"Подвижные игры"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Подвижные игры"
Автор: Литвинова О.С.

Методическая разработка по физической культуре дошкольных учреждений.Составлена инструктором по физической культуре Литвиновой О.С.СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯКАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«Известно, что дошкольники проявляют интерес к двигательной деятельности вообще. Они любят побегать, не очень задумываясь над тем, что это является средством их физического и психического развития» (Е.П. Ильин). Но почему мы сталкиваемся с проблемой угасания интереса, а затем внимания и активности, у детей дошкольников на занятиях по физической культуре? Интерес – это не врожденные свойства личности, а результат её формирования, обусловленный окружением, сферой и характером деятельности. Во многом от заинтересованности ребенка зависит и эффективность двигательной деятельности. В дошкольном периоде активно формируется становление интересов к широкому кругу социальных явлений, выходящих за рамки личного опыта. Именно в этот период очень важно создать условия для развития у детей интереса к различным видам деятельности. Развитие интереса к занятиям физической культурой у дошкольников одна из актуальных проблем современности, так как в основном непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в детском саду проходит традиционно. Что же делать? Нужно искать пути повышения эффективности двигательной деятельности детей, включая в содержание такой учебный материал, который доставлял им радость, удовлетворял естественную потребность в движении, непосредственно способствовал разностороннему развитию ребёнка и укреплению здоровья.   Одним из таких путей является использование в работе с детьми сюжетно – тематических занятий по физической культуре, которые повысят интерес к физкультурным занятиям и сделают их действительно развивающими, оздоровительными, интересными, увлекательными. Целью такого процесса должно стать формирование у ребенка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека — в здоровом образе жизни. Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является основой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, физически развивающийся ребенок бывает подвижным, жизнерадостным, любознательнымРабота по физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста — игровой, а двигательно-игровая деятельность — это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Создание такой двигательно-игровой среды можно достичь, организовывая сюжетно-тематические занятия, на которых ставятся следующие задачи:
  • закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
  • развивать психические способности и эмоциональную сферу;
  • развивать музыкально-ритмические способности детей;
  • воспитывать интерес и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
  • воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию;
  • способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.
  • Классическое физкультурное занятие Вводная часть - это разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Упражнения данной части занятия направлены также на мобилизацию внимания детей. Содержание вводной части включает построения, перестроения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, подвижные игры, игровые упражнения. Заканчивается вводная часть ходьбой и дыхательным упражнением.Содержание основной части занятия разнообразно. Это упражнения общеразвивающего характера (ОРУ) из различных исходных положений (и.п.) с предметами или без них, а также основные виды движений (ОВД) и подвижная игра. Вариативность содержания основной части определяется формой проведения занятия. В этой части сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, чем и обеспечивается оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм младшего дошкольника. Почти все упражнения взрослый показывает сам. Но некоторые из них может показать ребенок, особенно во втором полугодии. Использование разнообразного (стандартного и нестандартного) оборудования и инвентаря позволяет сделать комплексы упражнений более интересными и показать младшим дошкольникам варианты одного и того же упражнения.Основные виды движений планируются по 2-3 вида на одно занятие. Условием, обеспечивающим освоение детьми двигательных навыков, является подбор основных видов движений для каждого занятия с учетом их физиологической сочетаемости и постепенного усложнения. Это достигается двукратным повторением каждого занятия в течение недели (иногда с небольшими изменениями) и подбором основных движений, которые на этапе закрепления или совершенствования выступают средством не только стимуляции нагрузки, но средством оживления двигательного опыта детей.Подвижная игра (сюжетная или бессюжетная) является завершающим аккордом в плане эмоциональной и физической нагрузки.Таким образом, разнообразная и увлекательная по содержанию основная часть занятия позволит педагогу эффективно реализовать поставленные задачи.В заключительной части необходимо привести организм ребенка в относительно спокойное и ровное состояние. Этому будут способствовать: ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения на расслабление и релаксацию, пальчиковая гимнастика, игра малой подвижности (хороводная) и т.п. Продолжительность заключительной части — до 2 минут.Используя структуру классического физкультурного занятия, обогатив его сюжетом, мы получаем сюжетные занятия, увлекающие своими действиями детей.В младшем и среднем возрасте используются преимущественно комплексные, сюжетные, игровые, а также сюжетно-игровые занятия, в которых сюжетная линия органично проходит через различные игры и упражнения. Такой подход при выборе формы проведения, прежде всего основан на том, что игра в этом возрасте для детей является ведущим видом их деятельности и усвоение программного материала в игре, сюжете, комплексе с другими элементами (развитие речи, математика, познание окружающего мира и т.п.) будет наиболее рациональным и эффективным. Сюжетные занятия представляют собой мини-спектакль, разыгрываемый детьми с помощью различных физических упражнений. Структурными составляющими его могут быть подвижные игры различной степени подвижности, игры, представленные в виде мини-сказок, а также упражнения, гармонично отражающие сюжетную линию занятия, сказочные (не сказочные) персонажи и т.