«НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ НАБЛЮДАТЬ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ НАБЛЮДАТЬ»
Автор: Гизаева Саида Сайпудиновна
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ«НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ НАБЛЮДАТЬ»Составила по опытным материалам: Гизаева С.СВсестороннее воспитание начинается с самых ранних лет жизни, и большаяроль в этом принадлежит дошкольным учреждениям — в соответствии сФГОС ДО первому звену в системе образования.Цель дошкольного образования состоит в создании условий длямаксимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка,гармоничного развития его личностных качеств, осознание ребенком самогосебя, своих возможностей и индивидуальных особенностей. Это взначительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу,сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными емуособенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок —индивидуальными особенностями. Знание возрастных и индивидуальныхособенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателюуспешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии ивоспитании со ступеньки на ступеньку.«До семи лет дети особо восприимчивы – подчеркивает С. Рерих – первыеяркие впечатления откладываются на всю жизнь, во многом определяядальнейшее развитие». Рерих писал о необходимости с самого раннеговозраста привлекать внимание детей к особым приметам красоты, которыенас окружают. Дети часто без помощи взрослого не могут видеть этиприметы красоты, красоту природы, в чем мы взрослые должны им помочь, ив частности через один из методов воспитания детей - наблюдение.Наблюдение - как основной метод познавательно – исследовательскойдеятельности дошкольников.Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира,выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения,устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следуетучить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умениесосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять надувиденным, выражать мысли словом (, )Наблюдение — это специально организованное воспитателемцеленаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятиедетьми объектов и явлений природы, окружающего мира. Этосложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие,мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Целью наблюденияможет быть усвоение разных знаний: установление свойств и качеств,структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развитияобъектов (растений, животных) сезонных явлений.В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт,знания и умения ребёнка. И так же в процессе наблюдения формируетсяосновное содержание знаний дошкольников — представления о предметах иявлениях окружающего мира. Его сущность заключается в чувственномпознании природных объектов, в познании их через различные формывосприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое,обонятельное и др.Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюденияобеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдениенеобходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобыполученные знания усвоились. Так как наблюдение требуетсосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулироватьего по времени, объему и содержанию.По мнению наблюдение является результатом осмысленного восприятия, впроцессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. В связис этим немаловажно содержание наблюдения. С одной стороны, наблюдениеявляется источником знаний, а с другой - оно само требует наличияопределенных знаний как отправных моментов наблюдения. Таким образом,содержание наблюдений включает сенсорную информацию, которая исходитот самих объектов и которую дети могут получить самостоятельно приусловии специальной педагогической организации наблюдений.Рубинштейн подчеркивает, что наблюдение – это не только восприятие, но и«в высшем своем проявлении наблюдение – это деятельность,самостоятельно организуемая самим наблюдателем». Таким образом,наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов иявлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, вней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивоевнимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значениеимеют опыт, знания и умения ребенка.Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным.Необходимость и значение его использования связаны прежде всего схарактером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запаснакопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления,т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярчепредставление, тем легче ребенку использовать его в практической ипознавательной деятельности. А для этого необходимы частыенепосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в тойили иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают весёлые луга илеса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега,ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает удетей живой интерес, любознательность, речевую и игровую активность [5]Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях вовсем ее многообразии, в простейших, наглядно представленныхвзаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступнынепосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношенийформирует элементы материалистического миропонимания природы.Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природойприучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит кразвитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задачумственного воспитания.Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетическихвпечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитательиспользует разные виды наблюдения. Для формирования у детейпредставлений о разнообразии растений и животных, объектов неживойприроды, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств,признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Онообеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.Используется и наблюдение, способствующее формированию представленийо росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе рядзадач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развиваетнаблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости отпознавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.Необходимо подчеркнуть значимость наблюдения как познавательногопроцесса. Педагогический процесс, направленный на формированиенаблюдения, должен обеспечить накопление и систематизацию знаний, атакже все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемомуобъекту.Классификация видов наблюденияОрганизуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе рядзадач: формирует у детей знания о природе и социальном окружении, учитнаблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. Взависимости от познавательных задач воспитатель использует различныевиды наблюдения.В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно можетбыть индивидуальным, групповым и фронтальным.Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшимигруппами (в 3—6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависитот цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих передвоспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за животными ирастениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуетсяфронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, смаленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголкеприроды целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или снебольшими подгруппами.В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бываетэпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формированиязнаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различатьформу, цвет, величину, пространственное расположение частей, характерповерхности, а при ознакомлении с животными — характер движения,издаваемые звуки и т. д.Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонныхизменениях в природе используется более сложный вид наблюдения —длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояниеобъекта с тем, что было раньше.Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-тоотдельным признакам определить состояние предмета (например, по цветуземли в цветочных горшках определить необходимость поливки, поповедению рыб в аквариуме — необходимость частичной смены воды). Иливосстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошелили проехал, по цвету ягод — спелые они или нет). Этот вид наблюденияпредполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализироватьявление, сопоставлять отдельные данные.