Рабочая программа по литературе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по литературе
Автор: Полесская Ирина Юрьевна

Пояснительная записка
к рабочей программе по литературе для 10-11 классов
(базовый уровень)
Рабочая программа предмета Литература предметной области Русский язык и литература для среднего общего образования составлена на основе следующих документов:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 г. Москва Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (в редакции от 21.11.2015г., в редакции от 22.05.2019г);
Приказа № 345 от 28 декабря 2018 г. О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в ред. Приказов Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 N 233, от 18.05.2020 № 249);
Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 приказ №413(Зарегистрировано в Минюсте России от 07.06.2012 приказ № 24480) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. С изменениями от 29.12.2014 Приказ №1645, от 31.12.2015 Приказ №1578, от 29.06.2017 Приказ №613);
Письма Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации.
Устава образовательного учреждения. Согласно Уставу обучение и воспитание в Школе ведется на русском языке (Положение о языке обучения и языках изучения в МКОУ СОШ №, утвержденное приказом №158 от 25.05.2022г.);
с учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 №2/16-з.
Учебный процесс 10-11 классов строится в соответствии с календарным учебным графиком реализации образовательных программ в МБОУ СОШ №92 на 2022-2023 учебный год. Перечень учебников определяется приказом по МБОУ СОШ № Об утверждении перечня учебников для использования в образовательном процессе на 2022-2023 учебный год
Цели реализации программы:
-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Достижение данных целей способствует приобретению учащимися следующих компетентностей.
Общекультурная литературная компетентность- эмоциональное восприятие и глубокое осмысление литературных произведений; понимание литературы как неотъемлемой части родной и мировой культуры; осознание социокультурной значимости литературы в обществе, значения и специфики художественного слова; знание литературных произведений, обязательных для изучения, основных фактов жизни и творчества выдающихся писателей; понимание авторского замысла; способность к самообразованию в сфере литературы; формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.
Ценностно-мировоззренческая компетентность- сформированность гуманистического видения мира, духовно-нравственных ценностей, собственного мнения и убеждения, способности утверждать и отстаивать их; понимание необходимости литературы для саморазвития и самореализации духовного мира человека, для достижения гармонических отношений индивидуума и окружающего мира; осмысление внутреннего единства разных систем ценностей, отраженных в литературе; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре; удовлетворение духовных запросов учащихся, обусловленных психологическими особенностями старшего подросткового и юношеского возраста, нахождение ими в изучаемых литературных произведениях ответов на волнующие их актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы.
Читательская компетентность- способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне; сформированность собственного круга чтения; способность вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощенными в произведениях; к сопереживанию с героями литературных произведений.
Речевая компетентность- свободное владение основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и использование специфики языка изящной словесности; использование функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества, способствующих достижению высокой информационной культуры учащегося. Цель учебного предмета Литература: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.
Изучение предметной области "Филология" должно обеспечить:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках; сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
Стратегическая цель предмета в 10–11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.
Задачи учебного предмета Литература:
- получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировойлитературы;
- овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
- овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение видеть подтексты);
формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
-формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
-овладение умением определять стратегию своего чтения;
-овладение умением делать читательский выбор;
-формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
-овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
-знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;
-знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).
Формирование читательской самостоятельности – работа в сменяющихся форматах в зоне ближайшего развития читателя (совместное медленное чтение или деятельность по поиску информации, сопровождение или создание читательских мотиваций, условия для продуктивной самостоятельной деятельности) – это ключевая задача учителя, которая во многом определяется изменением его роли в учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
Используемые учебники и методические пособия
Литература. 10 класс: /Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Базовый уровень.– М.: Дрофа, 2020 г.
Литература. 11 класс. Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Базовый уровень– М.: Дрофа, 2019 г.
Методическое пособие к учебнику под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Литература. 10 класс. Дрофа, 2019 г.
Методическое пособие к учебнику под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Литература. 11 класс. Дрофа, 2020 г.
Рабочая программа по литературе в 10-11классах разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (предметная область Филология, учебный предмет Русский язык и литература), с учетом примерной программы среднего общего образования, учебной программы (автор Т.Ф.Курдюмова.) (Литература: программы для общеообразовательных учреждений. 5-11 классы. –М.: Дрофа, 2015).
Литературное образование в старших классах строится на историко-литературной основе. В 10-11 классах изучаются не отдельные произведения, а даётся более полная характеристика историко-литературного процесса, насыщенная интересными фактами, новыми авторами и произведениями.
