Дидактические математические игры для закрепления пройденного материала в старшем дошкольном возрасте
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактические математические игры для закрепления пройденного материала в старшем дошкольном возрасте
Автор: Оксана Леонидовна Добровольская
Дидактические математические игры для закрепления пройденного материала в старшем дошкольном возрастеДошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятельности дошкольника и естественном выражении его активности. Формирование у ребят математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях. Как игровой метод обучения дидактическая игра используется в образовательной деятельности, для индивидуальных развивающих игр, а так же самостоятельной деятельности детей для усвоения, систематизации, уточнения знаний детей. В процессе игры моделируются логические конструкции, способствующие формированию логических структур мышления, а также создаются благоприятные условия применения математических знаний. В практике работы с дошкольниками условия для применения математических знаний создаются в различных видах деятельности, но наиболее благоприятные возможности для практического применения математических знаний могут быть созданы под руководством воспитателя в сюжетно-дидактической игре. Организованная воспитателем после занятий, сюжетно-дидактическая игра дает ребенку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные на занятиях математические представления. Например, если на занятиях дети старшей группы знакомятся с порядковыми числительными, то и основной целью сюжетно-дидактической игры «Зоопарк», организованной вслед за этим, будет практическое использование порядковых числительных в пределах 10. Таким образом, обеспечивается взаимосвязь между содержанием занятий по математике и последующей игрой. Сюжетно-дидактические игры под контролем педагога целесообразно проводить 2-3 раза в неделю. Для того чтобы развернуть сюжетно-дидактические игры, в которых дети стали бы использовать математические знания, необходимо создать такие игровые ситуации и условия, в которых бы возникало осознание практической необходимости в математических действиях. В играх следует широко использовать разнообразный дидактический материал и подбирать его таким образом, чтобы облегчить ребенку переход от применения более конкретных его форм к более абстрактным, т. е. в играх должны использоваться вначале реальные предметы, затем их заменители, потом числовые фигуры и, наконец, карточки с цифрами. Игры и дидактические упражнения можно организовать в виде соревнования между двумя и более детьми, в виде взаимообучения слабого более подготовленным ребенком. Для этого подойдут дидактические упражнения типа «Мы делили апельсин», «Каждому гостю – по куску пирога», «Поделись с товарищем» помогут детям решить поставленную задачу путем создания соответствующей игровой ситуации. В дидактических играх типа «Выбери ленточки» дети действуют с предметами, накладывая их или прикладывая к образцу; ищут ленточку другого (такого же) цвета и размера, более или менее широкую и т. д. В других играх, сравнивая предметы по форме, они различают овалы, круги, треугольники, четырехугольники. Дидактические упражнения помогут детям подобрать фигуры в соответствии с игровой задачей («Круги и овалы для лисы и зайчика», «Коврики с углами») разной степени сложности. Ориентировку в пространстве развивают упражнения («Робот») на определение положения различных предметов относительно друг друга или относительно самого ребенка. В таких играх дети могут, как бы проверяя друг друга, дать товарищу задание («Встань так, чтобы видна была улица») и затем спросить: «Где ты стоишь?» («перед окном», «справа от стула»). Интересны детям игры, в которых надо определить, что изменилось. Для таких игр воспитатель вместе с детьми может придумывать специальные сюжеты, обозначая их жанр («детективный»). Неожиданность игровой ситуации и интересное содержание вызывают у детей ощущение новизны, азарт, а конечная цель – выйти победителем в игре, придумав лучший план,– придает уверенность в своих силах, увлекает сюжетом.В старшем дошкольном возрасте произвольность поведения и интеллектуальная активность эффективно развиваются в играх с правилами. Развивающий эффект игр с правилами («Лото», «Домино» и др.) обуславливается характерной позицией взрослого: педагог является одновременно участником и организатором игры; ему принадлежит инициатива в планировании, организации и проведении дидактических игр. В изучении величин помогут дидактические игры с меркой. Воспитатель поручает детям организовать ателье для кукол; руководит постройкой новой школы, в которой надо распланировать разные по форме классы. Измерение материалов (фанера, бумага, ткань, картон, пластилин, вода, песок и др.) разными мерками дает детям возможность установить зависимость между математическими категориями: мерой, величиной и количеством. Практические действия измерения, вводимые в содержание игры, поддерживают интерес к ней, так как носят характер опытной работы, экспериментирования и делают игру творческой, развивающей.К подготовительной группе дети имеют определенные представления об основных признаках предметов (цвет, форма, величина, количество), различают свойства отдельных предметов и целых групп предметов; выделяют признаки отдельных частей предмета и соотносят части с целым предметом. Дидактические игры «Покажи с помощью цифры», «Раздели квадрат на части», «Сколько стоит?» и др. знакомят детей с новыми для них заданиями, учат проявлять смекалку, развивают сообразительность. В дидактических играх закрепляются полученные знания и умения; развиваются восприятие, мышление, память, внимание. С целью математического и логического развития детей в свободном использовании у детей используются следующие широко известные учебно игровые пособия: логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, игры на объемное моделирование: «Логические кубики», «Кубики и цвет», «Уникуб»; игры-головоломки на плоскостное моделирование: «Танграм», «Листик» и другие. Эти игры обеспечивают различные виды схематизации и моделирования в освоении математических отношений и зависимостей, направленных на развитие у старших дошкольников умения устанавливать связи и зависимости между частью и целым, а также создаются условия для сосредоточения детей, увлечения их математическими и логическими играми, успешного освоения их, что стимулирует познавательную активность. Освоение математического содержания предполагает овладение многочисленными практическими и логическими действиями. Поэтому основная задача дидактических игр состоит в овладении средствами (эталоны формы, цвета, и т.д.); представлениями (образы предметов, модели, речь) и способами познания (уравнивание, сравнение, классификация и др.) окружающей ребенка реальной математической действительности. Личная инициатива в игре, активное участие и вовлечение в игру сверстников побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, уточнять свои знания, а значит, дидактическая игра поможет ребенку закрепить свои знания в легкой непринужденной форме.