Учебное занятие по рассказу Е.Носова " Красное вино победы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учебное занятие по рассказу Е.Носова " Красное вино победы"
Автор: Торшина Ольга Юрьевна
Тема занятия: «Все это в памяти моей…» Величие духа русского солдата (по рассказу Е Носова « Красное вино Победы»)Цель: расширение представления о нравственном подвиге русского солдата на основе рассказа Е. И. Носова «Красное вино Победы». Задачи:- анализировать содержание эпизодов рассказа, показать умение писателя выразить свое отношение к истинным ценностям, уметь строить логические высказывания, понять смысл произведения через характеристику персонажей, оценку их действий, формулировку авторской идеи. Ход занятия1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельностиПреподаватель. Здравствуйте! Уважаемые студенты. коллеги. Приближается семьдесят девятая годовщина Победы нашего народа в Великой Отечественной войне… Занятие начинаю со строк из стихотворения Б. Ахмадуллиной « Победа».Когда разросся в небе фейерверк, Как взрыв сирени бел, лилов и розов, Вдруг поглядит в былое человек, И взгляд его становится серьезен..Есть взгляд такой. Такая тень чела –Чем дальше смотришь, Тем зрачок влажнее..То память о войне… Внимание на экран…Звучит 1 куплет песни Р. Гамзатова «Журавли». (Слайд 1)Слово преподавателя на фоне музыки:Почему мы до сих пор помним о войне? Потому что человек, по словам Ю. Бондарева, « величайшая ценность данного мира». На войне уничтожали величайшую ценность. Статистика войны…Задумайтесь : из каждой сотни мальчиков, родившихся в 1923-1924 годах, после войны осталось в живых только трое.. Три человека из ста... Они не успели ничего в жизни. Не успели встретить свою любовь, не успели завести семьи, не продолжили себя в детях и внуках..Но они успели совершить главное дело своей жизни, выполнить свой долг. Они защищали свою Родину, а, значит, свое человеческое достоинство.. Память о них и поныне живет в наших сердцах…Сегодня у нас не обычное занятие, а занятие-память, занятие -размышление по рассказу Евгения Ивановича Носова «Красное вино Победы». - Что же он показывает в своём рассказе наш земляк, Евгений Иванович Носов??(Нравственные корни солдатского подвига, глубину русского национального характера)Тема слайдЦель. СлайдЗадачи формулируют студенты План занятияСюжет и композиция рассказа «Красное вино Победы».Герои рассказа.Благородство и мужество русского воина. Копешкин.Цветопись. Буктрейлер ( групповая творческая работа)Победа! Символизм в рассказе Е Носова.- Так какова же предыстория рассказа?( Рассказ впервые опубликован в журнале «Наш современник» в 1969 году. В нем повторяются факты из биографии самого писателя. После прорыва восточно-прусских укреплений на подступах к Кенигсбергу в феврале 1945 года Носов , был тяжело ранен, и его вместе с другими бойцами подобрали в Мазурских болотах, « промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой Балтики». После ранения Евгений попадает в подмосковный Серпухов, а через 20 лет пишет «Красное вино победы». Замысел создания рассказа он объясняет так: «Мне хочется вызвать внимание к своим героям. У них зачастую что-то не сойдется – как у моего героя Копешкина, и без медали вернулся, и умирает».)(Что касается рассказа «Красное вино победы», он полностью автобиографичен. Я написал о своем пребывании в госпитале. Там же в госпитале застал меня День Победы. У каждого солдата, уцелевшего и вернувшегося домой, свой день победы. У меня вот такой, какой я написал в рассказе. Там ничего не добавлено, не придумано, написано именно так, как было в действительности. Единственное — рядом со мной лежал казах, а в рассказе лежит Копешкин. А все остальное полностью соответствует пережитому.) 1. Сюжет и композицияДавайте мысленно перенесемся далеко-далеко и во времени и в пространстве.1.О каком событии рассказывает автор в своем рассказе?2. Где происходят эти события?