Деятельность на уроке литературы
Освоение стратегий чтения художественного произведения: чтение конкретных произведений на уроке, стратегию чтения которых выбирает учитель (медленное чтение с элементами комментирования; комплексный анализ художественного текста; сравнительно-сопоставительное (компаративное) чтение и др.). В процессе данной деятельности осваиваются основные приемы и методы работы с художественным текстом. Произведения для работы на уроке определяются составителем рабочей программы (рекомендуется, что во время изучения одного модуля для медленного чтения на уроке выбирается 1–2 произведения, для компаративного чтения должны быть выбраны не менее 2 произведений).
Анализ художественного текста
Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста.
Методы анализа
Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ.
Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания
Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между аналитической работой с текстом, его составляющими, – и интерпретационной деятельностью.
Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов литературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения).
Самостоятельное чтение
Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка литературы к модулю. На материале произведений из этого списка обучающиеся выполняют итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень владения основными приемами и методами анализа текста).
Создание собственного текста
В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация проекта. Критерии оценки письменных работ, посвященных анализу самостоятельно прочитанных произведений, приведены в разделе Результаты.
Использование ресурса
Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).
В данную рабочую программу внесены изменения в связи с введением предметной области Родной язык и родная литература. Уменьшено количество часов по литературе во втором полугодии 2020-2021 уч. года в 11 классе на 18 часов.
Рабочая программа предназначена для изучения литературы на базовом уровне и рассчитана:
Класс
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Всего часов за учебный год
10 класс
3
32
105
11 класс
3
31
85
Всего
190
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Литература (базовый уровень)
Личностные результаты освоения выпускниками средней школы курса литературы:
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми;
- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.
Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература" включают предметные результаты изучения учебных предметов:
"Русский язык и литература" - требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:
1) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
2) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
3) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
4) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
5) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
6) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
7) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
8) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
9) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В результате изучения учебного предмета Литература на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
1. демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
2. в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
-использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
-анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
3. осуществлять следующую продуктивную деятельность:
-давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
-выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
–анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
–анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
–анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
–о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
–о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
–о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
–об историко-культурном подходе в литературоведении;
–об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
–о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
–имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших вечными образами или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
–о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы курса литературы:
- использование понятийного аппарата и научных методов познания;
- умение формулировать и аргументировать свои мысли;
- умение привлекать новый и изученный материал;
- совершенствование устной и письменной речи;
- самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;
- владение некоторыми навыками научной деятельности и представления ее результатов;
- формирование и развитие компетентности в области использования Интернет-ресурсов.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
–договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Содержание учебного предмета
Для определения содержания модулей в программе изложен проблемно-тематический принцип, который позволяет составителю рабочей программы выбрать учебный материал (список произведений для чтения на уроке, для самостоятельного чтения, перечень теоретико-литературных понятий, материал для формирования межпредметных связей, привлекаемый внешкольный ресурс и т.п.).
Деятельность на уроке литературы
Освоение стратегий чтения художественного произведения: чтение конкретных произведений на уроке (медленное чтение с элементами комментирования; комплексный анализ художественного текста; сравнительно-сопоставительное (компаративное) чтение и др.). В процессе данной деятельности осваиваются основные приемы и методы работы с художественным текстом. Произведения для работы на уроке определяются составителем рабочей программы.
Анализ художественного текста
Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста.
Методы анализа
Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ.
Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания
Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между аналитической работой с текстом, его составляющими, – и интерпретационной деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная. Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения).
Создание собственного текста
В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация проекта. Критерии оценки письменных работ, посвященных анализу самостоятельно прочитанных произведений, приведены в разделе Результаты.
Использование ресурса
Использование библиотечных, электронных ресурсов при работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).
10 класс (105 ч.)
Литература конца 19 начала 20 века. Введение
Русская история и русская литература XIX в. В контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной критики.
Теория. Романтизм и реализм в русской литературе XIX в., их развитие и взаимодействие.
Русская литература первой половины XIX века
Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.
Теория. Реализм и его становление.
А.С.Пушкин
Деревня, Вольность, Погасло дневной светило…, Свободы сеятель пустынный…, Подражание Корану (IX. И путник усталый на Бога роптал…), Элегия (Безумных лет угасшее веселье…), …Вновь я посетил…, Пора, мой друг, пора!.., Из Пиндемонти. Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики Пушкина. Вечные темы в поэзии Пушкина. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.
