Экономическое воспитание дошкольников.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экономическое воспитание дошкольников.
Автор: Яна Николаевна Шапран

ВведениеНа протяжении последнего десятилетия в обществе происходит трансформация социально-экономических отношений, которая характеризуется изменением системы ценностей, жизненных приоритетов и проявляется в резком возрастании значимости для личности материальных благ, имущественной дифференциации, а также утрате нравственных и идеологических ориентиров.Курс на создание современной рыночной экономики, основанной на свободе предпринимательства, выбора направления экономической деятельности, выпуска товаров и услуг активизировали потребность в научно-прикладных маркетинговых концепциях и исследованиях.На современном этапе развития экономических отношений все чаще возникает вопрос о развитии экономических представлений ребенка. Успешность прохождения в детстве экономической социализации формирует последующее отношение детей дошкольного возраста к различным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность.Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Этот вопрос более десяти лет назад поднимался в журналах "Дошкольное воспитание". Но, на наш взгляд, проблематично он не звучал, так как основой экономического воспитания дошкольников являлись и являются задачи нравственно-трудового воспитания, которые ставит перед нами "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Васильевой М.А.(1985 г.), а затем переработанная и дополненная Гербовой В.В. и Комаровой Т.С., и которые обязательно должны решаться в работе с детьми как раньше, так и в настоящее время. Со времени создания программы многое изменилось. Поэтому вопрос: "Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?" - приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия. Анализ научных трудов, программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как: Курак Е.А. и др. «Экономическое воспитание дошкольников. Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий», Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников»; передовой практики воспитания: Орлова И.Ю. «Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»; Сасова И.А. «Экономическое воспитание детей в семье», показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась. За рубежом уделяют пристальное внимание подготовке подрастающего поколения к жизни, труду, к умению зарабатывать свои деньги и иметь свое дело. Специальные экономические программы ставят своей целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе, детей учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчитывать на свои возможности. Сама идея и некоторые задачи, которые ставятся в зарубежных программах, бесспорно, заслуживают внимания. Вот хотя бы мнение доктора философии Беверли Ноер Фельдмана: "Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу". В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.[1]По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется другим. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И, естественно, упустить из виду этот период взрослым никак нельзя. Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания мы рассматриваем как дополнение к содержанию программ для дошкольников, как особую технологию.Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.[25]В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6 -летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.Пояснительная запискаАктуальность: повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни. От экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в социальной, политической, культурной жизни общества.Новизна: предлагаемые занятия с детьми дошкольного возраста носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а так же через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.Цели:
  • развивать у детей дошкольного возраста интерес к экономическим знаниям, используя для этого различные виды деятельности;
  • продолжать знакомить детей с категорией «деньги»;
  • знакомство с производством денежных знаков;
  • продолжать учить считать, совершать покупки, определять цену товара при помощи денег
  • воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие.
  • Задачи:
  • ознакомление с явлением социальной действительности;
  • трудовое воспитание;
  • развитие игровой деятельности;
  • воспитание необходимых качеств у детей;
  • формирование навыков разумного поведения и потребности.
