"Оценка учебной деятельности студента как условие совершенствования качества образования "
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Оценка учебной деятельности студента как условие совершенствования качества образования "
Автор: Харитонова Елена Николаевна
Оценка учебной деятельности студента как условие совершенствования качества образования
1. Сопоставительный анализ содержания традиционной оценки и многокритериальной
Традиционная оценка
Многокритериальная оценка
Оценка осуществляется учителем
Процесс субъект-субъектного сотрудничества. Взаимодействие учителя поощряется в процессе оценки также как самооценка и взаимооценка учащихся. Часть контрольно-оценочных функций переходит к ученику, трансформируясь в самоконтроль и самооценку
Предполагает оценку конечного результата, фиксированных учебных достижений
Оценивается процесс движения к результату, принимаются во внимание усилия ученика
Делается акцент на достижении как конечном показателе эффективности обучения и результат оценки – количественная отметка
Акцент на развитии учащегося как непрерывном процессе самообразования и результат оценивания – количественно-качественная многомерная характеристика учебных достижений
Сфокусирована на отдельном предмете и теме. Оценивается фрагментарное знание и узкоспециальное умение
Комплексно оценивается широта и глубина прикладных, надпредметных умений и навыков
Суть – уличение в ошибке. Акцентируется то, что учащийся не знает и не умеет. Учитель указывает на ошибки и пробелы в знаниях и умениях, выступает в роли контролера
Суть – предупреждение ошибок и обучение на ошибках. Акцентируется внимание на том, что уч-ся знает и умеет. Уч-ся самостоятельно и осознанно определяет свои пробелы и вместе с учителем работает над их устранением. Учитель – в роли помощника и консультанта
Оценивание преимущественно индивидуально и проводится в искусственных, стрессовых условиях
Возможна не только индивидуальная, но и групповая, командная оценка. Оценивание проводится в естественных условиях, исключающих стресс.
Количественная оценка знаний, которая сообщает, больше или меньше информации усвоено учеником. Цель - обучение
Цель – образование. Смысл деятельности учителя – в успешности ученика. Отражено формирование познавательных компетенций, развитие интеллектуального потенциала, отношение школьника к познавательной деятельности
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
составляющие
суть
уровень
содержание
первая
Хар-ка степени продуктивности мыслительной деятельности
Фиксирует степень реализации интеллектуального потенциала уч-ся и намечает перспективы их развития
Алгоритмический
(репродуктивный)
Предполагает воспроизведение усвоенной информации, самостоятельное решение стандартных задач
Степень усвоения материала позволяет воспроизвести стандартную ситуацию
Преобразующий
(продуктивный)
Предполагает решение усложненных задач с применением нескольких алгоритмов, использование ранее изученного материала, межпредметных связей
владение основными мыслительными операциями
Эвристический
(продуктивный)
Предусматривает решение нестандартных задач, оригинальность и самостоятельность рассуждений и выводов, владение комплексом мыслительных операций
Результатом умственной работы становится личностно-значимое открытие
Творческий
(продуктивный)
Предполагает владение приемами поисковой и творческой деят-ти, способность самостоятельно ставить проблемы, выдвигать гипотезы, вести научно-исследовательскую работу.
Результатом может стать общественно-значимое открытие
Продуктивные уровни мыслительной деятельности соответствуют познавательным процессам, которые обеспечивают подражание (творческая репродукция), интерпретацию (репродуктивное качество) и творческую работу.
Вторая составляющая – показатель овладения специальными предметными и общеучебными умениями (познавательными компетенциями).
Оценивается то, в какой степени ученик овладел умениями и навыками как специфическими для данной учебной дисциплины, так и универсальными способами получения и применения знаний;
- освоение учащимися всех групп общеучебных умений:
Группы общеучебных умений и навыков
Что обеспечивают
Учебно - управленческие
Планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися
Учебно - логические
Четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач
Учебно - коммуникативные
Сотрудничество, взаимопонимание, общение и организацию совместной деятельности
Учебно - информационные
Нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач
Третья составляющая – степень познавательной активности учащегося, его умение учиться (У).
