день Нового года, то ты будешь одалживать весь год)12) If you wash your hair on New Year's Day, you will wash away good luck (Если ты помоешь голову в день Нового года, то ты смоешь свою удачу)13) If you are in debt and don't pay your debts before New Year's Day, you will be in debts all the year (Если ты взял в долг и не отдал свои долги до Нового года, то ты будешь должен весь год).14) On New Year's Night young girl will dream of her future husband if she sleeps with a mirror under her pillow (В новогоднюю ночь девушка увидит во сне своего будущего мужа, если положит зеркало под подушку).Бытовые приметыЕсли плюнуть на подарок, например на деньги, то в будущем можно получить еще больше.Если помыться в той же воде, в которой мылся кто-то до вас, то вы обязательно поссоритесь с тем человеком.Если отрезать у хлеба сразу две горбушки, над домом пролетит дьявол.Считать свои зубы – к несчастью.Помимо риса, в жениха и невесту швыряют еще и старую обувь.На свадьбу нельзя надевать зеленую одежду.Скрещенные ножи на столе – к большому несчастью.Носить что-либо на плече, особенно лопату – к несчастью. Значит, скоро вы понесете гроб.Появление гостей предвещает яркая искра в огоньке свечи или уроненный столовый прибор (нож – приход мужчины, вилка – женщины, ложка – ребенка или дурака).Если проглотить волос, он обовьется вокруг сердца и убьет вас. Столь же вредна кошачья шерсть – она не растворяется в желудке и тоже приводит к смерти.Звон в ушах – к дурным новостям.Если у вас на языке вскочил волдырь – значит, вы слишком много лжете.Белые точки на ногтях предвещают скорый подарок. Зачастую, их так и называли – «подарки».Если во время крещения ребенок громко плачет – это добрый знак.Если замужняя фамилия женщины начинается с той же буквы, что и девичья, он будет несчастлива в браке.Итак, вот основные английские суеверия. Как видите, в чем-то они схожи с нашими, а в чем-то отличны. Как говорится, в любой стране люди склонны к мистике. Такова человеческая натура.Знание культуры, фольклора, традиций и верований помогает нам ближе познакомиться с нравами другой страны, с ее историей и духовной жизнью, обогатить собственное мировоззрение. Чем больше мы знаем о другой стране, тем меньше становится пропасть между нашим взаимопониманием и дружескими отношениями. С одной стороны приметы и суеверия делают нашу жизнь разнообразнее, а с другой – могут усложнить быт. Поэтому, ко всему, в том числе и к приметам, подходите с умом, не давая им властвовать над вами.Познавательная играА теперь давайте проведём викторину «Приметы и суеверия в Великобритании и России» Разделитесь, пожалуйста, на две командыПознакомьтесь с правилами игры.Давайте подведём итоги и поздравим наших победителей!Ответы на вопросыИнтеллектуальная игра «И это всё о …»ВведениеДанное внеаудиторное мероприятие разработано для проведения в рамках предметной декады. Цель мероприятия – повышение мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. Задачами мероприятия являются: расширять лексический запас обучающихся; развивать их способности сопоставлять, анализировать, обобщать и систематизировать изученный материал; познакомить обучающихся с дополнительной страноведческой информацией, расширять их кругозор; развивать навыки работы в команде.Задания познавательной игры основаны на страноведческом материале, который изучался по программе за все годы обучения. Участники игры должны продемонстрировать хорошее знание программного материала по темам «Страны изучаемого языка», «Столицы стран изучаемого языка», «Праздники», «Еда. Традиции питания», «Обычаи. Традиции. Суеверия». Кроме того, обучающиеся должны показать творческий подход к выполнению заданий, проявить сообразительность, начитанность и общую эрудицию. Мероприятие можно проводить с двумя или тремя командами, так как вопросов 30. Технически игру можно проводить в трех вариантах:1. Использовать компьютерную презентацию PowerPoint в формате «Своя игра».2. Распечатать вопросы и разместить их на доске или на парте, так, чтобы команды по очереди могли выбирать вопросы.3. Если игроков мало, то можно провести «Страноведческое лото». Для этого всем игрокам раздаются листы со всеми вопросами и разрезанные не небольшие карточки ответы. Игроки должны соотнести вопросы и ответы. Затем каждый игрок зачитывает свои ответы. Побеждает игрок, допустивший меньше всего ошибок. Для фиксации результатов необходимо выбрать секретаря, который будет подсчитывать набранные командами баллы, а также следить за временем с помощью песочных часов или секундомера. Ведущий комментирует ответы, отмечает правильные и неправильные. Баллы суммируются, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.