  • Срок реализации: 1 месяц.Предполагаемые результаты: применение методики будет способствовать развитию трудолюбия, оригинальности, развития положительных качеств, правильного расчета и потребления денег.Средства реализации:Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».Материал: видео подборка слайдов, картинки с изображение предметов для игры «Обмен», «золотые монетки», деревянные палочки для выполнения рисунка на «золотых монетках», шапочки китайские для мальчиков и шляпки для девочек, карточки с вырезанными трафаретами иероглифов, кошельки маленькие с монетками и купюрами, большой кошелек-сумка.Методика работы:Ход занятия:Дети заходят в групповую комнату.Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это такое (обращает внимание на большой сумку ошеле). Это кошелек. Какой необычный , большой. Какая-то загадка! Скажите, а для чего служит кошелек? Как люди его используют?Дети: В нем хранят деньги (или в него складывают деньги)Воспитатель: Правильно, кошелек используют для денег. Давайте откроем кошелек посмотрим, что в нем. (воспитатель открывает кошелек и в это время на экране появляется монетка)Видео обращение:- «Здравствуйте ребята, я золотая монетка и я очень хочу попросить вас мне помочь, мне так хочется понять, как же я появилась на свет, что было раньше? У меня есть пульт управления от машины времени и если вы не побоитесь и отправитесь в путешествие я буду вам очень благодарна».Воспитатель: Ребята поможем монетки, отправимся в путешествие?Дети: ------Воспитатель: Ребята давайте отравимся в прошлое и узнаем, откуда появились деньги и наша монетка.Дети заходят в «машину времени» берутся за руки.I. Мы оказались в древние мире (обмен)Воспитатель: Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Это был древний мир. Люди просто обменивались полезными необходимыми вещами. Деньги заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, фигурки из слоновой кости, бусинки, камешки. Гончары менялись кувшинами и горшками, земледельцы - зерном и маслом, скотоводы –шерстью, мехом. Так люди обменивались различными предметами из своего труда.Воспитатель: Дети, видите, как было неудобно обмениваться друг с другом без денег, нужно было носить какой-то товар с собой, чтобы обменяться. Это было тяжело, занимало много места, в карман не положить как деньги. Попробуем и мы как когда то люди справлялись без денег, меняли один товар на другой. Обмениваются плодами своего труда.Игра «Обмен»- Дети мы разделимся на три команды, и каждому из вас я раздам медальки с изображением товара, которого у вас нет, то вы очень хотите его у кого ни будь выменять.-А в руки вам дам карточки с изображением товара который у вас есть, и вот вы должны постараться так произвести обмен чтобы получить нужную необходимую вам вещь.Воспитатель: Понравилось вам обмениваться своим товаром? Получили желаемый результат? Какие вы молодцы справились с задачей и обменяли один товар на другой. Состоялся ОБМЕН. Ребята наша машина времени включилась, скорей отправляемся дальше в путешествие.II. Мы оказались в Древнем Египте, Междуречье (каменные –металлические деньги). Воспитатель: Дети мы оказались с вами в Древнем Египте, Междуречье.В те времена и изобрели заменитель вещи, на которую будет обмениваться нужный товар - первые в мире деньги. Первые деньги были каменными. Тогда деньги существовали лишь в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, удлиненными, полукруглыми и, конечно же, круглыми. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее. Деньги изготовляли из драгоценных металлов золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. И рисунок наносили на монетки, какой угодно. Но это были драгоценные металлы и люди стали чеканить деньги из метала. Так появились металлические деньги- монетки. Кстати, когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка.Работа за столами. Давайте и мы попробуем, как это делали в древности, будем мастерами, берем палочки и по «металлу» выдавливаем нужный рисунок. Это могут быть точечки, или различные элементы.Воспитатель: Вот и мы с вами изготовили монетки, на которые мы нанесем свой неповторимый узор. Справились с заданием, скорей отправляемся дальше в путешествие.III. Мы посетим древний Китай (бумажные деньги).Воспитатель: Ребята мы с вами оказались в древнем Китае. Дети надевают китайские шапочки. У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. И поэтому люди придумали выход. Так впервые появились на свете бумажные деньги. Появились они в Китае, 812 году н. э..сначала они были очень большого размера как лист бумаги. Причина появления бумажных денег в Китае довольно проста: на территории Китая не хватало полезных ископаемых золота, серебра, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага, которая производилась из коры тутового дерева. А расписывались бумажные деньги иероглифами- китайскими буквами.Физминутка.Звучит китайская мелодияЧто за волшебная музыка звучит, а она нам позволит превратиться в:• Красивых птиц• Деревья, которые качаются на ветру• Сакура- вишневое дерево распускающая свои цветы• И засыпающая белая птица, складывающая свои крылья• Вода, бегущая в ручьеИ наш волшебный ручей привел нас в китайскую мастерскую.