Медный всадник. Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт-Петербурга. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.
Борис Годунов. Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии.
Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.
Теория. Народность литературы.
М.Ю. Лермонтов.
Молитва (Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…), Как часто пестрою толпою окружен…, Валерик, Сон (В полдневный день в долине Дагестана…), Выхожу один я на дорогу…, И скучно и грустно…, Нищий, Мой демон, Монолог, Ангел, Поэт. Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Теория. Реалистическое и романтическое начала в лирике Лермонтова.
Н.В.Гоголь
Невский проспект. Литература середины XIX в. как эпоха Гоголя. Петербургские повести. Образ города в повести Невский проспект. Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. Нефантастическая фантастика Гоголя.
Русская литература второй половины XIX века
Русская литература второй половины XIX в. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Развитие литературы критического реализма. Традиции и новаторство. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Эпические полотна Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Формирование русского национального театра.
А.Н.Островский
Гроза. Жизнь и творчество драматурга. Гроза. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с темным царством. Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символики пьесы. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.
Критика. Н.А.Добролюбов. Луч света в темном царстве, Ап.А.Григорьев После Грозы Островского. Письма к И.С.Тургеневу.
И.А.Гончаров
Обломов. Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: Обыкновенная история, Обломов, Обрыв.
Обломов. История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Глава Сон Обломова и ее роль в произведении. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Обломовщина. Пейзаж, портрет и интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Обломов - роман, утвердивший писателя как классика.
Критика. Н.А.Добролюбов Что такое обломовщина; Д.И.Писарев Обломов; А.В.Дружинин Обломов, роман Гончарова.
Теория. Нарицательные образы – герои художественных произведений.
И.С.Тургенев
Отцы и дети. Очерк жизни и творчества. Творческая история романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций.
Критика. М.А.Антонович Асмодей нашего времени, Д.С.Писарев Базаров, Н.Н.Страхов Отцы и дети И.С.Тургенева.
Теория. Философские позиции автора и героев романа. Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.
Ф.И.Тютчев
Silentium!, Не то, что мните вы, природа…, Умом Россию не понять…, О, как убийственно мы любим…, Нам не дано предугадать…, К.Б. (Я встретил вас – и все былое…), Эти бедные селенья…, Последняя любовь, День и ночь. Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт философ и певец родной природы.
Теория. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.
А.А.Фет
Поэтам, Это утро, радость эта…, Шепот, робкое дыханье…, Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…, Еще майская ночь, Еще весны душистой нега…, Заря прощается с землею…, Облаком волнистым…, На железной дороге. Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природа, оттенков чувств и душевных движений человека.
Теория. Теория чистого искусства.
А.К.Толстой
Двух станов не боец, а только гость случайный…, Средь шумного бала, случайно…, Против течения. Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира А.К.Толстого. Ведущие темы лирики поэта. Взгляд на русскую историю в его произведениях. Влияние романтической и фольклорной традиции на поэзию А.К.Толстого.
Теория. Влияние фольклора на лирику XIX века.
Н.А.Некрасов
В дороге, Вчерашний день, часу в шестом…, Мы с тобой бестолковые люди…, Я не люблю иронии на твоей…, Поэт и гражданин, Рыцарь на час, Элегия (Пускай нам говорит изменчивая мода…), Пророк, Блажен незлобивый поэт…, Внимая ужасам войны…, Зине, О Муза! Я у двери гроба…, Умру я скоро…. Очерк жизни и творчества. Поэт мести и печали. Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзий и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение вечных тем в поэзии Некрасова.
Кому на Руси жить хорошо. История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа, смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Люди холопского звания и народные заступники. Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков.
Теория. Народность творчества.
К. Хетагуров Лирика
Н.Г. Чернышевский Что делать
Н.С.Лесков
Очарованный странник. Краткая справка и жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. Очарованный странник. Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести.
Теория. Сказ в творчестве Лескова.
М.Е.Салтыков-Щедрин
История одного города. Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. История одного города - сатирическая летопись истории Российского государства. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образов градоначальников и глуповцев. Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа и власти. Терпеливость и бесправие народа. Смысл финала Истории…. Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).Обзор романа Господа Головлевы.
Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).
Ф.М.Достоевский
Преступление и наказание. Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски человека в человеке в его произведениях. Преступление и наказание. Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа. Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. Раскольников и его двойники (Лужин и Свидригайлов). Образы униженных и оскорбленных. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. Роль эпилога.
