"Социальнокультурные истоки" в дошкольном образовании"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Социальнокультурные истоки" в дошкольном образовании"
Автор: Киреева Ольга Георгиевна
2 слайдАристотельЛев Толстой, 3 слайд Выбор темы "Волонтёрская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста» возник не случайно, так как волонтерское движение стала приоритетной задачей дошкольного образования, где развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Развитие личности, которая опиралась бы на систему духовно нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством. Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны , вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины. Это зависит от нас взрослых, от того насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни, желание общаться и помогать другим. Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие в условиях ДОУ. Это привело меня к использованию в своей педагогической деятельности такой технологии как «волонтерское движение».Технология эффективной социализации носит практико ориентированный характер: представлены методы деятельности с дошкольниками по развитию инициативы и самостоятельности, толерантного и социально-коммуникативного развития, разработанные в соответствии с ФГОС ДО. Технология эффективной социализации - волонтёрское движение направлено на: создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде. Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей (законных представителей), социальных партнёров– это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Волонтёрское движение – гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.3 слайд Организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе. И от того, насколько в нем будут сформированы, еще с детства, ответственность, неравнодушие, активность, умение думать и анализировать, будет зависеть и будущее нашей страны. Поэтому работу в данном направлении считаю очень важной и актуальной.Слайд Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие в условиях ДОУ. Это привело меня к использованию в своей педагогической деятельности такой технологии как «волонтерское движение».В работе с детьми я определила Цель: формирование дошкольного волонтерского движения в детском саду через создания волонтерского отряда «Добрые сердца». Для этого я бъединила творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей группы «Знайка» работа которых заключалась: участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях, организации музея «Память поколений». 4 слайд.Для осуществления этой цели всю работу я условно разделила на 5 направления:1.Помощь людям.2. Помощь малышам.3. СВО4.Помощь животным и птицам.5. Экология.Эти направления привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения активной жизненной позицией, способную к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. 5 слайд. Прежде всего, я изучила литературу, освещающую волонтерскую деятельность дошкольников. фото7слайдМною были разработаны•Циклограмма планирования волонтерской деятельности•Перспективный план проведения мероприятий волонтерского отряда.•План – схемы волонтерских мероприятий.•Гимн, девиз, эмблема волонтерского отряда.•Календарь памятных дат.•Стенд волонтерского отряда «Добрые сердца»Содержание этих материалов вы можете рассмотреть в представленной папке. Проведенная мной работа позволила детям испытать радость от результатов своей добровольческой деятельности. Эта деятельность захватила не только детей но и меня. Поэтому и появились на свет интересные проекты «,,,,,,,,,,,,,,,,,,6 слайдВ своей работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада я выделила 3 этапа: 1 этап – изучение материала по теме волонтерства в ДОУ, привлечение к сотрудничеству законных представителей и социальных партнёров и детей старшей группы «Знайки» МБДОУ «Детский сад №»! «Росинка» с. Краснокумского» создание развивающей среды, подготовка методической базы.2 этап – интенсификация сочувствия, сопереживания у детей старшего дошкольного возраста, поиск ответов на поставленные вопросы, участие в мероприятиях различного уровня .3 этап – обобщение результатов работы, вручение благодарственных писем участникам волонтерского движения, планирование дальнейшей работы волонтерского отряда «Добрые сердца». Работа на 1 этапе предполагала знакомство с понятиями: «волонтер», «волонтерское движение». Задачей первого этапа являлось мотивирование детей на волонтерскую деятельность, организацию команды. С воспитанниками были проведены беседы о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерское движение.В ходе бесед я предлагала детям ответить на вопросы: Что значит «добрые слова», «добрые пожелания», «добрые поступки», «добрые дела», «добрые люди»? В какой помощи могут нуждаться взрослые, дети, животные? Чему старшие дети могут научить малышей? Ребята сделали вывод, что у них уже есть некоторый опыт волонтерской деятельности, ведь при реализации предыдущих проектов «Столовая для птиц» и «Книга в подарок малышам» было немало моментов добровольческой направленности. Были просмотрены мультипликационные фильмы по знакомым произведениям: В. Катаев «Цветик-семицветик»; К. Чуковский «Айболит»; В. Сутеев «Палочка-выручалочка», а также авторские мультфильм по сказке Ставропольской писательнице любови Шубной «Радуга в ботинке» ПРЕЗЕНТАЦИЮ «Дети волонтеры» Из ребят старшей группы «Знайки» выразивших желание участвовать в волонтерском движении, сформировалась волонтерская команда «Добрые сердца» С родителями ребят в ходе предварительного этапа был проведён опрос на название, эмблему и девиз будущего волонтерского отряда дошколят. В домашней обстановке дети вместе с родителями (законными представителями) придумывали эмблемуотряда. Был придуман девиз и выбран гимном движения им стал «Гимн волонтеров».иииииииииии На педагогическом часе мной был представлен перспективный план мероприятий по развитию волонтерского движения группы «Знайки». Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Постоянное освоение новых волонтерских умений является важным моментом технологии волонтерства. На заседании творческой группы ДОУ была поставлена цель и определены задачи работы волонтерского отряда «Добрые ладошки».