Автор словно воскрешает День Победы – 9 мая 1945 года. Но ведет он своих читателей не к поверженному рейхстагу, не в Потсдам, где была подписана капитуляция фашисткой Германии, а в далекий от фронта небольшой городок, в палату госпиталя, где лежат тяжелораненые солдаты). Повествование ведется от имени автора, ему 21 год, он находится среди раненых больных военного госпиталя, жителей разных уголков страны. Учитель. Скажите, в чем особенность сюжета и композиции рассказа?Композиция рассказа не отличается внешней сложностью, но у неё есть свои особенности. В сюжете практически нет событий в привычном смысле слова: в серпуховском госпитале весной 1945 года оказываются раненые бойцы, которые ждут окончания войны. Своеобразие рассказа в том и заключается, что Е.Носов не описывает перипетии солдатской жизни, а изображает процесс ожидания. Внешние события заменяются ожиданием победы, её предчувствием. Напряжение, драматизм не уходят из произведения, несмотря на то, что читатель, как и бойцы, знает, что победа неизбежна. Для персонажей Носова война уже закончилась, но продолжают сражаться, а значит, и умирать их товарищи.Писатель собирает в одной палате жителей разных уголков Советского Союза: здесь и “волгарь” Селиванов, и мезенский “мужик-лесовик” Бородухов, и крестьянин из деревни Сухой Житень Пензенской области Копёшкин, и молдаванин Михай, и сибиряки Саенко и Бугаёв. Но, хотя каждый из них убеждает соседей по палате в преимуществах своего края, родина у них общая. И за молдаван, и за сибиряков — за всех отдавали свои жизни молодые и старые солдаты, все они крещены в купели войны, а потому все они братья.Носова интересует прежде всего их внутренний мир. Каков человек, вырванный из активной борьбы, искалеченный, лишённый надежд на счастье, взглянувший смерти в лицо и чудом оставшийся в живых? Бойцы, томясь в госпитале, страдая от неподвижности, от зудящих под гипсом ран, испытывают противоречивые чувства. С одной стороны, радость, потому что “дома наверняка будешь”, с другой — “тоску и зависть”, потому что “мат будут ставить” без них. Они жалеют, что не им выпало на долю брать Берлин, поставить точку в войне..Учитель. Тяжело было солдатам, но что пришлось вынести спасающим их людям?Работа с текстом. Выборочное чтение (Оперировали меня в сосновой роще..)- Картины, созданные автором, заставляют нас содрогнуться, глубоко сочувствовать и сопереживать тем, кто оказался на больничных койках. 2. Герои рассказа. Кто они, пациенты больничной палаты военного госпиталя?Работа в группах. (работа с текстом ) Характеристика героев. 1 группаСеливанов. – волжанин. Это смуглый волгарь с татарской раскосиной. В голосе его чувствовалась тоска. В палате его прозвали самоходкой, потому что забинтованная нога Саши торчала над щитком кровати наподобие пушки. К ноге с помощью кронштейна и блока был подвязан мешочек с песком, поэтому Саша вынужден был лежать на спине, а если садился, то в неудобной позе с высоко задранной ногой. Саша сожалеет, что вынужден дожидаться дня победы в госпитале, он сравнивает войну с игрой в шахматы: «На войне, как в шахматах..Е-два, е-четыре, бац! – и нету пешки. Валяйся теперь за доской без надобности…Теперь мат будут ставить без нас… шел-шел и никуда не дошел…Охота посмотреть, как Берлин колошматить будут».Михай Родом он был из бессарабского городка Фалешты, молдаванин. Это молчаливо-медлительный увалень с широченной спиной и с детским выражением округлого лица. Внимание притягивали его ясные, доверчивые голубые глаза, маленький пипочкой нос. Он острижен под машинку, золотисто - рыж, будто облит медом. Ему 30 лет, он кажется беспомощным, потому что обе его руки ампутированы выше локтей. В туалете бывало, он стоит и ждет, пока кто-нибудь из раненых не зайдет, чтобы помочь ему отстегнуть пуговицу на штанах. Михай тяжело переживает потерю рук, иногда он отворачивался к стенке и плакал, но потом успокаивался. Любил петь. При этом «глядел куда-то поверх домов, будто высматривал далекую Молдову». Бородухов – мезенский мужик-лесовик, в летах, кряжист, матер телом.Минные осколки угодили ему прямо в тазовую кость, но он лежал легко, не стонал, с начала войны у него это четвертое ранение, «словно пребывал в доме отдыха по профсоюзной путевке». 