"Нейродинамическая гимнастика как средство развития речи детей с ОВЗ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Нейродинамическая гимнастика как средство развития речи детей с ОВЗ"
Автор: Гребенёва Наталья Васильевна

НЕЙРОДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА комплекс упражнений, направленных на развитие интегрированного межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. Предлагаемые специальные игры и упражнения для детей с речевыми нарушениями, позволяют повысить способность мозга ребенка к интегрированной работе. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.Общие рекомендации по проведению нейродинамической гимнастики:
  • Гимнастику рекомендуется проводить ежедневно по 10-20 минут в первой половине дня.
  • Не рекомендуется проводить работу с ребёнком в период болезни и в течение 5-7 дней после, так как в этот период организм ребенка и его нервная система ослаблены.
  • Во время проведения гимнастики необходимо исключить все отвлекающие факторы: посторонние разговоры, работающий телевизор, игрушки и т. д.
  • Перед выполнением упражнений взрослому необходимо объяснить ребёнку, как выполняется то или иное движение, а затем закрепить объяснение показом движения в медленном темпе.
  • И самое главное: ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ, покажите ребенку пример — выполняйте задания вместе с ним!
  • 1-Й КОМПЛЕКСПредложите ребенку:
  • Постучать по столу расслабленной кистью левой руки, а затем — правой в течение 10 секунд.
  • «Кулак-ребро-ладонь». Повернуть левую кисть на ребро, согнуть пальцы в кулак, затем выпрямить. Сделать то же самое правой рукой. Движения выполнить поочередно по 5—6 раз каждой рукой.
  • Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев обеих рук. Пальцами левой руки е усилием нажать на пальцы правой, затем наоборот. Отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно
  • Вам потребуются: 4 счётные палочки.
  • Счётные палочки раскладываются на столе перед ребенком. Задача ребёнка — брать их по одной одноименными пальцами правой и левой руки (указательными, средними, безымянными, мизинцами).2-Й КОМПЛЕКСПредложите ребенку:
  • Опереться на стол ладонями, с усилием нажать на стол сначала левой, затем правой ладонью. Движения выполнить поочередно по 5—6 раз каждой рукой.
  • Постучать каждым пальцем левой руки по столу под счет:
  • 1 раз – большой палец2 раза – указательный палец3 раза – средний палец4 раза – безымянный палец5 раз – мизинецПовторить движения правой рукой.
  • Вам потребуются: досточка для лепки пластилина, кусочек пластилина. Предложите ребёнку раскатать на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами левой руки, затем правой.
  • Вам потребуются: 8 квадратов (5х5 см), вырезанных из фольги.
  • Задача ребёнка брать их по одному, скатывать в плотный комочек: большим и указательным пальцами, большим и средним пальцами, большим и безымянным пальцами, большим и мизинцем. Сначала одной рукой, затем — другой.3-Й КОМПЛЕКСПредложите ребенку:
  • Сжимать и разжимать кисти рук в течение 30 секунд, постепенно ускоряя темп. Затем расслабить руки и встряхнуть их.
  • Вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз. Затем повращать обеими кистями по часовой и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем - разнонаправленно).
  • Правой рукой помассировать левую кисть от запястья к кончикам пальцев, затем – обратно. Повторите эти движения с правой рукой.
  • Вам потребуется: деревянный карандаш.
  • Предложите ребёнку положить карандаш на ладонь, прикрыть его другой ладонью и прокатыватъ карандаш между ладонями. Сначала медленно, а потом быстрее: от кончиков пальцев — к запястью. 4-Й КОМПЛЕКСПредложите ребенку:
  • Похлопать в течение 30 секунд в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались.
  • «Костяшками» сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное движение»). Повторить эти движения с левой рукой.
  • В течение 30 секунд выполнить движения, имитирующие растирание «замёрзших » рук.
  • Вам потребуются: два детских носовых платка.
  • Взрослый берёт носовой платок за уголок и показывает ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагает то же самое сделать ребёнку, сначала одной рукой, потом другой.5-Й КОМПЛЕКСПредложите ребенку:
  • Сжать кисть левой руки в кулак, затем поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. Повторите движения по аналогии для правой руки.
