«Путь к успеху через проектную деятельность»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Путь к успеху через проектную деятельность»
Автор: Иванова Анна Евгеньевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. СОСНОВКА»ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА ПО ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИАвтор-составитель программы:Педагог-наставник,учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Иванова Анна Евгеньевна2023 – 2024 учебный годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРеализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации:
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • распоряжением Правительства от 29.11.2014 № 2403«Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
  • письмо Минпросвещения от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»;
  • Перечень значимых мероприятий Новосибирской области на 2022 – 2023 учебный год, утвержденный министром образования Новосибирской области.
  • Актуальность программы в том, что в практике исследовательских проектов, мы сталкиваемся с рядом вопросов, которые необходимо решать: как организовать процесс исследования, чтобы инициатива исходила от самих учащихся, как поддержать интерес детей к тому или иному вопросу, каким образом организовать совместную деятельность педагога и обучающихся в процессе проекта. Как показала практика, эти задачи невозможно решить стихийно. Исследовательская деятельность должна быть педагогически организована.Для этого была определена цель: создание системы сопровождения пректно-исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию их через наставничество. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
  • систематизировать проектную исследовательскую деятельность;
  • выбрать методы и формы работы команды учитель-ученик;
  • приобрести знания и навыки, необходимые для успешного участия в разработке и реализации проектных исследовательских работ;
  • развивать творческие способности учащихся через привлечение к проектной исследовательской деятельности не просто учителя-предметника, а учителя- наставника.
  • Наставничество в организации проектной исследовательской деятельности даёт возможности дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей; развивать творческий потенциал обучающихся; отслеживать динамику развития проектных исследовательских компетенций каждого ученика.1.1. Организация проектной исследовательской деятельностиОрганизация проектной исследовательской деятельности осуществляется в нашей школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности на разных уровнях и в различных формах. Проектная исследовательская работа учащихся интересна, прежде всего, как пример увлекательной и творческой деятельности. Юным исследователям нужно указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации. И именно этим человеком для него станет именно наставник.Надо отметить необходимость применения современных информационных технологий в контексте проектной исследовательской деятельности. Мы говорим о формировании исследователя нового тысячелетия, владеющего современными средствами фиксации, обработки и представления информации.Обучая учащихся теоретико-методическим основам проектам исследовательской деятельности, формируя у них соответствующие навыки и умения, не менее важно вооружить их современными средствами сбора и обработки информации, научить их эффективно ими пользоваться. Любое учебное проектное исследование направлено на развитие личности обучающегося, а не на получение объективно нового результата. Цель организации проектной исследовательской деятельности в школе – это формирование у обучающихся навыков исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения им новых знаний, знаний, которые получены самостоятельно и являются, для конкретного обучающегося, новыми и личностно значимыми.Участие в проектной исследовательской работе дает ребятам возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в учебных исследованиях. Можно с уверенностью сказать, что в условиях работы над исследованием учащиеся могут быть приближены к реальным условиям, к той среде, где можно реализовать уже сформированные навыки, умения и компетенции. Наставничество в организации проектной исследовательской деятельности дает возможности дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей, обучающихся; развивать творческий потенциал обучающихся; отслеживать динамику развития проектных исследовательских компетенций каждого ученика. 1.2. Наставник проектно- исследовательского обученияИсследовательская проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.Неверно было бы думать о том, что учитель-наставник берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы своих подопечных, постоянно выступая в роли наставника и опекуна. Учитель-наставник должен по отношению к ученику выполнять роль вдохновителя, консультанта, научного руководителя. Школьник, работающий над исследовательским проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.2.1. Роль учителя-наставника при организации выполнения исследовательского проекта Понятно, что при организации исследовательского проекта, о полной самостоятельности детей можно говорить только тогда, когда речь идет об одаренных, так сказать «продвинутых» ребятах. Но часто именно педагогу в силу своей профессии и приходится «продвигать» своих учеников, учить их и научать. Поэтому, безусловно, роль учителя-наставника в совместной с детьми проектной деятельности очень велика, а иногда и первостепенна. Самое сложное для него в ходе проектирования - это играть роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможны разные формы консультаций: консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников, индивидуальные, различные практикумы и т.д. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.В работе над проектом учитель-наставник:
  • помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
  • сам является источником;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
  • Данная программа ориентирована:
  • на наставников исследовальских проектов, чтобы им было понятно, что и как делать,
  • на то, чтобы ученикам, чтобы было понятно, что можно получить от наставника, а в чем он им не помощник,
  • Наставник исследовательской деятельности – человек, обладающий следующими качествами:
  • понимать суть такого сложного вида деятельности как исследовательский проект;
  • уметь быть рядом, но не вовлекаться;
  • уметь находить контакт и взаимопонимание с самыми разными учениками, содействовать в поддержании рабочей атмосферы;
  • уметь показывать участникам проекта их достижения и их недоработки, разбираться с конфликтами;
  • владеть разными инструментами организации работы, чтобы иметь возможность продемонстрировать их подопечному;
  • иметь широкую эрудицию и способность быстро осваивать большие объемы информации, чтобы разобраться в деталях проекта, который задумали ваши подопечные;
  • знать стандарты оформления проектной документации; программное обеспечение, поддерживающего работу с проектами, способы презентации проектов, чтобы помочь участникам с «внешней» частью работы.