«Китайская мастерская».Воспитатель: каждому из вас у вас приготовлены заготовки для росписи, и вы как это в древности делали китайские мастера, должны кистью, закрасить трафарет образца иероглифа (дети работают за столами) китайская мелодия.Воспитатель: После того как первые европейцы посетили Китай, в Европе и в других странах постепенно большой популярностью стали пользоваться бумажные деньги, использование которых было намного более удобным, чем металлических монет. Дети покажите, как вы выполнили свою работу китайских мастеров. Дети вынимают образцы. Каждый иероглиф имеет свое значение, у Сережи- счастье, Кати- Солнце, Даша-Достаток.Воспитатель: дети возвращаемся на нашу машину времени, куда она нас перенесет.И видят, что в машине времени появились маленькие кошельки.Воспитатель: Что за волшебство. Ребята заходите в машину времени и возьмите кошельки в руки. Что же там таково интересного. Это, наверное, Копеечка нам сюрприз приготовила.III. Мы вернулись назад в наше время (рубли)Воспитатель: Ой, ребята, мы вернулись в наше время, что мы видим? На экране появляются картинка с изображение Белова, Кемерова. Ну вот, а это наша страна Россия. Как называется страна, в которой мы живем? Мы знаем, что в каждой стране есть свои деньги. Называются они по-разному. И в нашей стране деньги называют РУБЛИ. Как называются деньги в нашей стране?Дети: Рубли.Воспитатель: А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ? Давайте откроем свои мешочки. Что в мешочках.Дети достают монетки-копеечки. А это металлические деньги –монеты- и называем мы их КОПЕЙКОЙ. Слово КОПЕЙКА произошла из-за того что на монете изображен всадник с копьем. Дети достают смотрят.Дети, а бумажные деньги есть в вашем мешочке?Дети: Да.Воспитатель: Бумажные деньги называем купюрой. Дети, какие мы молодцы. Мы выполнили задание нашей золотой копеечки. Узнали всю историю ее появления. И даже поучаствовали в ней.Звонит по скайпу --- МОНЕТКА.МОНЕТКА: Дети вы справились с моей просьбой, узнали историю моего появления.Дети : ДА• Как люди поступали, когда не было денег? Дети: Люди менялись товаром, осуществляли обмен• Какими были самые первые деньги?Дети: Каменные, золотые, железные• Какую форму они имели?Дети: Круглую, квадратную, полукруглые, продолговатую.• В какой стране впервые придумали бумажные деньги?Дети: В Китае• Как называются бумажные деньги?Дети: купюры• Как называются деньги в нашей стране (России)Дети: Рубли.• Спасибо огромное ребята, теперь я знаю историю своего появления, загляните еще раз в «Большой кошелек»Дети отрывают «Большой кошелек» и достают шоколадные монетки- СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ от Монетки.ЗаключениеНа современном этапе развития экономических отношений все чаще возникает вопрос о развитии экономических представлений ребенка. Успешность прохождения в детстве экономической социализации формирует последующее отношение детей дошкольного возраста к различным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность. Экономическое воспитание – это одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. Содержание экономического воспитания дошкольников включает в себя: формирование представлений о труде как ведущей категории экономической науки; формирование представлений о деньгах, о семейном бюджете; знакомство с рекламой; формирование полезных навыков и привычек в быту.Занятия по экономике можно проводить в различных формах. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины. Однако, прежде всего, необходимо создать в группе предметно-развивающую среду – то пространство, в котором ребенок живет и развивается.При изучении новых тем и при закреплении старых активно необходимо использовать элементы теории решения изобретательских задач: дети определяют различные потребности человека, животных, растений, используя морфологические таблицы, фантастические гипотезы, игры «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Верно-неверно». Кроме задач, можно предложить детям много интересных и познавательных заданий: ребусы, головоломки, проблемные ситуации, загадки на темы экономики. Особенно любимы детьми «практические занятия».Итак, экономическое воспитание имеет ярко выраженный прикладной характер и поэтому приемы и методы его осуществления должно вычленить из общего арсенала педагогических приемов и методов. Они должны носить характер «погружения» и, в большей степени, активный. Это, прежде всего,  на каждом шагу побуждение к дискуссии и высказыванию своей позиции по любому затронутому на занятии вопросу, это обязательное подведение итогов воспитателем с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей. Постепенное усложнение работы по формированию экономических представлений у дошкольников способствует:
  • формированию экономического сознания дошкольника;
  • приближению к реальной жизни;
  • пробуждению экономического мышления;
  • получению знаний об основных профессиях;
  • обогащению детского словаря;
  • выработке таких качеств как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца;
  • возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.