  • Поочередно сгибать и разгибать по 3—4 раза пальцы, начиная с мизинца левой руки, затем повторить движения по аналогии для правой руки.
  • Поднять обе руки ладонями к себе, широко развести пальцы, затем прижать. Движения выполнять в течение 30 секунд.
  • Вам потребуется: деревянный карандаш.
  • Предложите ребенку обрисовать тупым концом карандаша ладонь е широко раздвинутыми пальцами, лежащими на столе, легко надавливая карандашом на межпальцевые зоны.6-Й КОМПЛЕКСПредложите ребенку:
  • Соединить подушечки пальцев левой руки в щепоть, раскачивать кисть в течение 30 секунд, налево и направо. Вправо – пальцы раздвинуть, влево – соединить в щепоть. Повторить движения по аналогии для правой руки.
  • Поставить левую руку локтем на стол. Пальцы сложить в щепотъ. Ритмично наклонять кисть вниз-вверх в течение 30 секунд. Повторить движения по аналогии для правой руки.
  • Выполнить упражнение одновременно обеими руками: двигать кистями обеих рук из положения висящих (опущенных) вниз кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.
  • Вам потребуются: глубокая миска, два блюдца, по 5 бусинок разного цвета (красного и зеленого).
  • Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов. Справа и слева от мисочки поставьте два блюдца. Предложите ребенку «сложить» в одно блюдце все бусинки красного цвета, а в другое — зелёного цвета. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (большим, указательными и средним), обязательно чередуя руки: берем бусинку правой рукой, кладём её в блюдце, стоящее справа от мисочки, затем берём бусинку левой рукой, кладём её в блюдце, стоящее слева от мисочки.
  • 7-Й КОМПЛЕКСПредложите ребенку:
  • Вытянуть кисти рук вперед ладонями вниз. Пальцами обеих рук (кроме больших) производить синхронные движения вниз—вверх в течение 30 секунд.
  • Четыре пальца левой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнить круговые движения в течение 10 секунд. Повторить движения по аналогии для правой руки и выполнить двумя руками одновременно.
  • Вытянуть указательный палец левой руки вперёд, остальные пальцы прижать к ладони. Вращать указательным пальцем в течение 10 секунд. Повторить движения по аналогии для правой руки.
  • Вам потребуется: деревянный карандаш.
  • Предложите ребёнку вращать карандаш на столе большим, указательным и средним пальцами одной, а потом другой рукой. Зaтeм выполнить упражнение двумя руками одновременно.8-Й КОМПЛЕКСПредложите ребенку:
  • Синхронно на правой и левой руке соединять подушечки пальцев, образуя кольцо (большой с указательным, большой со средним, большой с безымянным, большой с мизинцем) в течение 30 секунд.
  • Кончиками пальцев левой руки поочередно (начиная с больших пальцев) дотрагиваться до кончиков одноименных пальцев правой руки в течение 30 секунд.
  • Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать сцепку и с другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.
  • Вам потребуются: чётки или бусы из 17 бусинок, вытянутые в нитку, центральная бусина — другого размера или другого цвета.
  • Ребёнок берёт за края и одновременно обеими руками перебирает по одной бусинке, двигаясь к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны — от середины к концам нитки.ЛИТЕРАТУРА:
  • Т. П. Трясорукова Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. – Рн: Феникс, 2019 (Школа развития).
  • Т. П. Трясорукова Гимнастика для пальчиков – для девочек и мальчиков. - Рн: Феникс, 2012.
  • Т. П. Трясорукова Эффективное развитие: Мышление, движение. речь. Оптимизация психомоторного развития детей дошкольного возраста . - Рн: Феникс, 2013.
  • ГК ДОУ«Детский сад №4 «Берегея»Нейродинамическая гимнастикакак средство развития речи детей с ОВЗ Составитель: учитель-логопед: Гребенёва Н. В.г. Георгиевск, 2024