Идиот. Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя – князя Мышкина. Трагический итог его жизни. Христианский идеал человека в романе. Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Образ Настасьи Филипповны, его роль в
Теория. Философская и идейно-нравственная нравственной проблематики романа.
Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура ХХ века.
проблематика. Психологизм. Полифонизм романов Достоевского.
Л.Н.Толстой
Война и мир. Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в Севастопольских рассказах. Автобиографическая трилогия (повторение).
Война и мир. Бородино Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и диалектика души в раскрытии характеров персонажей. Мысль народная в эпопее. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Мысль народная и мысль семейная в романе.
Теория. Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.
А.П.Чехов
Студент, Дом с мезонином, Ионыч, Степь, Палата №6, Дама с собачкой. Чехов-прозаик и Чехов-драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Студент, Дуэль, Дама с собачкой, Анна на шее, Душечка, Ионыч, Степь- выдающиеся рассказы зрелого Чехова. Мелочи жизни на страницах рассказов. Биография настроений как одно из важнейших достоинств этих рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы маленького человека. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение творческого труда как основы подлинной жизни. Мастерство писателя: внимание к детали, импрессионизм, философская глубина, лаконизм повествования, роль подтекста, особое внимание к миру всего живого. Способы создания комического эффекта.
Вишневый сад как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления - основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Пьесы Чехова и их художественное своеобразие. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах Росси и мира.
Зарубежная литература
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIX ВЕКА
Русская литература в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, праведничество, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.
Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе и литературе других народов России. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Содержание и форма.
Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
11 класс (85 ч.)
Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX – начале XX в. Богатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Обогащение реализма достижениями других литературных направлении. Модернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.
Реализм. Развитие критического реализма. Традиции и поиски нового в творчестве писателей-реалистов. Роль писателей-реалистов в литературном процессе рубежа XIX – XX вв.
Теория: литературное направление, литературные направления начала XX в.; традиции и новаторство.
История 20 века и судьбы искусства
Зарубежная литература первой половины 20 века
Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XX в. Развитие реалистических традиций. Литература постмодернизма. Дж. Лондон. Любовь к жизни
Б.Шоу. Пигмалион Г. Аполлинер. Лирика. Э. Хемингуэй. Старик и море. Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути.
Обзор творчества О.Генри, О.Бальзака, Э Гофмана.
Поэзия Д.Байрона, Г.Гейне, А.Рембо.
Русская литература рубежа 19-20 веков
Развитие критического реализма.
И. Бунин. Жизнь и творчество (обзор)
Вечер, Крещенская ночь, Ночь (Ищу я в этом мире сочетанья…), Не устану воспевать вас, звезды!.., Последний шмель, Одиночество, Песня . Традиции XIX века в лирике Бунина. Кровная связь с природой: богатство красочных и слуховых ощущений (А. Блок). Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания дворянских гнезд в повести Деревня.
Господин из Сан-Франциско. Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе. Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы.
Чистый понедельник - любимый рассказ Бунина. Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожиданность финала.
Тема любви в творчестве Бунина. Рассказы Легкое дыхание, Митина любовь, Солнечный удар, сборник рассказов Темные аллеи. Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов.
Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина. Их эстетическое совершенство.
Теория: психологизм.
А.Куприн. Жизнь и творчество (обзор)
Гранатовый браслет. Богатство типажей в рассказах Куприна. Динамичность сюжетов. Олеся. Поиски духовной гармонии. Поэтическое изображение природы. Богатство внутреннего мира героини. ЕЕ трагическая судьба. Гранатовый браслет. Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. Сопоставление чувств с представлениями о любви других персонажей повести. Мастерство Куприна-реалиста.
Теория: Критический реализм. Традиции и новаторство.
Л.А.Андреев.
Рассказ о писателе. Ужасы войны в новелле Красный смех.
М. Горький
Жизнь и творчество. Рассказы Старуха Изергиль, Макар Чудра, Челкаш, Супруги Орловы, Коновалов. Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа Старуха Изергиль.
Пьеса На дне как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Проблема духовной разобщенности людей. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в человека (Сатин). Авторская позиция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.
Поэзия конца 19 – начала 20 века
Серебряный век русской поэзии
Серебряный век как своеобразный русский Ренессанс. Модернизм как одно из направлений в искусстве начале XX века. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе. Отличие модернизма и его просчеты. Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм, футуризм как основные направления модернизма.