  • Наставник независимо от области деятельности – это человек, который передает свой опыт и знания другим людям. Ключевое значение имеет, то, что наставник передает свой личный опыт. Кроме передачи опыта, на наставнике проектного обучения лежит ответственность по сопровождению проекта в плане исследования и обеспечения реализации проекта с методической, экспертной, материально- технической и прочих сторон. Наставничество в проектной деятельности может быть:
  • опосредованное: проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, личные контакты сводятся к минимуму;
  • прямое: непосредственный контакт, общение не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке;
  • индивидуальное: концентрация усилий на воспитании одного ученика;
  • открытое: двустороннее взаимодействие наставника и воспитуемого;
  • скрытое: наставник воздействует на ученика незаметно.
  • Наставник следит за тем как развивается проект сразу в двух составных частях, равно являющихся неотъемлемой составляющей успешного проекта: командная (мотивированная, согласованная, бесконфликтная работа наставника и подопечного) и методическая (или приращение опыта).Первая часть – командная. Итогом проекта должна стать сплоченная команда (наставник-ученик), где каждый понимает достоинства и компетенции обеих сторон, может строить совместную работу с учетом способностей и особенностей каждого участника, понимает, как поддерживать позитивный эмоциональный фон, поддерживать мотивацию друг в друге, понимать, как именно совместная работа дает новые качество. Формальное отношение к понятию команда резко снижает эффективность, а главное, не позволяет затем участникам развиваться.Вторая часть – методическая. Каждый участник должен прирастать инструментами, способами организации и управления проектом, способами разрешения сложных ситуаций. Это позволяет резко наращивать компетенции.2.2. Роли наставника в проектной деятельности.В проекте может выполнять роли:
  • специалиста, помогающего в постановке и достижении жизненных и профессиональных целей – КОУЧА;
  • опытного советника, деятельность которого направлена на полное сопровождение проекта к поставленной цели – МЕНТОРА, который обеспечивает поддержку через советы и рекомендации, взгляд на проект «со стороны».
  • Также только он может
  • определить какой ощутимый, понятный, измеримый результат может быть получен и представлен к защите проекта, при этом постараться избежать занижения результата на входе и удержать и от завышения планки требований;
  • сосредоточиться на работе над проектом, не отвлекаться на посторонние вещи;
  • фиксировать учащимся переход от стадии к стадии жизненного цикла проекта;
  • добывать необходимый инструментарий и средства для реализации проекта.
  • Наставник проектной работы с точки зрения процесса сопровождения должен:
  • вести регулярные очные встречи с командой;
  • быть на связи с командой, и иметь возможность оказывать ей поддержку в дистанционном режиме;
  • предоставлять методические материалы, которые могут помочь подопечному в реализации проекта;
  • вести наблюдение за развитием компетенций участников команды, общим и индивидуальным эмоциональным фоном, давать обратную связь;
  • заполнять формы фиксации хода проекта, если таковые используются в организации, для системной;
  • помогать готовиться к презентации и защите проекта и его отдельных этапов.
  • Необходимы регулярные встречи наставника с исполнителем проекта, который представляет результаты промежуточной работы над проектом, а наставник помогает им продвинуться вперед от оформления проектной идеи до презентации результата работы на защите проекта. Продолжительность встречи, как правило составляет час-полтора. Встреча состоит из четырех обязательных шагов:
  • Выяснить в каком состоянии находится работа над проектом – беглый опрос (например, четыре прекрасные вопроса).
  • Что достигли?
  • Как плодотворно проводилась работа по проекту?
