СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НА УРОКАХ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НА УРОКАХ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Татьяна Ивановна Алакина

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.(из опыта работы учителя химии МБОУ «СШ №11 города Павлово Нижегородской области Алакиной Татьяны Ивановны) «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.» Генрих Гейне Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Здоровье человека зависит (по данным исследований Всемирной организации здравоохранения):на 50% – от образа жизни;на 25% – от состояния окружающей среды;на 15% – от наследственной программы;на 10% – от возможностей медицины.И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей. Проблема формирования здорового образа жизни школьников нашла отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте, который определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,которые сформулировал Н. К. Смирнов:o «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.o Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.o Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.o Субъект-субъектные  — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.o Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.o Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.o Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.o Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.o Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.Химия - один из самых трудных предметов в средней школе. Но у моего предмета очень большие возможности. Именно на уроках химии можно сформировать у ребят необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Технология обучения и воспитания на основе системно – деятельностного подхода - одна из основных образовательных технологий в моей работе.Но сегодня я хотела бы остановиться на одном из принципов здоровьесбережения - Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии.На своих уроках, начиная с 8 класса, отвожу большое внимание правилам техники безопасности, что очень важно для ребят, что пригодится им в жизни.
  • Первая помощь в домашних условиях при попадании на кожу кислоты.
  • Первая помощь в домашних условиях при попадании на кожу щёлочи.
  • На уроках химии стараюсь подбирать задания, которые имеют практическую направленность. Например, в 9 классе при изучении темы «Углерод, его соединения», обсуждаем следующие вопросы:
  • Почему категорически запрещается длительная работа двигателей внутреннего сгорания автомашины, трактора в закрытых или слабо проветриваемых помещениях?
  • Какова первая помощь при отравлении угарным газом?
  • Почему в домашние холодильники рекомендуется помещать по несколько таблеток карболена (активированного угля)?
  • В некоторых вулканических местностях углекислый газ выделяется из трещин земной коры и накапливается в больших количествах в пещерах и долинах. Таковы знаменитые «Собачья пещера» около Неаполя и «Долина смерти» на острове Ява. Животные, чаще всего собаки, попадая в такие места, погибают, а взрослые люди – нет. Подумайте, почему в этих местах оксид углерода (IV) оказывает удушающее действие только на животных невысокого роста.
  • При изучении темы «Сера, её соединения, свойства» обсуждаем следующие вопросы:
  • Почему для лечения больных используют сероводородные ванны, хотя сероводород токсичен для человека? Объясните механизм воздействия сероводорода на организм человека.
  • Правила разбавления серной кислоты водой
  • При изучении различных тем обращаю внимание ребят на то, что очень многие вещества входят в состав синтетических моющих средств. А так как не все из них являются безопасными для нашего здоровья, то необходимо соблюдать правила обращения с ними. В КИМах Основного Государственного экзамена в 9 классе есть вопрос, который как раз и касается вопросов безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни, химическое загрязнение окружающей среды и его последствияПроектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья. Совместно с учениками подготовили проекты «Жевательная резинка», «Синтетические моющие средства», «Чипсы: польза или вред», «Майонез – полезный или вредный продукт», «Исследование покупных и натуральных соков», «Пищевые добавки», «Свинец – загрязнитель окружающей среды».В ходе исследований различных продуктов питания ребята знакомятся с их составом, влиянием веществ на организм человека. Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии — это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопрос охраны здоровья детей в настоящее время является злободневным и актуальным. Человек, не знающий о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья. Знакомство с вредными воздействиями бытовых и производственных химических соединений на человека и природу – это необходимый обязательный компонент химического образования.Список литературы:3.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.Адреса сайтов