"Сравнительный анализ двух современных методик развития речи дошкольников"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сравнительный анализ двух современных методик развития речи дошкольников"
Автор: Бурнайкина Ольга Владимировна

Сравнительный анализ двух современных методик развития речи дошкольниковАннотация. На сегодняшний день модернизация сферы образования предполагает, что развитие речи детей дошкольного возраста занимает важное место в воспитательном процессе дошкольных организаций.В статье проведен анализ современных методик по развитию речи дошкольников, выделены их основных и ключевые позиции, направление и технологии. Помимо этого автор определяет положительные и отрицательные характеристики методик развития речи и делает выводы о наиболее эффективной современной методике.Ключевые слова: развитие речи, методика развития речи, дошкольное образование, стандарт образования. Abstract. Today, the modernization of the education sector assumes that the development of the speech of children of preschool age occupies an important place in the educational process of preschool organizations.The article analyzes the modern methods for the development of speech of preschoolers, highlights their main and key positions, direction and technology. In addition, the author identifies the positive and negative characteristics of speech development techniques and draws conclusions about the most effective modern methodology.Keywords: speech development, speech development techniques, pre-school education, education standard.На сегодняшний день проблема речевого творчества дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В них отмечается, что развитие в дошкольном возрасте творческих способностей, постоянно совершенствование речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и логично строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания дошкольников. В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью в формировании личности. Так, именно в процессе связной речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка и речи. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум [3]. Отметим, что речевое развитие является одним из средств формирования личности ребенка. Такое положение подтверждает в своих трудах Л.С. Выготский, который отмечает, что становление личности имеет непосредственную связь с овладением речью, в процессе чего изменение взаимоотношений с окружающими перестраивает отношение ребенка к людям и самому себе [2].Рассмотрим, насколько современных методики, предложенные в программах для дошкольных организаций, которые отражают основные требования и критерии к речевому развитию старших дошкольников. Так, среди популярных методик, используемых в современных дошкольных образовательных организациях выделяется методика развития речи детей дошкольного возраста, предложенная О.С. Ушаковым и Е.М. Струниной [4].Основной целью речевого развития в данной методике является достижение нормы развития речи, которая определена на каждом возрастном этапе, учитывая при этом индивидуальных особенности детей дошкольного возраста.Основными задачами развития речи в методике являются следующие:- воспитание звуковой культуры речи;- словарная работа;- формирование грамматического строя речи;- развитие связности речи при построении развернутого высказывания.При этом методика предполагает, что развитие речи и речевое общение детей дошкольного возраста протекает в процессе осуществления всех видов деятельности, в разных формах, на специально организованных речевых занятий, в игровом процессе и т.п.Работа по развитию речи по данной методике может быть коллективной или индивидуальной.Предполагаемые результаты развития речи по методике О.С. Ушакова и Е.М. Струниной следующие:- владение литературными нормами правилами языка;- свободное использование лексики и грамматики для выражения мыслей и составления развернутых высказываний;- высокий уровень развития культуры общения, наличие умения вступать в диалог с взрослыми и сверстниками;- знание норм и правил речевого этикета, наличие умений использовать их в конкретной речевой ситуации;- умение читать и владеть элементарными грамматическими правилами.Еще одной популярной методикой по развитию речи детей дошкольного возраста является методика развития речи и обучения родному языку, предложенная М.М. Алексеевым и В.И. Яшиной [1].Целью данной методики является обучение детей умению владеть родной речью и навыками речевого общения.Среди задач методики, которые направлены на развитие языковой способности дошкольников, выделяется направленность на формирование коммуникативно-речевых умений и навыков:1. Умение связно излагать свои мысли в устной форме.2. Умение понимать речь в ее звуковом оформлении.3. Умение письменно излагать свои мысли.4. Умение понимать речь и пересказывать.Методика предполагает, что основное внимание в дошкольном возрасте уделяется развитию устной речи и навыков речевого общения с окружающими.Задачи методики следующие: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.Средствами речевого развития детей, предполагаемые к использованию в методике, является общение взрослого и ребенка, организация эффективной предметной пространственной и культурной языковой среды для дошкольников, обучении родной речи на занятиях и в свободной игровой деятельности, использование средств художественно литературы и разных видов искусства.Таким образом, можем сделать вывод, что обе методики имеют схожие цели и задачи по речевому развитию детей дошкольного возраста, они учитывают индивидуальные особенности развития дошкольников и предусматривают преемственности обучения. Однако, на наш взгляд, методика, которую предлагают М.М. Алексеев и В.И. Яшина, будет иметь меньшую эффективность при работе с современными детьми, поскольку основной упор делает на развитие устной речи дошкольников, тогда как требования современного мира и стандарты второго поколения подразумевают более быстрое развитие детей. Тем самым, методика, предложенная О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, позволит углубить процесс развития речи дошкольников и достичь соответствующих нынешним требованиям построения учебно-воспитательной работы по развитию детей.Литература
  • Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. – М.: Экспо, 2018. – 405 с.
  • Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: ACT, 2018. – 672 с.
  • Левшина Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9. – С. 1988-1992; URL: (дата обращения: 01.12.2018).
  • Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Академия, 2014. – 432 с.