  • Что получилось хорошо, а что не получилось?
  • Что подопечный намерен делать? Что хочет изменить в своем подходе к
  • работе, а что оставить как есть?
  • Выявить и разобрать трудности в работе над проектом – обсуждение, ответы на вопросы.
  • Показать следующий рубеж проектной работы – описание следующего шага план проекта.
  • Сформулировать следующие действия работы (до ближайшей встречи) – беглый опрос (что вы собираетесь сделать?) и рекомендации от наставника (имеет смысл сделать еще вот это и вот это?), а подопечный фиксируют свои действия в плане работы.
  • 2.2. Роль наставника на этапах проектирования.Дорожная карта исследовательского проектаНа этапе «Генерация идей» наставник, выступая в роли преподавателя-предметника, проводит обучение по индивидуальным образовательным темам. На данном этапе наставник также выступает в роли коуча, помогая подопечному в постановке и достижении цели, и куратора, который в ходе организации установочной очной встречи разъясняет проектным ему порядок работы, обсуждает будущий результат (продукт) проектной работы, мотивирует его на реализацию идеи.На данном этапе наставнику необходимо обладать следующими проектными компетенциями:
  • - формирование среды для успешной генерации идей проекта:
  • - вдохновение участника проекта на создание и развитие идей;
  • - создание творческой атмосферы восприятия новых идей;
  • - поощрение развития творческого потенциала участника проекта.
  • На этапе: «разбор содержания», наставник проекта в роли – опытного советника (ментора), направляя свою деятельность на полное сопровождение своего подопечного к поставленной цели; обеспечивая поддержку через советы и рекомендации, взгляд на проект «со стороны».
  • ходе очередной очной встречи наставник выясняет текущее состояние работы над проектом, соотносит с поставленной задачей (ожиданием); разбирает причины продвижения вперед/отставания; обсуждает какой результат (продукт проектной работы) каждая команда сможет представить к защите.
  • На данном этапе реализации проекта будут актуальны следующие компетенции наставника:
  • осуществление комплексного планирования реализации проекта с технической, проектной и психолого-педагогической позиций;
  • организационное проектирование, коммуникация внутри проекта и вне его, сопровождение учащегося к поставленной цели.
  • На этапе «Завершения проекта» наставник выступает в роли куратора и ментора. В ходе завершающей встречи наставник проводит с исполнителем проекта рефлексию работы, ориентирует его на подготовку к защите – презентации проекта, информирует о процедуре защиты, о жюри и отвечает на важные вопросы, чтобы снять стресс перед защитой. Наставник, как помогал и поддерживал своего подопечного в его работе над проектом, также он и морально поддерживает его и на защите данного проекта.Перед представлением итогов работы наставник также готовит отчёт на готовый проект, где указывается достижения в ходе проектной работы:
  • дистанцию, которая пройдена от начала до момента защиты (в понимании, что такое исследовательский проект; владении инструментами проектной работы, в создании желаемого продукта);
  • способность исполнителя проекта в одном-двух предложениях описать суть проекта (ответы на вопросы «о чем?» и «зачем?», а не на вопрос «что делали?»);
  • полноту описания проекта (описание идеи, описание плана работ, соотношение плана и факта, анализ причин имеющихся расхождений, если таковые есть;
  • что именно делал как руководитель (наставник).
  • На защите проекта задача наставника морально поддерживать исполнителя проекта, сопереживать вместе с ним, но не вмешиваться. Также наставник должен подготовить своё краткое резюме о работе над проектом. Защита проекта – это результат совместного труда наставника и исполнителя проекта, это их триумф или поражение.Проектные компетенции наставника этого этапа - обеспечение комплексного оценивания реализации проекта с технической, проектной и психолого-педагогической позиций. 3.1. План реализации программы наставничества образовательного учреждения по проектной исследовательской деятельности по модели «Учитель-ученик»3.2. Наставничество: маршрутная карта для школьниковМодель наставничества «Учитель — ученик» предполагает взаимодействие обучающегося основной или старшей школы с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом.Использованная литература:1. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 38-482. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48с.3. Инструктивно-методический материал по организации деятельности наставников в Программе АСИ «Кадры будущего для регионов». Сост. Карпушина Н.Я., Карпушиной Е.Е./под ред. Кондакова А.М.4. Обухов А. Учить учителя// Исследовательская работа школьников. – 2007. - № 3. – с. 3.
  • Савенков А.И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. – 2007. - № 3. – с. 4-8.