Таким образом,
многокритериальная оценка представляет собой сочетание следующих характеристик:
- уровня мыслительной деятельности,
- способности на практике применить имеющиеся
Например,
- оценка П4 означает, что работа выполнена на преобразующем уровне мыслительной деятельности и учеником освоены четыре из пяти предложенных для контроля предметных и общеучебных умений;
- оценка А5 означает, что работа выполнена лишь на алгоритмическом уровне, хотя в работе продемонстрированы все контролируемые в данной работе, умения и навыки.
Требования к работе, критерии, по которым она будет оцениваться, варьируются в зависимости от проблем, решаемых на уроке в данном классе, на данном этапе обучения.
КРИТЕРИИ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧЕНИКА
Критерии образованности ученика
Показатели, позволяющие давать оценку
Личностно-смысловое отношение ученика к изучаемому учебному материалу и процессу собственной учебной деятельности
-непосредственный интерес к предмету в целом;
-оценка ребенком социальной значимости изучаемого предмета;
-оценка учеником роли той или иной дисциплины в его планах на будущее;
-потребность в использовании и позитивном преобразовании своего опыта познавательной деятельности: способов учебной работы, накопленных знаний
Самостоятельно выработанные школьником способы учебной работы (интеллектуальные, информационные, исследовательские и др.), в которых представлены усвоенные в образовательном процессе способы проработки учебного материала и результаты накопления ребенком собственного опыта
-преобладающая ориентация детей на отдельные признаки изучаемых явлений или системы признаков того или иного предмета;
-преобладающая ориентация на определенный способ фиксирования информации(схематический, графический, знаково-символический)
Владение школьником метазнаниями (знаниями о приемах и средствах усвоения учебного материала, переработки информации, данной в словесной, знаково-символической и графич.формах
-потребность в овладении метазнаниями (знаниями о знаниях);
-наличие метазнаний – знаний о приемах и средствах усвоения уче.материала (знания о сущности приемов умственной деят-ти);
-умения анализировать содержание и структуру текстов любого вида, учебных заданий;
-умения выделять главное в определениях, задачах, теоремах и т.д.;
-умения классифицировать познавательные объекты;
-умения сравнивать познавательные объекты
Владение учеником логикой предметного знания
Качество предметных знаний
Таким образом, КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ это:
-Качество целей, нормы;
-качество условий;
-качество образовательного процесса;
-качество конечных результатов
Многокритериальная оценка – это не просто расширение оценочной шкалы. Это содержательная оценка качества учебной деятельности учащегося. Многогранность современных требований к образовательному процессу отражена в трех её измерениях, в многокритериальности.
Достоинства многокритериальной оценки:
1. Оценка фиксирует не количество ошибок в работе, а качество её содержания, ее достоинства.
2. Критерии оценки однозначны, определенны, следствие этого – отсутствие разногласий между учеником и учителем в процессе оценочной деятельности.
3. В системе многокритериальной оценки отсутствуют отрицательные отметки.
4. Оценка позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка и предъявлять требования, актуальные для него на данном этапе обучения.
5. Оценка дает возможность получить информацию не только об уровне достижений ученика, но и о проблемах, которые предстоит решить.
6. Оценка позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, то есть наблюдать процесс его развития.
7. Многокритериальная оценка учебной деятельности выполняет не только констатирующую, мобилизационно-побудительную и проектировочную функции, но и дает возможность перевода внешней оценки (педагогической) во внутреннюю самооценку ученика.
НОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПЕДАГОГОВ:
практическое овладение инновационными, развивающими методами организации учебной деятельности учащихся;
освоение учителями методов научно-исследовательской деятельности, что потребовалось для описания их участия в эксперименте и для руководства исследовательскими работами школьников;
изучение основ логики, знание которых необходимо для работы над развитием учебно-логических умений;
изучение основ смежных наук, что требуется для конструирования заданий преобразующего и эвристического уровней.
Перевод многокритериальной оценки в традиционную по следующей схеме:
5 = П5, Э4, Э5, Т3, Т4, Т5
4 = А5, П3, П4, Э3, Э2, Т2
3 = А2, А3, А4, П1, П2, Э1
Оценка 2 ставится в том случае, если ученик не показывает результаты, соответствующие вышеуказанным оценочным показателям.
HYPER13PAGE HYPER15
1