Ярким и запоминающимся для всех стал праздник «Посвящение в волонтёры», на который пришли ребята - волонтёры отряда «Добрые сердца» Ребята исполнили гимн им повязали повязки волонтеров и вручили «Личные книжки волонтера».Некоторые мероприятия и акции носили единичный характер, но большинство стало доброй традицией. 2 этапВ рамках волонтерского движения 1-2 раза в неделю дети – волонтёры традиционно приходят к малышам «Вы нас звали мы пришли» чтобы сделать доброе дело (играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные, участвуют в праздниках и развлечения, помогают собраться на прогулку, дойти до участка, раздеться и т.д.). Очень понравись малышам театральные представления в рамках волонтерского мероприятий «Сказка в гости к вам пришла» где ребята показали сказку «Грибок» «Кто сказал мяу».акция «Книга в подарок», когда ребята собрали и подарили малышам книги из своей группы. После посещения младших групп, дети приходят удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу, рассказывали сверстникам, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.По итогам волонтерского движения в конце каждого дня подводились итоги, а в «Личную книжку волонтера» ребята наклеивают флажки как результат выполненного доброго дела.«Почта добра» - традиционная акция, когда дети - волонтёры к празднику Пожилого человека готовят подарки и выходят к близлежащим домам с поздравлением. Это способствовало формированию у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Также открытки были переданы одиноким пожилым людям, которые не имеют возможности выйти на улицу через социального работника Синицину Анну маму Георгия.Акция «Ладошки пожеланий» где ребята раздавали ладошки пожилым людям нашла благодарный отклик у старшего поколение за внимание и подаренные добрые слова.Поздравление бывших сотрудников с 8 марта стало приятным весенним событием как для детей, так и для милых женщин. Дети с удовольствием дарили открытки и читали весенние стихотворения. В организованной вернисаже рисунков «Миром правит доброта» дети создали красочные рисунки, в которых передали свое понимания добра милосердия и уважения к старшему покалению.«Столовая для птиц» - традиционная экологическая акция проводится с целью экологического воспитания дошкольников, формирования экологической компетентности и культуры у детей через организацию практической деятельности по защите окружающей среды и оказанию помощи птицам. Воспитанники вместе с родителями (законными представителями), изготавливали кормушки из разных материалов и вывесили их на территории ДОУ. Каждый день воспитанники следили за тем, чтобы кормушки не были пустыми.Фотовыставка «Я и мой питомец» показала их отношение и любовь к животным, живущих в доме. Общение с живой природой и братьями нашими меньшими гармонизирует эмоциональное состояние каждого ребенка, способствует формированию позитивного мировосприятия, а также несет в себе значительный воспитательный потенциал - помогает развитию нравственно-этических качеств милосердия, сочувствия и эмпатии, а также формирует ответственность за братьев наших меньших. Собранные книги на тему «О братьях наших меньших» о животных помогла расширить представление ребят о многообразии животного мира и их крепкой связи с человеком.Проводимые мной разнообразные беседы и чтение о животном мире помогло создать ребятам художественные образы животных, где они передали характерные черты и особенности своих четвероногих друзей в рисунках на тему «Мой питомец».«Наш чистый парк» - традиционная экологическая акция ребят – волонтеров отряда «Добрые ладошки», которые взяли шефство над парком, прилегающим к детскому саду, следят за чистотой и порядком в нем, весной и осенью проводят трудовой десант, убирают мусор и следят за сохранностью агитационных щитов, которые были изготовлены их родителями.Важное и ответственное направление работы волонтерского отряда — это волонтерство в патриотическом воспитании детей которое проходит через оказание помощи воинам СВО. Ребята нашего отряда с родителями (законными представителями) активно участвовали в акции «Подарок солдату к Новому году». Были собраны продукты, гигиенические принадлежности, а главное поделки и открытки с поздравлением воинам СВО. И с какая радостью было встречено видео с благодарностью солдат за поздравления. Силами родителей волонтеров, а именно семьей Осиповых регулярно готовятся сухие пайки из засушенных продуктов, сухой душь, который Мама Света готовить с сыновьями для отправки в 71 танковый полк. Ребята с нетерпением каждый год ждут акции ко Дню Победы «Георгиевская ленточка», чтобы раздать и повязать ее малышам и взрослым. Уборка территории вокруг памятника «Участникам Великой Отечественной войны» воспитывает уважение к воинам павших в войне. И участие ребят с родителями (законными представителями) в «Бессмертном полку» оставляет в памяти ребят неизгладимое впечатление и гордость за свою Родину. Традиционная экологическая акция «Мусору нет!» ребят – волонтеров отряда «Добрые сердца», которые взяли шефство над прилегающей территорией к детскому саду, следят за чистотой и порядком в нем, весной и осенью проводят трудовой десант, убирают мусор высаживают цветы. Семейные марафоны по уборки своих участков от мусора и благоустройства территории стали надежной пропагандой чистоты и уважения к труду другого человека.Акции «Сдай батарейку» «Бумбатл» «Столовая для птиц» стали регулярными и проводится с целью экологического воспитания дошкольников, формирования экологической компетентности и культуры у детей через организацию практической деятельности по защите окружающей среды. Воспитанники вместе с родителями (законными представителями), собирают батарейки, макулатуру, изготавливали кормушки из разных материалов и вывесили их на территории ДОУ. Каждый день воспитанники следили за тем, чтобы кормушки не были пустыми.3этап работы Итоги долгой кропотливой работы стало появление книги «Добрых дел» где собран материал по всем направлениям работы волонтерского отряда «Добрые сердца».Опыт моей работы показал, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. И, надеюсь, что и в школьном возрасте ребята продолжат заниматься волонтерской деятельностью. А родители, активно принимавшие участие в волонтерской работе, будут своих детей поддерживать и помогать им.«Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь»Конфуций