Использование интерактивного комплекса "Логомер-2" в коррекции акустической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование интерактивного комплекса "Логомер-2" в коррекции акустической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Елена Ивановна Кузнецова
Использование интерактивного комплекса «Логомер-2» в коррекции акустической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи Письменная речь – это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Является более поздней речью по возникновению, которая имеет огромное значение в накоплении, передаче и обработке информации. Письменная речь играет важную роль в жизни людей: она не только служит средством передачи знаний, но также способствует постоянному развитию культуры и науки.К сожалению, с каждым годом, увеличивается количество детей, которые испытывают трудности в усвоении письма. Эта неспособность к письму, известная под названием дисграфия, которая рассматривается как частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций участвующих в процессах письма. Нарушение навыков письма влияет на правильное использование орфографических правил, что в свою очередь негативно сказывается на успеваемости и усвоении образовательной программы. Недостаточное развитие устной речи также может быть причиной несформированности навыков письма. У учащихся с речевыми нарушениями часто возникают специфические ошибки из-за неполного или искаженного восприятия речи и слуха.Проблемы сформированности психических процессов, дефекты в устной речи и недоразвитая мелкая моторика могут привести к нарушениям письма у младших школьников. Актуальность этой проблемы заключается в том, что письмо играет важную роль в обучении, поэтому необходимо своевременно проводить коррекционную работу для преодоления дисграфии. Среди младших школьников с нарушениями речи наиболее распространена акустическая дисграфия, которая обусловлена сложностями в различении звуков речи, что приводит к частым ошибкам при написании соответствующих букв.Анализ литературы по проблеме акустической дисграфии показал, что авторы описывают разнообразные проявления и механизмы развития данного нарушения. Эти различия обусловлены специфическими подходами, применяемыми каждым исследователем для изучения акустической дисграфии.В основе акустической дисграфии лежат нарушения сенсомотрного и психического развития различной этиологииВ качестве механизмов акустической дисграфии выделяют: - нарушения фонематического восприятия- отставание в развитии функций переработки слуховой информации- несовершенство фонематических представлений- слабая сформировнность фонематического анализа - нарушения фонематического слуха Характерные проявления акустичексой дисграфии: Таблица 1.Исследование коррекции нарушений письма, включая дисграфию, проводится уже длительное время известными авторами, такими как Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова. С увеличением числа младших школьников, страдающих от акустической дисграфии, исследование этого расстройства становится особенно актуальным.Письменная речь играет значительную роль в жизни младших школьников, поскольку именно в этом возрасте она активно формируется. Наша цель заключалась в помощи детям в преодолении нарушений письменной речи, чтобы в будущем они не испытывали трудностей и могли успешно осваивать новые знания и навыки.Коррекционная работа проводилась в рамках индивидуальных логопедических занятий на базе ГКОУ "Волгоградская школа дифференцированного обучения".На основе данных, полученных на этапе констатации исследования, мы разработали коррекционную программу, направленную на устранение акустической дисграфии с использованием интерактивного комплекса «Логомер-2»В процессе формирующего этапа эксперимента данная программа была внедрена на практике и использовалась на индивидуальных занятиях в течение 6 месяцев. Коррекционные занятия проводились только с детьми из экспериментальной группы.Наша коррекционная программа помогла ученикам достигнуть следующих результатов: они научились узнавать и различать гласные и согласные звуки; обозначать твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме; использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме; различать смешиваемые звуки на слуху; подбирать слова по заданному звуку; сравнивать слова с похожими звуками; строить звуковые схемы слогов и слов; составлять словосочетания и предложения с смешиваемыми звуками; восстанавливать предложения и тексты с заданными звуками; а также писать слуховые и зрительные диктанты.Сравнительный анализ результатов нашего исследования на констатирующем и контрольном этапах показал улучшение показателей фонематического восприятия и письменной речи. Успешность выполнения детьми тестов на контрольном этапе значительно возросла, что позволяет сделать вывод о том, что наша коррекционная работа эффективно помогла преодолеть нарушения письменной речи у младших школьников с акустической дисграфией.