2 группаКопешкин. У Копешкина перебиты обе руки, повреждены шейные позвонки, имелись и другие увечья. Его буквально замуровали в нагрудный гипс, голову прибинтовали к лубку. Копешкинлежал только на спине, обе его руки, согнутые в локтях навстречу друг другу, торчали над грудью, загипсованные до самых пальцев. Это сооружение на госпитальном языке называлось «самолетик». Копешкин на войне был в обозе: запрягал и кормил лошадей, возил за батальоном солдатскую поклажу. Однажды он заблудился с обозом, потому что старшой неправильно определил дорогу. В неравном бою получает ранение. В палате он самый тяжелый больной. Мы узнаем , что он из Пензенской области, в деревне сухой Житень у него остались жена и двое детей.Саенко и Бугаев – сибиряки. Автор называет из счастливчиками, потому что они почти не обитали в палате. Ходили в госпитальных халатах, разгуливали по двору. У каждого в гипсе по одной ноге, поэтому они»упрыгивали» из палаты, а возвращались к обеду. От них пахло солнцем, свежестью. Им немного завидовали, ведь они шли на поправку.- Как видим, каждому солдату больно, и есть о чем переживать. Но сосредоточены ли они только на своей боли? Что их волнует?- Раненые тянутся к жизни. Если и бывают минуты грусти, стараются справиться со своим настроением. Например, Копешкина интересует, что за окном. Михай отвечает: «Солнце вижу, поле вижу.» На вопрос Копешкина-«Что посеяно?»-Михай отвечает: «Зеленое. Хлеб будет».- Говорят о близкой победе, о товарищах на передовой, о своей малой родине. Каждый вспоминает родной дом. Саша Самоходка приглашает медсестру Таню к себе в гости, он уверен, что на свете нет лучше места, чем около Волги. «Где Волга не течет, там не жизнь!»- Они соскучились по мирному труду, по родному дому, устали воевать. Для них дороже солнце, хлеб на полях, хорошие люди, которые не оставят в беде. Они поддерживают друг друга, особенно Копешкина, находящегося при смерти.- Прислушаемся к разговору раненых. О чем еще они говорят?- Михай хвалит свою Молдову. Бородухов вспоминает, как у них на Мезени празднуют, водят хороводы. И даже умирающий Копешкин прошептал, что у них под Пензой тоже хорошо. Чтобы порадовать Копешкина автор рисует его избу. Копешкин прошептал: « У меня домок тут… на дереве». Картину поставили к рукам Копешкина, и он долго разглядывал ее.- Почему персонажи рассказывают о своей малой родине?( автор говорит о том, что у каждого солдата есть своя малая родина, и ее приметы разные.- Автор видит одну из причин победы следующую: не только все города большие и маленькие, и даже самые неказистые, но и деревеньки, может, и на карте не обозначенные, - все они имели своих защитников на фронте. Выборочное чтение. (Сколько разных мест на земле..)Благородство и мужество русского воина. Копешкин.-Чем отличался раненый Копёшкин от остальных солдат в палате? /Самый тяжело раненный, перебиты обе руки, повреждены шейные позвонки, другие увечья». ( Разговор Самоходки и Копешкина)Чтение по ролямДиалог Самоходки и Копешкина»Писатель сказал всего несколько слов, а перед нами вся военная судьба и характер солдата. Что вы почувствовали ? Кем он был на войне? /Рядовой, ездовой, числился в обозе/.-Считает ли Копёшкин себя героем? /Нет, он говорит, что « дак и стрелял, куда денешься…»/. Убил кого? / «А шут его разберёт»/.-Как Копёшкин отвечает на вопросы Саши Самоходки? /Просто, как о чём-то обыденном/.-О чём сожалеет Копёшкин в конце разговора? /О прибитых лошадях «от самого Сталинграда берёг»/.О чём это говорит? /добрая русская душа, заботливый, много переживший человек, солдат/.- Почему Копешкин умирает именно в День Победы? Что хотел подчеркнуть автор в этой детали рассказа?(Совсем не случайно носовский Копешкин умирает именно в этот день, и не раньше и не позже. Копёшкин умирает так, как жил и воевал – скромно и достойно. Умирает скромно, тихо и достойно. Этот эпизод как крик, как вырвавшаяся на поверхность долго сдерживаемая боль, за которой трагедия народа.)Как вы считаете, можно ли назвать героем солдата Копёшкина?