Преподавание химии в классах гуманитарного профиля
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Преподавание химии в классах гуманитарного профиля
Автор: Неделькина Инга Викторовна
Специфика преподавания химии в классах гуманитарного профиляВ настоящее время в общеобразовательной школе химия перестает быть одной из основных дисциплин, не говоря уже о гуманитарном направлении отдельных лицеев и гимназий, как например, наша Мариинская гимназия. В классах и школах гуманитарного профиля в задачу обучения входит раскрытие роли и места химии в формировании естественнонаучной картины мира, в культурной жизни общества.Возникает вопрос о том, зачем учить химию гуманитариям? Химия — наука, тесно связанная с материальным миром. Одних только гуманитарных дисциплин и иностранных языков недостаточно для формирования интеллекта современного человека. Четкое понимание того, как одни явления с неизбежностью порождают другие, составление плана действий, моделирование ситуаций и поиск оптимальных решений, умение предвидеть последствия предпринимаемых действий - эти знания и умения необходимы абсолютно всем. Важнейшая цель школьного образования - это подготовка к будущей взрослой жизни. Выпускник должен войти в нее во всеоружии знаний о мире. А он включает не только мир людей, но и мир вещей, и окружающую природу Чтобы чувствовать себя в современном мире уверенно и безопасно, надо быть с веществом если не на «ты», то хотя бы шапочно знакомым. А эти знания человек получает в школе, на уроках химии. Он может забыть формулу серной кислоты, но обращаться с ней всю жизнь будет с осторожностью. Точно так же он не закурит на бензоколонке, и вовсе не потому, что видел, как горит бензин. Просто в школе на уроке химии ему объяснили, что бензин имеет свойство испаряться, образовывать взрывоопасные смеси с воздухом и гореть. Химически безграмотный человек в нашем мире легко может попасть впросак, причинить вред не только себе, но и окружающим. Статус химии как непрофильной дисциплины в гуманитарных и прочих классах и школах имеет следствием низкую мотивацию на ее изучение для большинства учащихся и, в принципе ,совершенное отрицание предмета.Научить же чему-либо школьника, безразличного к твоему предмету, мягко говоря, трудно. Для этого необходимо организовать такую деятельность учащихся-гуманитариев, которая способствовала бы пониманию ими значимости изучаемого химического материала и его осознанному усвоению.Обеспечить эффективность обучения можно только, если учитывать три составляющие учебного процесса: 1) особенности учебной дисциплины и её место в структуре конкретного учебного заведения (т.е. учет гуманитарного профиля)2) индивидуальные особенности обучающегося как субъекта познания(что может, что хочет и на что способен);3) индивидуальные особенности учителя как организатора процесса познания.При этом необходимо поставить задачи:1.создание комфортных условий для обучающихся, уважение их интересов, желаний и потребностей;2. обеспечение переноса сложившихся интересов учащихся на предмет изученияБудущий выпускник вроде бы определился с выбором, отдав предпочтение гуманитарным дисциплинам. Но, как показывает практика, оказывается, что и в таком классе в итоге, на выходе из 11 класса, находятся обучающиеся, которые идут сдавать химию.Как же решить вопрос в этом случае?Для учащихся-гуманитариев предлагаются, в первую очередь, задания творческого (поисково-исследовательского) характера с учетом их познавательных интересов.Во время изучения, например темы «Углеводороды и их природные источники»,обучающимся предлагается:1.отыскать (несуществующую) формулу бензина. При этом они точно «перелопатят» немало информации об источниках углеводородов и уяснят состав нефти.2.объяснить происхождение словосочетания «черное золото» и как оно относится к химии и к нашей повседневной жизни.3.Выяснить лексические значения слов: алканы, алкены, алкины, алкадиены4.выяснить историческое происхождение понятия «нефть» и все что с ним связано5.что может быть общего у ХУДОЖНИКА с химией.Во-вторых, отдельные фрагменты из художественных произведений могут нести обучающую нагрузку. С большим интересом учащиеся воспринимают химические сюжеты или упоминания о веществах и химических превращениях, встречающихся в произведениях Ж. Верна, А. П. Казанцева, Г. Б. Адамова, А.Р. Беляева, А.Н. ТолстогоМежпредметные связи химии, истории и искусства способствуют повышению у учащихся-гуманитариев интереса к химической науке. Представляется полезным показать в школьном курсе роль химии в развитии живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Ведь именно благодаря накоплению знаний о свойствах веществ и приемах их обработки человеку еще в древности удалось создать керамику, стекло, разнообразные сплавы и материалы, из которых делали не только бытовые предметы и орудия труда, но и великолепные вещи, украшавшие жизнь людей. Раскрывая взаимосвязи химии и истории, важно обратить внимание обучающихся на роль химических знаний на разных этапах истории развития человеческого общества, показать различные области применения одних и тех же веществ у разных народовДля обучающихся, которым знания по химии необходимы на более глубоком уровне гимназия может предложить:1.использование блоков-схем по изучаемым темам с расширенным за рамки учебника материалом(наличие интерактивной доски позволяет с этим справляться)2. использование обучающих интерактивных программ (персональные ноутбуки – возможности компьютерного класса)3.использование на уроке тестирования по изучаемым темам на более глубоком уровне по сравнению с остальными обучающимися в классе4.отработка знаний по изученной теме с использованием ИМТ (интегративно-модульных тренажеров)5.посещение дополнительных предметных курсов6.консультация учителя по скайпу или в соцсети «ВКонтакте»7. участие в предметных олимпиадах, в том числе и дистанционных, конкурсах, научно-практической конференции.Таким образом, формирование содержания обучения химии на базовом уровне в профильных классах в нашей гимназии строится по следующему принципу