Символизм. Истоки. Эстетические взгляды символистов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. Старшие символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус. Младосимволисты: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Неоромантизм младосимволистов.Кризис символизма (с 1910 г.).
В. Брюсов. Творчество, Юному поэту, К портрету М. Ю. Лермонтова, Конь блед, Памятник, Юношам . Брюсов как теоретик символизма. Рационализм, нарочитая отточенность стиля. Культ формы в лирике Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений.
К. Д. Бальмонт. Я мечтою ловил уходящие тени…, Безглагольность, Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…. Основные темы и мотивы лирики Бальмонта. Музыкальность стиха.
Теория: символ в поэтике символизма.
Акмеизм. Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Гумилева Наследие символизма и акмеизм). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэзия Н. С. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой, С. Городецкого и др.
Н. С. Гумилев. Жираф, Волшебная скрипка, Заблудившийся трамвай, Капитаны . Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Россия и Африка. Трагическая судьба поэта.
Футуризм. Возникновение футуризма. Русский футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Отказ футуризма от старой культуры. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих (лесенка Маяковского). Абсолютная новизна как установка футуристов. И. Северянин (эгофутурист), В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский (кубофутуристы). Конец футуризма.
И. Северянин. Интродукция, Эпилог (Я гений, Игорь Северянин…), Двусмысленная слава . Эмоциональная яркость стиха. Оригинальность словотворчества.
В. В. Хлебников. Заклятие смехом, Бобэоби пелись губы…, Еще раз… . Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Теория: тоническое стихосложение.
Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. Клюева, С. Есенина.
Н. А. Клюев. Осинушка, Я люблю цыганские кочевья…, Из подвалов, из темных углов…. Изображение труда и быта деревни, тема родина, особое восприятие городской цивилизации. Религиозные мотивы. Выражение национального самосознания.
Теория: имажинизм.
Творчество А. А. Блока
Жизнь и творчество. Незнакомка, Россия, Ночь, улица, фонарь, аптека…, В ресторане, Река раскинулась. Течет, грустит лениво… (из цикла На поле Куликовом), На железной дороге, Фабрика, Вхожу я в темные храмы…, О доблестях, о подвигах, о славе…, О, я хочу безумно жить…. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы страшного мира. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле на поле Куликовом и стихотворении Скифы. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма Двенадцать - первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Сочетание конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет, герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Творчество В. В. Маяковского
Жизнь и творчество. А вы могли бы?, Нате!, Вам!, Скрипка и немножко нервно, Юбилейное, Лиличка!, Прозаседавшиеся, Письмо Татьяне Яковлевой , Хорошее отношение к лошадям, Необычайное приключение, Ночь, Утро, Я сразу смазал. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Словотворчество поэта. Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. Жанровое своеобразие лирики Маяковского.
Поэма Облако в штанах . Мотивы трагического одиночества поэта. Темы любви, искусства, религии в бунтарской поэме Маяковского. Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска.
Творчество С. Есенина.
Жизнь, творчество, личность поэта. Гой ты, Русь, моя родная!.., Письмо матери, Спит ковыль. Равнина дорогая…, Шаганэ ты моя, Шаганэ!.., Не бродить, не мять…, Мы теперь уходим понемногу, Не жалею, не зову, не плачу, Русь советская, Небо ли такое белое, О муза, друг мой гибкий!, Не ругайтесь. Такое дело, Я усталым таким еще не был, Быть поэтом-это значит то же . Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание ко всему живому. Народно-песенная основа лирики поэта. Лиричность и исповедальность поэзии Есенина.
Анна Снегина - поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.
Русская литература после 17 года (до 1941)
Творчество А. Ахматовой
Биография Ахматовой. Песня последней встречи, Сжала руки под темной вуалью…, Мне ни к чему одические рати…, Родная земля, Мне голос был. Он звал утешно…, Любовь, Ты письмо мое , милый, не комкай, Жарко веет ветер душный . Особенности поэтики Ахматовой. Основные темы лирики. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.
Реквием. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос Реквиема. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Творчество О. Мандельштама
NotreDame, Бессонница. Гомер. Тугие паруса…, За гремучую доблесть грядущих веков…, Я вернулся в мой город…, Петербургские строфы, Из омута злого и вязкого, Мне стало страшно жизнь отжить . Яркость поэтической палитры поэта. Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
И.Э.Бабель.
