«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Автор: Татьяна Викторовна Круть

Актуальность изучения проблемы  тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.ЦельРазвитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники,.Задачи:• Повышение уровня речевой активности детей.• Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.• Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.Педагоги:- Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детейдошкольного возраста.- Получение педагогами представления о мнемотехнике.- Внедрение в образовательный процесс методику работы смнемотаблицами для развития речи детей - дошкольников.Этапы работы Содержание работы Сроки Форма работыДиагностический - анализ затруднений- постановка проблемы-изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Сентябрь Проведение диагностикиАнкетирование педагоговРазработка плана по теме самообразованияПрогностический пределение цели задачи работы над темой-разработка системы мер, направленных на решение проблемы-прогнозирование результатов. Сентябрь - октябрь Планирование деятельности с детьми, родителями, педагогамиИзготовление лэпбук на тему мнемотехники.Практический недрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.-формирование .-отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.- корректировка работы. Ноябрь - апрель Семинар – практикум для педагогов ДОУ по мнемотехнике. Представление лэпбука.Изготовление мнемотаблиц педагогами.Обобщающий -подведение итогов- оформление результатов работы по теме.-представление материала. Май Анализ проведенной работы.Проведение диагностикиВнедренческий спользование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.-распространение опыта. Май Представление опыта для педагогов: размещение материала на сайте.