"Современные технологии музыкалЬного воспитания в ДОУ"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Современные технологии музыкалЬного воспитания в ДОУ"
Автор: Белоглядова Оксана Георгиевна
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ »1.Главная задача образовательной организации.2.Определение понятия «преемственности».3.Определение термина «технология».4.Виды технологий:- Технология развития процессов восприятия- Технология развития певческой культуры- Технология детского музицирования- Технология развития детского творчества- Технология здоровьесбережения- Технология « Метод проектов»- Технология ИКТ (информационно-компьютерная технология)5.Вывод.Музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране начинается с самого раннего возраста и продолжается в школе. Перед образовательной организацией стоит важная задача – создать наиболее благоприятные условия для всестороннего музыкально-эстетического воспитания детей.Выполнение этой задачи во многом зависит от создания единой системы эстетического воспитания в детском саду и начальных классах школы. За период пребывания в дошкольном учреждении, т.е. к семи годам, дети проходят значительный путь музыкально – эстетического развития.Школа заинтересована в том, чтобы дети пришли в первый класс с хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой можно будет продолжать дальнейшее целенаправленное, систематическое музыкально-эстетическое воспитание.Естественно возникает необходимость преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей подготовительной группы детского сада и первого класса школы.Детский сад первым решает свои задачи музыкального воспитания, перспективно готовит детей к урокам музыки в школе, а школа преемственно принимает все то, положительное, что приобрели дети в процессе музыкального воспитания в детском саду.Преемственность - последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.Поэтому в работе музыкального руководителя и учителя музыки много общего. Все педагоги должны чувствовать, понимать и содействовать планомерному переходу детей из дошкольного в младший школьный возраст. И на долю музыкального руководителя приходит первая большая ответственность в подготовке детей к школе.Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.Технология – это методы и приемы обучения. Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности. Для того, чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, музыкальные руководители используют в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. « Виды технологий» (7 видов) - Технология развития процессов восприятия- Технология развития певческой культуры- Технология детского музицирования- Технология развития детского творчества- Технология здоровьесбережения- Технология « Метод проектов»- Технология ИКТ (информационно-компьютерная технология) Охарактеризуем технологии адекватные природе музыкального искусства и музыкально-творческой деятельности музыкального руководителя и воспитанников 1.Технология развития процессов восприятия (Слушание) Пронизывает все виды музыкально-практической деятельности воспитанников. Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе использования методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений. Можно использовать элементы программы «Музыкальные шедевры»О. П. Радыновой. В настоящее время это единственная программа по слушанию музыки. Предполагаемая подборка репертуара этой программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединяя их сюжетом, сказкой, игрой. Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного - двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале: 1 тема: музыка выражает настроение, чувства, характер людей;2 тема: песня, танец, марш;3 тема: музыка рассказывает о животных и птицах;4 тема: природа и музыка;5 тема: сказка в музыке;6 тема: музыкальные инструменты и игрушки.По данным темам автором собраны и систематизированы ярчайшие образцы музыкальной классики «шедевры», потому и программа получила свое название «Музыкальные шедевры». Рекомендована Министерством образования РФ. 2. Технология развития певческой культуры (Пение)Технология направлена в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок и образующийся в процессе занятий вокальный или хоровой коллектив приходил к пению, как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного.Программы по пению для дошкольных учереждениях нет, поэтому в этом виде музыкальной деятельности используются в основном авторские программы и методики: 1. Методическое и практическое пособие «Учимся петь, играя!» А.А.Евдотьевой предлагает игровые практические приёмы, позволяющие развить музыкальный слух ребёнка при помощи игровых распевок. 2. Сборники «Учите детей петь» Т.М. Орловой и С.И. Бекиной - методика обучения пению детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. 3. «Учим детей петь» С.И. Мерзляковой. Данное пособие соответствует ДО. В этой книге представлены упражнения на развитие голоса и музыкального слуха детей 5-6 лет, песни первой и второй степени трудности. Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей. Тематический и обучающий диапазон упражнений и песен расширен за счет дополнительного материала.К критериям оценки можно отнести: 1. Выразительность звучания и эмоциональность исполнения, интерес к певческой деятельности (репетиционной и концертной),2. Осознание содержания и языка исполняемых произведений,3. Развитие основных певческих функций - чистота интонирования, дыхание, четкость дикции, правильность звукообразования,4. Работа артикуляционного аппарата,3.