(Если бы не было таких солдат, кто бы воевал, кто бы одержал Победу? Именно каждодневные, пусть и незаметные подвиги приблизили Великую Победу. Небольшой по объёму рассказ талантливого писателя ставит на пьедестал русского солдата, совершившего подвиг самопожертвования).Выборочное чтение (от слов: «Я онемело смотрел на взбитую подушку…)Почему же рассказчик не может примириться со смертью Копешкина, ведь он много раз на передовой да и в госпитале видел, как уходили люди?Ученик. Страшное горе обрушилось на его друзей. Радость победы и горечь утраты, страшная потеря и огромное счастье соединились. Человек рождается для жизни, а война его убивает. Это приводит автора к мысли о ценности человеческой жизни, о необходимости любить человека, пока он жив.Учитель. Такие же чувства переживают все вокруг. Тетя Зина говорит: «Вот и пожар затушили, а, видно, чадить еще долго будет. Уж больно раскочегарено…» Я просила определить значение этого слова по словарю. 4. Цветопись (использование писателем определенного цвета для того, чтобы читатель мог понять чувства автора. Это воздействие на наши мысли и чувства)Белый цвет - это чистота, нега, открытость. И действительно, герои испытывают «какую-то разнеженную умиротворенную невесомость». Но и белого в жизни бывает так много, что человек от него устает. Далее встречаем у Носова: «Были видны одни только макушки голых деревьев да временами белое мельтешенье снега, двенадцать белых коек и шесть белых тумбочек, белые гипсы, белые бинты, белые халаты сестер и врачей, и этот белый, постоянно висевший над головой потолок, изученный до последней трещинки. Белое, белое, белое… Какое-то изнуряющее, цинготное состояние от этой белизны». Цвет помогает нам почувствовать перемену состояния героев рассказа. Белый начинает давить, мешать, героям неуютно, тоскливо.А рядом с белым цветом в рассказе появляются детали, которые ассоциируются с красным цветом: «медленно заживающие раны», «страшная мясорубка», «…обвязанный вафельным полотенцем, на котором с каждой минутой увеличивалось и расплывалось темное пятно». И жуткая картина: «одна из сестер подхватывала и уносила таз, где среди красной каши из мокрых бинтов и ваты иногда желтела чья-то кисть, чья-то стопа». Мы попадаем в мир страшной боли, мы чувствуем ее вместе с ранеными, такой эффект создает контраст цветов «белый – красный».Здесь красный цвет приобретает некую агрессию, становясь символом чувств, войны, жертвы, силы, страдания, мужества.Рядом с рассказчиком лежит солдат Копёшкин, и трудно было сказать, живой он или нет. И жизнь из него будто выходит, и здесь появляется у автора желтый цвет: «сквозь желтые прокуренные резцы», «два непослушных желто-сизых пальца». Это болезненно желтый цвет, а не теплый солнечный. «Солнце вижу… Поле зеленое. Хлеб будет!» Вот здесь золотой-зеленый-желтый, вот здесь эти цвета греют, спасают, радуют.Известие о победе в госпитале встретили радостными криками, слезами счастья. И вот свежее белое белье для солдат. Опять белый, как и в начале рассказа. Белый цвет – начало новой жизни, чистой, светлой.И опять рядом с белым красный цвет, но совсем другой. Как символ крови он часто использовался в военной символике. Теперь это цвет победы: «Эти рубиново-красные, наполненные до краев стаканы воспринимались как нечто небывало-торжественное, как волнующее таинство». Один из героев говорит: «Живым жить, живое загадывать». В этих словах надежда на красное, т.е. красивое, прекрасное будущее, без войны и потерьНо вот волна радости закончилась и пришло понимание великой потери своих товарищей, чьих-то отцов, сыновей, мужей. Глоток вина за павших, «теперь оно показалось таинственно-темным, как кровь». Буктрейлер 6. Победа!-Рухнул, капитулировал Берлин! -Каким же было утро победы в Серпухове? Выборочное чтениеРабота с текстом. Выборочное чтение- И мы слышим в день Победы не только смех, частушки, песни, но и причитания вдов, беззвучный плач солдат. Нарисованная рукой автора картинка с домом Копешкина оживает. Где-то там, в деревне Сухой Житень, в избе топчется у стола жена Копешкина, завиднелись головенки ребятишек. «Она теперь тоже знает о победе, и все в доме - в молчаливом ожидании хозяина, который не убит, а только ранен, и, даст бог, все обойдется…» Жены верили и надеялись на чудо: вернется с войны их муж, брат, сын, и все снова наладится.