п. Данные занятия будут способствовать не только накапливанию детьми двигательного опыта, но и расширению кругозора детей, развитию их познавательных психических процессов. За основу берется структура классического физкультурного занятия, содержание которого согласуется с сюжетом. Тематика такого занятия должна соответствовать возрастным возможностям детей и их компетентности. Например, для детей младшего дошкольного и среднего возраста «Курочка - красавица» строится по сказке «Курочка ряба», «Волк и козлята» по сказке «Волк и семеро козлят» (приложение №1). Для младшего возраста занятие строится с возрастными особенностями детей данного возраста, по общепринятой структуре: вводной, основной и заключительной, в каждой части решаются свои задачи и в соответствии с особенности развития детей данной группы. В средней группе дается усложнение основным движениям, увеличивается количество ОРУ, физическая нагрузка.Сюжетные-тематические занятия объединены по темам: сказка, путешествие, животные, времена года и распределены в учебном плане на год.Таким образом, учитывая поэтапность (обучение, закрепление, совершенствование), программные задачи решаются посредством представленных форм физкультурных занятий через игровые методы и приемы.Структурные части предлагаемых физкультурных занятий включают также различные дополнительные компоненты, среди которых дыхательная и пальчиковая гимнастики, психогимнастика, упражнения для релаксации.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗанятия физической культурой в детском саду призваны удовлетворить биологическую потребность растущего организма в двигательной деятельности, давать ребенку возможность ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом, а интересные сюжетно - тематические физкультурные занятия во многом способствуют этому, обеспечивают оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы, обеспечивают физическое и умственное развитие детей, помогают лучшему восприятию и запоминанию. У детей формируются положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развиваются умения быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.    На сюжетно-тематических занятиях у ребят формируется положительное отношение к физической культуре в целом, обогащается двигательный опыт, формируется умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие. Развивается ловкость, быстрота, смекалка. Дети на занятиях сюжетного вида совершенствуют координацию движений, равновесие, следят за положением своего тела в разнообразных упражнениях, стараются соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, ориентироваться в пространстве.         СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду Младшая группа. ФГОС»,Москва, Мозаик-Синтез, 2014 г.
  • Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском садуредняя группа. ФГОС», Москва, Мозаик-Синтез, 2014 г.
  • Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Старшая группа. ФГОС», Москва, Мозаик-Синтез, 2014 г.
  • Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду Система работы в подготовительной к школе группе. ФГОС», Москва, Мозаик-Синтез,
  • 2014 г.
  • Щербак А.П. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», Москва, ГИЦ «Владос», 1999 г.
  • Разработала инструктор по физической культуре Литвинова О.СОрганизация двигательной деятельности детей среднего возраста образовательная область «Физическое развитие»Сюжетно – тематическое (времена года) «Прогулка в осенний лес».Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.Задачи: Учить детей построению в колонну по одному, ходьбе, бегу, врассыпную.Упражнять в прыжках на полусогнутые ноги, упражнять в равновесии.Расширять представления детей о растениях лесов Севера.Оборудование для детей: листочки по количеству детей, мяч большой, 4 дуги, мячи по количеству детейОрганизация двигательной деятельности детей среднего возраста образовательная область «Физическое развитие»Сюжетно – тематическое (транспорт) «Самолет».Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.Задачи: Упражнять в построении, поворотах направо, налево, кругом, в ходьбе, беге.Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метанииУчить лазать на гимнастическую стенку, принимая правильное положение рук и ног, не пропуская реек.Учить замечать красоту природного окружения, видеть взаимосвязь м/д явлениями природы.Оборудование для детей: флажки по количеству детей количеству детей, мячи для метания по количеству детейОрганизация двигательной деятельности детей старшего возраста образовательная область «Физическое развитие»Сюжетно – тематическое «На корабле».Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. совершенствование навыков коллективной игры, применение ранее полученных знаний и умений.Задачи: Учить четко выполнять повороты, размыканию от направляющего.Учить сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке боком с мешочком на голове Упражнять в прыжках в высоту с разбега, в метании вдаль.Совершенствовать прыжки в длину с места. Оборудование для детей:3-4 скамейки, мячи для метания по количеству детей. Организация образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе образовательная область «физическое развитие»по теме «Мы спортсмены»Цель НОД : Формирование у детей интереса к физкультурным занятиям, через игры и упражнения.Задачи образовательных областей:Образовательные: Формировать потребность в двигательной активности. Совершенствовать технику движений, добиваясь легкости, точности, выразительности. Развивать ловкость, прыгучесть, точность движений, глазомер, точность при переброске мяча.Развивать умение перестраиваться из одной колонны в две. Учить в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по узкой стороне скамейки, упражнять в приземлении на полусогнутые ноги в прыжках со скамейки.Оздоровительные: Формировать опорно-двигательную систему организма, сохранять правильную осанку. Развивать силу, быстроту, выносливость. Воспитательные: Воспитывать морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.) Учить действовать командно в играх соревнованиях.Оборудование для педагога: Проектор, экран, цветные сигналы.Оборудование для детей: Гимнастическая скамейка, канат, большие резиновые мячи на подгруппу