Технология детского музицированияПод музицированием следует понимать разнообразные виды музыкально-практической деятельности дошкольников:1. Инструментальное музицирование - включение простейших инструментов в процесс исполнения музыкальных произведений,2. Освоение техники игры на ритмических, звуковысотных, духовых инструментах (игра на последних требует соблюдения специальных санитарно-гигиенических норм)Программа «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой разработана на основе сочетания принципов творческого импровизационного музицирования австрийского композитора К.Орфа с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики.Некоторые музыкальные руководители используют технологию программы -Меркуловой Л.Р. «Оркестр в детском саду»- «Играем в оркестре по слуху» М.А. Трубниковой.-Интересна и хрестоматия «Детский оркестр» С. Бублей, с материалом разной степени трудности. 4. Технология развития детского творчестваВ основе инновационной технологии лежит комплексная деятельность, объединяющая разделы музыкального воспитания:1. Технология «Музыкально-ритмические движения»2. Технология «Театральная деятельность»3. Технология «Импровизация»1. Музыкально-ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть способности детей, развить слух, чувство ритма, научить воспринимать язык музыкальных образов.Многие музыкальные руководители используют элементы программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной.Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения.«Танцевальная ритмика для детей» Суворовой Т.И. - учебное пособие включает репертуар для занятий ритмикой и хореографией с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Танцы, игры и упражнения, предлагаемые автором, отличаются доступностью для исполнения, яркостью музыкального сопровождения и могут использоваться на детских праздниках, конкурсах и концертах, а также музыкальных и физкультурных занятиях с детьми. 2. В основу технологии развития театрального творчества положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности.В этом виде музыкальной деятельности можно использовать технологию программы С.И. Мерзляковой «Волшебный мир театра» иметодическое пособие «Театр всевозможного» А.И. Бурениной. 3. Импровизация - это особый вид творческой деятельности, в котором совпадают и процесс, и продукт, то есть импровизация - это процесс создания продукта без предварительной подготовки. В этом смысле музыкальные импровизации дошкольников несут в себе все признаки профессиональной творческой деятельности композиторов.Всеобщим вниманием признана методика Горшковой Е.В. «От жеста к танцу», в которой раскрываются теоретические основы, принципы создания методики развития у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений.Комплект пособий «От жеста к танцу» состоит из трех книг:1. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце2.Музыкальный репертуар к танцевальным упражнениям, этюдам и спектаклям3.Словарь пантомимических и танцевальных движений (доступных дошкольникам)В настоящее время уделяется недостаточное внимание развитию импровизации, как одному из видов творческой деятельности детей. Но, этот вид музыкальной деятельности дает основу для постановки и профессиональному исполнению классического и современного танца.5.Технология здоровьесбережения.К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью детей, и которые не наносят прямого или косвенного вреда.На музыкальных занятиях применяются следующие здоровьесберегающие технологии:-музыкотерапия-вокалотерапия-ритмотерапия-терапия творчеством-улыбкотерапияПри использовании здоровьеберегающих технологий мы обращаемся к программе: 1.Е.Железновой «Музыка с мамой». Это: «Пальчиковые игры», «Игры для здоровья», «Аэробика для малышей», «Игровая гимнастика».2.Используем технологию программы М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду». 6. Технология « Метод проектов » Его называют также методом проблем. Сегодня метод проектов применяется каждым педагогом. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа музыкального руководителя и детей.I этап разработки проекта – целеполагание- музыкальный руководитель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую музыкальный руководитель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели .- сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении.III этап работы над проектом – его практическая часть.- дети исследуют, экспериментируют, ищут, творятIV этапом работы над проектом является презентация проекта- презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.Проекты, вне зависимости от вида бывают:- творческие- исследовательские- информационные- открытые- игровые- практико-ориентированные и др.Темы проектов разнообразны и индивидуальны:«Музыкальные инструменты», «Классическая музыка в детском саду», «Мои любимые песни». «Дети и музыка», « Театр и я», « Все мы любим танцевать»…Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.7. Технология ИКТ (информационно-компьютерная технология) Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя. Виды технических средств обучения используемых на музыкальных занятиях: -компьютерные презентации-электронные иллюстрации-учебные видеодиски, видеозаписи, видеоролики-синтезатор-мультимедийный экран-проектор-музыкальный центр, компьютер, микрофоны-интерактивная доска Применение на музыкальных занятиях современных технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи музыкально - эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим.При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания а, следовательно, решение главной цели работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.