  • Для экспериментального изучения проблемы экономического воспитания дошкольников нами было проведено анкетирование воспитателя детского сада. По результатам анкетирования мы пришли к выводу, что В. И. Зубрицкая имеет слабое представление о способах, приемах и методах, которые необходимо применять в процессе экономического воспитания. Сложность осуществления экономического воспитания, в недостаточной экономической грамотности педагогов,  а родителей, в большинстве  своем, и в педагогике, и в экономике, а тем более в сочетании этих наук. Поэтому нами был сделан вывод о целесообразности формирования у воспитателей знаний и умений использования различных методов и приемов в процессе экономического воспитания. С этой целью, на наш взгляд, необходима специальная программа обучения воспитателей (семинары, консультации и т.п.)Кроме того, в рамках данной работы нами были разработаны методические рекомендации по экономическому воспитанию дошкольников и примерный план-конспект занятия.ТерминологияЭкономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.Экономия - бережливость при расходовании чего-нибудь.Бюджет - схема доходов и расходов определённого объекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.Пенсия - регулярное (ежемесячное) денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые: достигли пенсионного возраста (пенсии по старости), имеют инвалидность, потеряли кормильца.Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный , принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с  и  в целях финансового обеспечения деятельности  и (или) .Инфляция - повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.Потребности - нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.Бизнес - инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение дохода и развитие собственного дела.Труд - целесообразная, сознательная  человека, направленная на удовлетворение  индивида и . В процессе этой деятельности человек при помощи  осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.Капитал - стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством эксплуатации наёмных рабочих. Капитал не просто стоимость, а самовозрастающая стоимость.Выгода – термин налоговых законодательств ряда стран, означающий поступления за выполненные работы, оказанные услуги в иных формах, кроме денежной, включая натуральную оплату труда, предоставление бесплатных или субсидируемых питания, жилья, автомобилей и иных транспортных средств, услуг компаний, акций компании по заниженным ценам, кредитов на льготных условиях и т.д. Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.Прибыль -  положительная разница между суммарными  (в которые входит  от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и  на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.Зарплата - денежное выражение стоимости рабочей силы.Стипендия - регулярная финансовая помощь в виде оплаты стоимости обучения, а иногда и выдачей ежемесячного пособия учащимся, как правило, средних специальных и высших учебных заведений, а также аспирантам и докторантам.Список литературы
  • Авдеева, Н. Н. Влияние телевизионной рекламы на детей и подростков / Н. Н. Авдеева, Н. А. Фоминых // Человек. – 2003. - № 1. – С.12-16.
  • Голуб, Л. А.  Экономическое воспитание дошкольников / Л. А. Голуб // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – С.34-35.
  • Гусева, Т. В. Экономическая социализация детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Гусева // Конференция «Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности». – Северодвинск: СФ ПГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. – 210 с.
  • Зюбин, Л. М. Психология воспитания: Учебное пособие / Л. М. Зюбин. – М.: Высшая школа, 1991. – 96 с.
  • Иванова, Н. Г. Что такое «экономика»? Проект для детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 2. – С.12-14.
  • Йулли, Б. Как воспитать правильное отношение к деньгам / Б. Йулли // Семья и школа. – 2007. - № 6.- С.10-14.
  • Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников / Е. А. Курак. – М.: СФЕРА, 2002. – 80 с.
  • Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. – М.: Изд-во политической литературы, 1990 – 416 с.
  • Поляков, С. Д. Технологии воспитания: Учебно-методическое пособие / С. Д. Поляков. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
  • Прусенкова, Н. Рекламные крошки. Дети воспринимают рекламу совсем не так, как хочет заказчик / Н. Прусенкова // Новая газета. – 09.03.2006.
  • Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / А. А. Смоленцева. – М.: Детство-пресс, 2008. – 120 с.
  • Фенько, А. Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации / А. Б. Фенько // Вопросы психологии. – 2000. - № 2. – С.46-52.
  • Хоменко, И. Дети и деньги: какой должна быть финансовая свобода ребенка? / И. Хоменко // Первое сентября. – 2005. - № 67.
  • Шурманова, С. Н. Экономические игры / С. Н. Шурманова // Первое сентября. – 2006. - № 4.