Для проведения мероприятия нужно определенное оборудование в зависимости от выбранного варианта проведения игры: 1) презентация в формате PowerPoint, ПК, интерактивная доска или экран, лист для фиксации результатов;2) карточки с распечатанными вопросами, магниты, песочные часы, лист для фиксации результатов;3) листы с вопросами, карточки с ответами, песочные часы, лист для фиксации результатов.Интеллектуальная игра «И это всё о …»Цель: повышение мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.Задачи: - учебные – расширять лексический запас обучающихся; - развивающие – развивать их способности сопоставлять, анализировать, обобщать и систематизировать изученный материал; - познавательные – познакомить обучающихся с дополнительной страноведческой информацией, расширять их кругозор;- воспитательные – воспитывать уважение к культурам стран изучаемого языка, развивать навыки работы в команде.Ход мероприятияНачало мероприятия. Введение темы.Уважаемые студенты! Вы присутствуете на одном из последних внеклассных мероприятий в техникуме. Наше мероприятие проходит в рамках предметной декады по иностранному языку, который вы изучали в течение 4 лет в нашем учебном заведении. Как вы думаете, что я бы хотела увидеть сегодня на нашем мероприятии? Да, ваши знания, и, прежде всего, знание страноведческого материала, потому что на занятиях мы много читали, говорили, слушали, писали об англоязычных странах. Итак, наша тема – «И это всё о …»!Основная часть. Проведение игры.У нас сегодня играют команды: ……..Соперники, поприветствуйте друг друга по-английски, пожалуйста!Играем по следующим правилам (по одному из вариантов проведения игры): …Пожалуйста, будьте настоящими леди и джентльменами! Подведение итогов. Награждение победителя.ЗаключениеВнеаудиторная работа создает условия для привлечения обучающихся к деятельности, нацеленной на формирование у них дополнительных компетенций по различным дисциплинам. Так, во внеклассной работе по иностранному языку педагогу предоставляется возможность привлечь внимание обучающихся не только к самой языковой материи, заронить интерес к способам выражения мыслей, к точности, краткости, афористичности, но и значительно расширить страноведческие знания обучающихся по предмету, сделать их кругозор шире. Предмет «Иностранный язык» обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления обучающегося. Система языковой подготовки ориентирована на личность и должна готовить культурного, образованного, интеллигентного, творческого человека.Подборка материала для внеаудиторной работы, близкого к программному, обеспечивает преемственность аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся. Причем именно внеаудиторная деятельность позволяет эффективно формировать у обучающихся связь изученного языкового материала с реальными событиями в нашей стране и за рубежом, формировать у них объективную картину миру. Кроме того, неформальный характер проведения мероприятий помогает снять напряжение у обучающихся, преодолеть психологический барьер перед изучением дисциплины, вызвать сначала интерес к стране изучаемого языка, а затем и к самому языку. Именно во внеаудиторной деятельности обучающиеся могут проявить себя и добиться удачи. Успех, самоутверждение, поощрение достижений являются необходимым условием для дальнейшей мотивации обучающихся в аудиторной и внеаудиторной деятельности по предмету.Список использованных источников1. Голицынский Ю.Б. Великобритания / Ю.Б. Голицынский. – С-Петербург, Каро, 2005. – 480 с.2. Голицынский Ю.Б.США / Ю.Б. Голицынский. – С-Петербург, Каро, 2006. – 448 с.3. Михайлов Н.Н. Лингвострановедение Англии / Н.Н. Михайлов, М., Академия, 2003. – 208 с. 4. Ощепкова В.В. О Британии вкратце / В.В. Ощепкова. – М., Просвещение, 2003. – 157 с.5. Ощепкова В.В. Австралия и Новая Зеландия / В.В. Ощепкова Лингвострановедческий словарь. – М., 20016. Ощепкова В.В. Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии / В.В. Ощепкова – Москва, Санкт-Петербург, 2003 7. Ощепкова В.В., Шустилова И.И. Краткий англо-русский лингвострановедческий словарь. / В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова – м., Русский язык Медиа, 2006. – 180 с.8. Томахин Г.Д. По странам изучаемого языка / Томахин Г.Д. – М., Просвещение, 2008. – 256 с.9. Томахин Г.Д. Великобритания. Лингвострановедческий словарь / Томахин Г.Д. – М., Астрель: АСТ, 2005. – 233 с.10. Уолш И.А., Химунина Т.Н., Конон Н.В. Великобритания: обычаи и традиции / И.А. Уолш, Т.Н. Химунина, Н.В. Конон . – М., Просвещение, 2005. – 239 с.