Чтобы предметная среда в детском саду стала развивающей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Чтобы предметная среда в детском саду стала развивающей
Автор: Артеменко Татьяна Викторовна

«Чтобы предметная среда в детском саду стала развивающей»Подготовила воспитатель Артеменко Татьяна Викторовна МБДОУ детский сад №33«Умка» г. Ростов-на-ДонуПредметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в ДОУ. Педагог должен уметь создавать развивающую среду, используя знания по педагогике и психологии. При этом, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать развитие детей и, вместе с тем, не ставить перед ребёнком непосильных задач (это погасит у ребёнка развитие познавательного интереса). При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» ребёнка (Л.С. Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей, что не требует особых усилий, но работает на развитие. Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, умениями, выносливостью, двигательной активностью, усидчивостью, темпераментом и т.д. Именно поэтому воспитатели должны это учитывать и насыщать развивающую среду содержанием, рассчитанным на разный уровень развития детей. Игры, игрушки и пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно, развивающая среда должна постоянно обновляться. Время от времени необходимо вносить новизну, создавать ситуации для стимулирования познавательной активности, но это не значит, что среда должна кардинально меняться. Детям комфортно в своей группе с определённым расположением игровых уголков. Условно содержание развивающей среды можно разделить на 3 категории: «сегодня» - тот материал, с которым дети знакомятся на занятиях или в других формах организованной деятельности; «вчера» - материал исследованный, уже известный, освоенный, используемый в самостоятельной деятельности, в игре; «завтра» - содержание, с которым предстоит познакомиться или расширить о нём представления в недалёком будущем. Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая часть предметной среды, которая окружает ребёнка. Сходство с домашней обстановкой, присутствие милых ребёнку вещей создают для ребёнка комфортные эмоционально-психологические условия. То, что привлекательно, интересно, забавно, ярко, выразительно, загадочно и в то же время знакомо – пробуждает детское любопытство и легко усваивается. Память ребёнка – это его интерес, так считают психологи. Особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти детей тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, строил, вырезал, складывал, составлял, рисовал… Эту особенность детской памяти воспитателю всегда надо учитывать. Не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают, имеют разные интересы. Так, мальчикам требуется больше пространства, они не могут делать одно и то же изо дня в день. Поэтому, при формировании развивающей среды необходимо учитывать гендерный подход.Каждый ребёнок должен иметь широкий выбор разнообразных видов деятельности совместно со сверстниками и индивидуально, для этого в группе должен быть уголок уединения, где ребёнок может побыть один. Важным условием грамотного создания развивающей среды должна быть доступность всего игрового и дидактического материала, возможность подхода к каждому уголку. Для этого необходимо правильно расставить мебель, рационально использовать пространство, что позволяет сэкономить место и, вместе с тем, создать уют. В группах старшего дошкольного возраста используются знаки-символы, схемы, различные маркеры пространства. В построении развивающего пространства целесообразно использовать принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности (отсутствие строгого зонирования). Для гармоничного всестороннего развития ребёнка необходимоучитывать эстетическую составляющую. Поэтому, в оформлении помещений желательно соблюдать единый стиль, при выборе цветовой палитры предпочтение отдавать светлым тонам. Краски группы должны поднимать настроение. В нашем городе цветовое разнообразие окружающей среды недолговечно, поэтому утолить «цветовой голод» ребёнка и развить цветоощущение можно, используя яркие насыщенные пятна в интерьере группы: коврики, игрушки, стенды, детские работы. В группе должно быть очень светло. Желательно, чтобы подсветка была в каждом, удалённом от окон, месте. Формирование р/с должно происходить с учётом мнения детей в отношении организации и содержания среды развития. Не стоит забывать, что ребёнок является не объектом, а субъектом воспитательного процесса. Приветствуется также отражение приоритетного направления работы воспитателя в оформлении развивающей среды. В группе и в раздевалке должна быть создана возможность - каждому ребёнку вывесить свою работу на выставку. Уважая результаты детского труда, мы, с одной стороны, подчёркиваем значимость самого ребёнка и его работы, а с другой стороны, формируем уважение к труду других. Думается, что такой ребёнок, когда вырастет, не будет рисовать на стенах, ломать заборы, топтать клумбы или мусорить на улице. И самое главное: всё должно быть подчинено правилам охраны жизни и здоровья, т.е. развивающая среда, в первую очередь, должна быть безопасной!