«Служение людям как высшее предназначение» (по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Служение людям как высшее предназначение» (по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
Автор: Олеся Ивановна Серёжникова
План-конспект урока
по литературе
в 6 классе
на тему Служение людям как высшее предназначение (по рассказу А.И.Куприна Чудесный доктор)
Тема урока: Служение людям как высшее предназначение (по рассказу А.И.Куприна Чудесный доктор). (слайд №1)
Предмет: литература
Базовый учебник: Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2/ В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин/ ; под ред. В.Я.Коровиной. - 4-е изд. -М.: Просвещение, 2015.
Тип урока. Урок изучения нового знания
Технология урока. Системно-деятельностная, исследовательская
Слайд №2.
Цель урока: создать условия для ознакомления с личностью ученого Н. И. Пирогова. Сравнить характеры и проследить судьбу героев рассказа. Способствовать развитию гуманности, понимания, милосердия и целеустремленности на примере героев. Способствовать развитию речи.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Задачи:
Обучающие - Повторить характерные особенности рождественского рассказа как жанра.. Ознакомиться с биографией Н.И.Пирогова. Закрепить имеющиеся знания о жанре рождественского рассказа и его особенностях.
Развивающие - развивать навыки устной речи, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса. Развивать способности анализа текста, характеристики героев.
Воспитательные - воспитывать культуру общения через работу в парах. Способствовать воспитанию милосердия и гуманности у учащихся.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
Знать: особенности рождественского рассказа как жанра, знать основные этапы и особенности творчества А.И.Куприна, иметь представление о личности Н.И.Пирогова.
Уметь: уметь анализировать эпизоды художественного произведения, сравнивать героев.
Личностные: рефлексия собственной деятельности, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Метапредметные: выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи, умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.
Оборудование
Презентация в PowerPoint
Учебник: Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электр. носителе. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2/ В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин/ ; под ред. В.Я.Коровиной. - 4-е изд. -М.: Просвещение, 2015.
Предварительная подготовка (на предыдущем уроке ученикам даются индивидуальные задания):
-сообщение о биографии А.И.Куприна;
-сообщение об истории создания рассказа Чудесный доктор;
-сообщение о личности Н.И.Пирогова;
План урока
1. Организационный момент 2 мин.
2. Актуализация знаний и целеполагание — 4 мин.
3. Объяснение нового материала — 30 мин
4. Закрепление — 5 мин.
5. Рефлексия, выставление оценок, домашнее задание — 4 мин.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие, проверка отсутствующих;
2. Актуализация знаний
Слайд №3. Эпиграф к уроку- высказывание А.И.Куприна: …человеку надлежит быть…верным в дружбе, милостивым к больному и падшему, ласковым к зверям
Ребята, как вы понимаете это высказывание?
Что значит быть милостивым?
Как по-другому можно назвать это человеческое качество? (милосердие)
Слайд № 4. Давайте узнаем, что такое милосердие. (зачитывается определение из толкового словаря)
С.И.Ожегов Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.
3. Объяснение нового материала
а) Формулирование темы урока, целеполагание:
Учитель: Дома вы прочитали рассказ А.И.Куприна Чудесный доктор. Сегодня мы поговорим с вами о высоком предназначении- служении людям.
Наша жизнь далека от совершенства: часто несправедливость по отношению к людям приводит к непоправимым последствиям. Болезни, горе утраты, потеря имущества могут сломить моральный дух. Именно в такие моменты требуется помощь. Каждому хочется, чтобы пришла такая помощь, и воспринимается она как чудо. Таких случаев немало. Попробуйте вспомнить примеры бескорыстного служения людям. (Мать Тереза, Е.Глинка).
Пример такого случая описан и в рассказе Куприна Чудесный доктор.
б) Объяснение нового материала:
Слайд №5. Портрет А.И.Куприна.
Что вы знаете об авторе рассказа? Какие детские впечатления оказали влияние на творчество писателя?
Прослушивается сообщение о биографии А.И.Куприна.
Слайд №6.
Прослушивается сообщение ученика об истории создания рассказа.
Слайд №7.
Словарная работа:
Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова досуг - свободное время или развлечение). Предания - легенды, переходящие от поколения к поколению, рассказы о былом. Плачевно-здесь безрезультатно. Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне. Изможденный - крайне изнуренный, утомленный. Управляющий - человек, который ведет дела какого-либо хозяйства. Швейцар - сторож при подъездах. Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день. Сочельник (устаревшее) - канун церковных праздников Рождества и Крещения. Залог - отдача имущества в обеспечение обязательств.
Слайд №8.
Подберите синонимы к слову милосердие. (сочувствие, сострадание)
Как вы понимаете слова сочувствие, сострадание.? (сначала ученики дают собственное объяснение, а потом находят их объяснение в толковом словаре)
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим - нибудь несчастьем, горем.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Ребята, как вы думаете, сюжет рассказа реальный или вымышленный? Почему?
Слайд №9.
Произведение Чудесный доктор относится к жанру рождественских рассказов. Вспомните, что характерно для этого жанра?
(Рождественский рассказ повествует о событиях, произошедших на святках. В основе сюжета- чудесное превращение, перевоплощение. Чудо, которое случается с героями такого рассказа, демонстрирует милосердие, добродетель. Главными героями всегда являются дети. Рождественский рассказ является назиданием, содержит мораль.)
Какие признаки данного жанра присутствуют в рассказе Чудесный доктор?
Слайд №10.
Почему рассказ называется Чудесный доктор? (Доктор, который помог семье Мерцаловых, изменил всю их жизнь)
Почему Куприн использовал именно это определение?
Слайд №11.
На сколько частей можно разделить рассказ? (составление плана)
1.Гастрономический магазин.
2.В доме Мерцаловых.
3.Доктор.
4.Перемены в жизни Мерцаловых.
Слайд №12.
Как автор описывает нищенское положение семьи Мерцаловых? (ученики находят в тексте описание подземелья)
Для чего в рассказ введено описание гастрономического магазина? Как называется этот художественный прием? (антитеза)
Слайд №13.
“Выйдя на улицу, он (Мерцалов) пошел бесцельно вперед... Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”.
Почему глава семейства решил покончить с собой?
Слайд №14.
1. Случайно ли появился в саду чудесный старик?
С помощью каких средств автор передает ожидание чего-то особенного? (эпитеты, олицетворения)
Слайд №15.
Как происходит встреча Мерцалова со стариком?
Чтение по ролям отрывка с ее описанием.
Слайд №16.
Почему чудесный доктор не захотел назвать свое имя? (он скромен, поступок его бескорыстен)
Слайд №17.
Как с тех пор изменилась жизнь Мерцаловых? (“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”)
Слайд №18.
Кем на самом деле был чудесный доктор? (профессор Пирогов)
Прослушивается сообщение ученика о Н.И.Пирогове.
Закрепление.
Слайд №19.
Что такое милосердие?
Почему так важно быть сочувствующим, сострадающим человеком?
Слайд №20.
Задание ученикам по рефлексии их деятельности.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал……
Было интересно, потому что…..
Такой урок интересен тем ……
Формы контроля и оценки результатов урока.
Само- и взаимооценивание
Слайд №21.
Информация о домашнем задании.
Написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем:
1.Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?
2. В какие чудеса следует верить людям?