Учитель. Вернемся к финалу рассказа. Чтение по ролям.Учащиеся по ролям читают от слов: «Тишину нарушил Саенко…».- Как вы думаете, случайно ли автор дал своему герою имя Иван?( Иван- это символ русского солдата, на Руси издавна всех мужчин называли Иванами.)- Это самое народное, самое распространенное на Руси имя. Это имя дано неслучайно. И благодаря этой «неслучайности», за единичной смертью видятся нам более двадцати миллионов жизней, унесенных войной, ощущается горе людей, которые, как жена Копешкина дождались Победы, но никогда уже не дождутся своих погибших на войне близких. Какие символы в рассказе вы выделите? 7. Символизм в рассказе Евгения НосоваВесна ( день Победы); песня (мы слышим ее в день победы, когда народ ликует, собравшись у стен госпиталя); красное вино (само название рассказа символично, вино пригубили раненые в день победы)Учитель. На столах каждой группы раздаточный материал. Посовещавшись, попробуйте подобрать и записать существительные, которые по ассоциации возникают у вас, когда мы произносим то или иное слово – символ. А в 3 колонке - эпитеты к этому слову.Обучащиеся в группах заполняют таблицу. ( Документ- камера)- Так можно ли утверждать, что рассказ Носова символичен?(Можно. Все эти символы употреблены автором не случайно. Так он хотел донести до читателя мысль о настоящих человеческих ценностях, о том, что главное для каждого из нас. Не война, уносящая жизни людей, а мир.)- Все эти символы необходимы были автору и для того, чтобы показать нравственные корни солдатского подвига, глубину русского национального характера, который проявили наши солдаты во время войны. Чтобы показать, что защищал каждый солдат: свой дом, родных, свою землю, свою страну. Праздник Победы для нашего народа всегда будет днем памяти. Густое красное вино на подушке Копешкина напоминает кровь и кажется «темным и таинственным». Красное вино пригубили солдаты за победу жизни над смертью, раненые взволнованны, и получается , будто совершается великое таинство.- Почему рассказ назван « Красное вино Победы» ?(«Красное вино победы»... Красное —напоминает о цвете знамени, с которым шли в бой, о цвете крови, пролитой за Родину... Красное вино — в честь Победы и в память о тех, кто до неё не дожил, но её приближал... Красное — символ жизни и возрождения...)- Какие жизненные уроки мы извлекаем из рассказа Е. Носова?( Война противоестественна человеческой природе. Она несет смерть, потерю близких и родных. Сиротами остаются дети. Вдовеют жены, плачут матери. Мы должны всегда помнить уроки войны с тем, чтобы она не повторилась, и на Земле был мир, который каждый должен ценить и беречь. Мы должны сохранить память о тех, кто защищал нашу родину.)Заключительное слово учителяИ вот теперь я зажигаю свечу, и мы слушаем тишину. Тишина эта – наша дань, наша светлая память о героях и жертвах Великой Отечественной войны, дедах и прадедах. В рассказе ни разу не сказано, как нам дорог мир, но произведение именно об этом. Цвет у вина победы красный а на вкус оно оказалось горьким. Горьким от невосполнимых утрат. Мы разделяем слова автора : «..священную память о павших мы должны передать от сердца к сердцу».Слайд ЖуравлиПамять о погибших возвышает и очищает человеческую душу, а наша память живая! (Учитель зажигает свечу) – 1минутаРефлексия. Подведение итогов учебного занятияСтуденты оценивают свою работу на занятии и работу своих товарищей, высказывают свое мнение об уроке. Преподаватель подводит итоги работы студентов, выставляет оценки.Надеюсь, что наш сегодняшний урок был для вас интересен и полезен, умения и навыки, которые вы получили при подготовке и на самом занятии пригодятся вам в дальнейшей учебе и жизни.7. Инструктирование о выполнении домашнего заданияНаписать сочинение-миниатюру: «О чём заставляет нас задуматься рассказ Е.Носова «Красное вино Победы»?» Творческая работа «Память – это-.. «по рассказу Е.Носова «Красное вино Победы»).Преподаватель. Я благодарю вас за урок. Спасибо.