«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Автор: Татьяна Викторовна Круть
Актуальность изучения проблемы тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.Цель: Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники,.Задачи:• Повышение уровня речевой активности детей.• Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.• Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.Педагоги:- Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детейдошкольного возраста.- Получение педагогами представления о мнемотехнике.- Внедрение в образовательный процесс методику работы смнемотаблицами для развития речи детей - дошкольников.Этапы работы Содержание работы Сроки Форма работыДиагностический - анализ затруднений- постановка проблемы-изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Сентябрь Проведение диагностикиАнкетирование педагоговРазработка плана по теме самообразованияПрогностический -определение цели задачи работы над темой-разработка системы мер, направленных на решение проблемы-прогнозирование результатов. Сентябрь - октябрь Планирование деятельности с детьми, родителями, педагогамиИзготовление лэпбук на тему мнемотехники.Практический -внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.-формирование .-отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.- корректировка работы. Ноябрь - апрель Семинар – практикум для педагогов ДОУ по мнемотехнике. Представление лэпбука.Изготовление мнемотаблиц педагогами.Обобщающий -подведение итогов- оформление результатов работы по теме.-представление материала. Май Анализ проведенной работы.Проведение диагностикиВнедренческий -использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.-распространение опыта. Май Представление опыта для педагогов: размещение материала на сайте.