Рекомендации воспитателям ДОУ по применению ТРИЗ-технологий с детьми дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рекомендации воспитателям ДОУ по применению ТРИЗ-технологий с детьми дошкольного возраста
Автор: Ведищева Надежда Дмитриевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой областиРекомендации воспитателям ДОУ по применению ТРИЗ-технологий с детьми дошкольного возрастаРазработчикВедищева надежда Дмитриевнавоспитатель I квалификационной категорииПедагогическое кредо «ТРИЗОВЦЕВ» – каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.Девиз «ТРИЗОВЦЕВ»: «Можно говорить все!!!".Система ТРИЗ в обучении детей – это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: «Есть задача – реши ее сам»но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.При использовании технологий ТРИЗ воспитателям рекомендуется выполнять следующие простые правила:
  • Обучение ТРИЗ проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
  • Элементы методики ТРИЗ применяются в работе с детьми всех возрастных групп.
  • Работу стройте на основе органичности. Занятия и игры по теории должны быть естественным дополнением жизнедеятельности детей, а не носить характер отдельных эпизодов, которые никак не связаны с другими режимными моментами.
  • Занятия по методу ТРИЗа (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим и т.д.) планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе.
  • Принцип проведения занятий – от простого к сложному.
  • Готовясь к каждому занятию, следует проводить с детьми предварительную работу: чтение книг по теме и рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, создание выставок. Самое главное – вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности.
  • Прежде, чем провести занятие, следует продумать его цель и задачи в соответствии с программой, уровнем подготовки детей.
  • Важно, чтобы сюжеты к занятиям были близки и понятны детям, пробуждали в них творческую активность, воспитывали положительные качества личности и помогали сориентироваться в мире знаний.
  • Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться.
  • Не давите на ребенка такими словами как «давай скорее», «думай сам», «это неправильно». ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога – помочь, а не заставить.
  • Используйте не специально отобранные, а подручные средства. Любой материал, который находится рядом, может быть использован, если педагог знает, как именно представит его детям и на что обратит внимание.
  • Сочетайте индивидуальную и коллективную форму обучения. Использование сразу девяти экранов мышления возможно лишь с отдельными детьми, а фантазирование и сочинение сказок интересно всем.
  • Не забывайте о том, что методы развития творческих способностей предполагают игровое оформление, это соответствует и психологии детей, и самой идее ТРИЗ: выходить за рамки обыденного, привычного. Воспитатель может использовать игрушки, куклы, переодевание в сказочных персонажей, сюрпризные моменты, шутку, загадку, рассказы о необычных событиях и явлениях. Главное, чтобы они были понятны и интересны детворе.
  • Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.
  • Стремитесь учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения.
  • Обращайте внимание на то, чтобы дети учились возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
  • Обязательно подводите итог, анализ проделанной работы. Дошкольники, особенно старшего возраста, нацелены на результат, они могут критически относиться к своим поступкам, корректировать собственное поведение, поэтому короткий, но содержательный итог игры, занятия и творческой деятельности им важен.
  • Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи.
  • Детям нужно давать только положительную оценку: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо», «молодец» и т.д.
  • Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в ДОУ, и помня эти рекомендации, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие многих психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ВОСПИТАТЕЛЯ – не только приобретение детьми знаний, а постепенное личностное раскрытие ребенка. Работая по этой системе, мы не «формируем» ребёнка по заданной кем-то модели, как гончар «формирует» глиняный горшок на гончарном круге, а выращиваем в каждом ребенке творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем в нём всё то, что связано с личностным развитием. Мы стремимся помочь ребенку вырасти человеком думающим и действующим, умеющим самостоятельно добывать нужные ему знания, способным свободно использовать их для решения жизненно важных задач, т.е. готовым справляться с проблемами в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и житейских. Раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.