Своеобразие творчества писателя. Рассказы Король, Соль: сюжет , герои.
Творчество М. Цветаевой
Моим стихам, написанным так рано…, Стихи к Блоку (Имя твое – птица в руке…), Кто создан из камня…, Москве, Тоска по родине! Давно…, Мне нравится, что вы больны не мной…. Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов великого перелома в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Своеобразие поэтического стиля и языка М. Цветаевой.
Творчество Б. Пастернака
Про эти стихи, Февраль. Достать чернил и плакать!.., Определение поэзии, Во всем мне хочется дойти…, Любить иных – тяжелый крест…, Никого не будет в доме…, Сосны, Иней, Снег идет, Гамлет, Зимняя ночь . Начало творческого пути Пастернака. Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Доктор Живаго (обзор). Жанровое своеобразие романа. Человек, история и природа в романе. Христианские мотивы в романе. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
Творчество М. Булгакова
. Роман Мастер и Маргарита. Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Сатирическое изображение московского общества. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Творчество Е.И.Замятина.
Своеобразие жанра романа Мы (обзор)
А. П. Платонов
Обзор жизни и творчества писателя. Котлован (обзор). Высокий пафос и острая сатира в повести. Утопические идеи общей жизни как основа сюжета повести. Непростые простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
М. А. Шолохов
Донские рассказы.
Тихий Дон. Жизнь и творчество писателя. Тихий Дон - роман-эпопея о всенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. Вечные темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.
Русская литература за рубежом
В.В.Набоков.
Автобиографический роман Другие берега.
Великая Отечественная война в литературе
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий.
Поэзия подвига.
Военная драматургия.
Быковский герой - рядовой всенародного подвига.
Б. Васильев. В списках не значился
У войны не женское лицо. Поэзия и проза времен войны (обзор). Война и духовная жизнь общества. Человек на войне и правда о нем. В. Некрасов В окопах Сталинграда. Романтика и реализм в прозе о войне.
Русская литература 50-90-х годов
В.Т.Шаламов.
Цикл Колымские рассказы. Чтение и анализ рассказов По снегу, На представку.
А. И. Солженицын
Жизнь и творчество. Повесть (рассказ) Один день Ивана Денисовича. Рассказ Матренин двор. Архипелаг ГУЛАГ (фрагменты). Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Авторский взгляд на трагический опыт русской истории. Нравственный идеал автора (Матренин двор).
А. Т. Твардовский
Творчество и судьба. Лирика. Вся суть в одном-единственном завете…, Памяти матери, Я знаю, никакой моей вины…, О сущем, Рассказ танкиста, Время скорое на расправу. Исповедальный характер лирики Твардовского. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Поэма Страна Муравия.
Литература на современном этапе
Общий обзор произведений последних лет. Поиски новых жанров. Произведения, утверждающие положительные идеалы. Авторы, активно отстаивающие бережное отношение к человеку, природе, талантливым и трудолюбивым людям, обустраивающим родную землю. Постмодернизм. Обзор последних публикаций, получивших общественный резонанс.
Обзор творчества Л. Петрушевской, Л. Улицкой. Проза Т. Толстой. В. Пелевин. С. Довлатов. Новейшая русская поэзия.
Итоги.
Судьбы русской литературы в драматическом процессе движения культуры и литературы конца тысячелетия. Связи и зависимости литератур и культур народов мира в XX в. Многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстетических и этических решений. Литература XX в. как форма отражения сложности окружающего нас мира.
В 10 классе углубляется представление обисторико-литературном процессе. В центре курса —русская литература XIX в.и сведения по литературе зарубежной. В этом классе осваиваются такие понятия, какстиль писателя, литературная школа, литературное направление, литературная критика и ее роль в литературном процессеи др. При этом рассматриваютсявопросы взаимодействия русской и зарубежной литературына базе основных тем и проблем отечественной словесности. Осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. Учитывается, что культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее.
В 11 классе дается картина литературыXX векадо сегодняшнего дня. Изучение современной русской литературы во всем ее многообразии и сложности предполагает расширение круга теоретических сведений. На базе усвоенных ранее направлений и течений ввод новых:символизма, акмеизма, футуризма.Формирование понятиймодернизмипостмодернизм. Углубление и обобщение тех сведений, которые были получены при изучении русской литературы XIX века (историко-литературный процесс, стиль писателя, литературная критика, ее роль в литературном процессе). Отражение в курсе этого класса особенностей современного этапа развития русской литературы.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по литературе. 10 класс. (3 часа в неделю, 105 ч).