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема нарушений письменной речи остается важной в современном обществе. Многие ученые посвятили этому вопросу много исследований, однако его суть до сих пор остается не до конца разгаданной.Наше исследование сосредоточено на диагностике акустической дисграфии и преодолении письменных проблем у младших школьников с этим расстройством. Мы стремились определить содержание и методы коррекционной логопедической работы с учащимися младших классов, страдающими от данной речевой патологии, а также оценить эффективность нашей коррекционной программы в решении этой проблемы.Мы провели исследование среди 5 учащихся второго класса ГКОУ "Волгоградская школа дифференцированного обучения", используя методы беседы и анализа продуктов их работы.Наше исследование состояло из шести этапов. Первый этап включал детальный анализ существующих методик, направленных на изучение письменной речи. Второй этап предполагал анализ методик, целенаправленных на коррекцию акустической дисграфии. Третий этап включал проведение констатирующего эксперимента с участием группы детей, направленного на оценку текущего состояния их письменной речи, а также на анализ полученных данных. Четвертый этап включал разработку перспективного планирования и организацию коррекционных мероприятий для преодоления выявленных нарушений письменной речи. Пятый этап состоял в проведении контрольного эксперимента с целью оценки эффективности применяемых коррекционных методов. На шестом этапе была выполнена обработка результатов и проведен сравнительный анализ полученных данных из различных этапов исследования.Коррекционная работа была осуществлена в течение 10 недель, начиная с декабря 2023 года и заканчивая февралем 2024 года. Наше исследование было комплексным, поскольку мы стремились оценить не только письменную, но и устную речь, учитывая тесную взаимосвязь между ними в контексте преодоления акустической дисграфии.Констатирующий этап эксперимента включал три основных этапа диагностики:Оценка фонематического восприятия;Анализ письменной речи;Идентификация проявлений акустической дисграфии.На основе результатов эксперимента была разработана и применена рабочая программа коррекционной работы, которая включала в себя:Развитие фонематического восприятия;Тренировки слуховой дифференциации, включая дифференциацию противоположных звуков на разных уровнях языковой структуры;Усовершенствование навыков письменной речи.Завершающий этап нашего исследования представлял контрольный эксперимент. Результаты этого эксперимента подтвердили позитивный эффект коррекционной работы в области письменной речи у младших школьников. Таким образом, достижение поставленных целей и задач подтвердило нашу гипотезу.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Азова О. И. Дизорфография. Учебное пособие [Текст]: / О.И. Азова. Инфа-М; - СПб., 2016. – 180 с. 2. Азова О. И. Обследование младших школьников с дизорфографией. Учебно-метод. пособие. ч.2 [Текст]: / О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 45 с. 3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/ Под ред. Л. С. Цветковой. - Москва - Воронеж, 2001. 4. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.Г. Алтухова. - СПб. : Лань, 1999. 5. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Начальная школа. 1999. 6. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика /Т. В.Ахутина// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции.- Москва - Воронеж, 2001. 7. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю. Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва). М., МГППУ, 2011. 8. Беккер Р. Нарушение речи как фактор, обусловливающий затруднения в обучении чтению и правописанию [Текст]: / Беккер Р., М.: ВЛАДОС, 2007- 112 с. 9. Белопольская Н.Л. Экспресс-методика для проверки навыков чтения, счета, письма. М., Когито-центр, 2013 52 10. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч. II: Словарный запас и грамматический строй. М., АРКТИ, 2010. 11.Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов. М., 2011. 12.Выготский, Л. С. Собрание сочинений. Т. 2, 3, 5. - М., 1983. 13. Грибова О. Е. Особенности формирования грамматического строя письменной речи [Текст]: / Грибова О.Е. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М, 1990 – 217 с. 14. Головин С.Ю. Словарь практического психолога [Текст]:/ - Мн.: Харвест, 1998. - 800 с. 15. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2001. – 232 с. 16. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 232с. 17. Ефименкова, Л.Н., Садовникова, И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.:Просвещение, 1992. 18. Иваненко, С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект). // Дефектология. – 1994. -№1. – с. 52-55.