Наименование раздела/
темы занятия
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания
1
Введение
1
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Конспектирование лекции.
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
2
Литература первой половины XIX века
Обзор русской литературы первой половины XIX век
24
Выразительно читать произведение. Характеризовать героя . Давать письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Подбирать материал о биографии и творчестве поэта, истории создания, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет. Выразительное чтение произведения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Групповая работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме Аргументация с использованием цитирования. Составление плана главы учебника. Конспектирование лекции. Подготовка тезисов ответа. Создание хронологической таблицы.
Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
3
Литература второй половины XIX века
80
Характеризовать героя древнерусской литературы. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Д.И. Фонвизина. Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 19 века. Характеризовать героя русской литературы 19 века. Выявлять характерные для произведений русской литературы 19 века темы, образы и приемы изображения человека.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Итого : 105 ч
Тематическое планирование по литературе. 11 класс. (2,5 часа в неделю, 85 ч).

Содержание
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания
1
История 20 века и судьбы искусства
1
Конспектирование лекции. Составление плана главы учебника. Конспектирование лекции. Подготовка тезисов ответа. Создание хронологической таблицы.
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.
2
Зарубежная литература первой половины 20 века
3
Ответы учеников на вопросы, выразительное аналитическое чтение эпизодов, составление характеристики героев. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Конспектирование лекции.
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.
3
Русская литература рубежа 19-20 веков
6+1
Анализ избранных стихотворений. Чтение текста с комментариями. Создание тезисов доклада. Чтение текста с комментариями. Творческая работа по теме. Создание плана. Сочинение по одной из тем.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
4
Поэзия конца 19 – начала 20 века
25+1
Составление хронологической таблицы. Доклад об истории создания. Чтение в лицах отдельных сцен. Сочинение на одну из тем. Создание плана сочинения.
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.
5
Русская литература после 17 года
20+2
Представление рассказов, выразительное чтение, беседа, работа в группах. Комментированное чтение, сообщения учащихся об обитателях ночлежки, критическая оценка поступков героев, использование цитат для аргументированного ответа
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
6
Русская литература за рубежом
1
Коллективная работа. Аналитическая беседа. Анализ прозаического текста. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Конспектирование лекции.
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.
7
Великая Отечественная война в литературе
8+5
Выступление с сообщением, презентацией; составление хронологической таблицы, запись лекции. Работа над планом. Соотношение частей сочинения. Использование цитат в работе.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
8
Русская литература 50-90-х годов
10
Выступление с сообщениями, ответы на вопросы учителя, рассказ о ранее прочитанных произведениях. Конспектирование лекции. Подбирать материал о биографии и творчестве поэта, истории создания, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет. Выразительное чтение произведения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Групповая работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме Аргументация с использованием цитирования.
Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
9
Литература на современном этапе
2
Ответы учеников на вопросы, выразительное аналитическое чтение эпизодов, составление характеристики героев. Подбирать материал о биографии и творчестве поэта, истории создания, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет. Выразительное чтение произведения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Групповая работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме Аргументация с использованием цитирования.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Итого 85
Планирование модульного преподавания литературы
на уровне среднего общего образования
Историко- и теоретико-литературные блоки
Литература реализма (природное и социальное в человеке; объективная истина и субъективная правда; проблема идеала, социального обустройства и нравственного самосовершенствования человека в литературе реализма).
Литература модернизма – классическая и неклассическая, высокого модернизма и авангардизма, отечественная и зарубежная (проблема традиции и новизны в искусстве; Серебряный век русской культуры: символизм, акмеизм, футуризм, неореализм, их представители).
Литература советского времени (литература советская, русского зарубежья, неподцензурная – представители; проблема свободы творчества и миссии писателя; литература отечественная, в том числе родная (региональная), и зарубежная, переводы).
Современный литературный процесс (литература жанровая и нежанровая; современные литературные институции – писательские объединения, литературные премии, литературные издания и ресурсы; литературные события и заметные авторы последних лет).
Литература и другие виды искусства (судьба художника в литературе и тема творчества в литературе, литература и театр, кино, живопись, музыка и др.; интерпретация литературного произведения).
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов, составление конспектов, планов, написание характеристик.
Итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме, создание презентаций.
При оценивании деятельности учащихся по предмету необходимо учитывать достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.