«Формирование читательской грамотности как успешное условие социализации обучающихся с ОВЗ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование читательской грамотности как успешное условие социализации обучающихся с ОВЗ»
Автор: Михальская Светлана Демьяновна
Михальская Светлана Демьяновна учитель начальных классов МБОУ «СОШ т№ 138» г.Новосибирск«Формирование читательской грамотности как успешное условие социализации обучающихся с ОВЗ»Я обучаю школьников с ОВЗ и у большинства таких детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, они в основном малоразговорчивы с окружающими, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, обидчивостью. Они не испытывают желания вступать в речевые и личностные контакты, обмениваться впечатлениями, договариваться о содержании предстоящей совместной деятельности. При работе по развитию коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья в первую очередь я развиваю:способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;восприятие речи;умение подражать;умение соблюдать очередность в разговоре;умение применять навыки общения в повседневной жизни.Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие коммуникативные умения:сотрудничать;слушать и слышать;воспринимать и понимать информацию;говорить самому.Работа с книгой, занимает ведущее место в системе обучения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, способствует не только их читательскому развитию, но и приводит к заметным положительным изменениям интеллекта. Читательская грамотность главной своей целью преследует социализацию личности ребенка через чтение. Лучшей литературной основой для детей с ограниченными возможностями здоровья , без сомнения, являются русские народные сказки "Крошечка-Хаврошечка", "Морозко", "Колобок", "Заяц и лисица" и др., вызывающие наименьшее затруднение в восприятии. Особенности сказочного жанра, способствуют эффективной коррекционно-воспитательной работе. К ним относят: отсутствие дидактизма, прямых назиданий и нравоучений; многообразие проблем, встречающихся в сказках; психологическая защищенность, которую обеспечивает ребенку неизменная победа добра над злом; возможности идентификации себя с главным героем, таинственный интригующий сюжет, неожиданные превращения героев, позволяющие детям активно и эмоционально воспринимать информацию. Именно поэтому я выбрала занятие по внеурочной деятельности «В гостях у сказки». Работа со сказками создает у детей условия для эмоционального восприятия сказочных образов, обогащает нравственными представлениями о человеческих качествах и отношениях на примере сказочных героев, показывает противоборства добра и зла, ума и хитрости, формирует навыки сотрудничества, побуждает детей проявлять такие качества как доброжелательность, отзывчивости, желание помочь другим. Сказкотерапия, помогает актуализировать социальный и читательский опыт ребенка, создающая благодатную почву для развития воображения читателя, она гармонизирует внутренний мир, душу юного читателя. В Чтение народной сказки вслух, позволяющее создать нужное настроение, вызывающее у детей эмоциональный отклик, – один из наиболее популярных приёмов сказкотерапии.Инсценирование сказок – другой эффективный приём сказкотерапии, помогающий изжить эмоционально травмирующие ситуации, улучшающий социальную адаптацию детей. При выборе сказок для инсценировок нужно обязательно руководствоваться читательскими предпочтениями детей.Для формирования читательской грамотности учащихся необходимо предлагать им специальные учебные задания, направленные на обучение:умению найти и извлечь информацию из текста;умению интегрировать (связывать) и интерпретировать (толковать) прочитанное;умению осмыслить и оценить прочитанное. Я расскажу какие задания применяю в своей работе:В начале каждого занятия «В гостях у сказки» проводим разминку: «Отгадай, что за сказка» «Высоко сижу, далеко гляжу, все вижу». («Маша и Медведь».) «Не пей из копытца – козленочком станешь». («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».) «Мамки-няньки, собирайтесь, снаряжайтесь, испеките мне к утру хлеб, какой я у моего родного батюшки ела». («Царевна-лягушка».) «Конь бежит, земля дрожит, из ноздрей дым валит, из ушей пламя пышет». («Сивка- бурка»). «Ловись рыбка мала и велика…». («Лисичка-сестричка и серый волк».) «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам». («Заюшкина избушка».)После прочтения каждой сказки проводим словарную работу, составляем словарь трудных и незнакомых слов, встретившихся в сказках, это не только расширяет словарный запас учащихся, но и позволяет понять прочитанный текст. При работе с текстом делаем записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:+ – поставьте около строк, в которых говорится о том, что вы уже знаете. !–поставьте около строк, в которых для вас содержится новая информация.? – поставьте около строк, в которых вам что-то не понятно или вы хотите получить более подробные сведения по данному вопросу. Вопросно-ответные упражнения (предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации).При работе с каждым текстом также использую «Тонкие» и «Толстые» вопросы: «Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана: кто? что? когда? «Толстые» вопросы – это вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать: Объясните, почему…? Почему, вы так думаете? В чём различие? Верно ли? Предположите, что будет, если…? Если читателям не нравится окончание сказки, можно предложить детям пересказать ее по-своему, изменив сюжет. Модифицируя сказочное повествование, вводя в художественную ткань сказки новых персонажей, изменяя конец, ребенок выбирает сюжетный ход, наиболее соответствующей его душевному состоянию и позволяющий ему освободиться от внутреннего психического напряжения. Замечаю, что чаще всего дети выбирают позитивный вариант развития событий. Восстановление текста (приём работы со связным текстом, в котором пропущены слова).«Собери и расскажи сказку» Задание учит детей из частей составлять целое изображение, называть сказку, действующих лиц, учит последовательно рассказывать сказку, развивает речь, обогащает словарный запас.«Сказка в сказке»Жил-был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке. А тут Мышка бежала хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прилетели Гуси-лебеди да из лужи начали пить, а семеро козлят им говорят: «Не пейте, а то козлятами станете!»( «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,) «Моя сказка» Дети должны придумать сказку с участием своих героев по плану:. 1.Вступление2.Описание героев (внешность, характер) 3.Развитие действий –завязка( поступки героев и причины этих поступков) 4.Кульминация (самый напряженный момент в сказке) В конце каждого занятия провидим рефлексию Учитель показывает мягкую игрушку в виде сердечка и говорит:- У меня есть волшебный предмет, который передаст теплоту ваших сердец, когда вы будете передавать его из рук в руки. Постарайтесь выразить одним предложением все то, что вы чувствовали на занятии. Я надеюсь, ребята, что это занятие вам запомнилось и понравилось, и вы обязательно будете читать книги.Вопрос социализации детей с проблемами в развитии в общество можно решать не только путем устранения причин, приводящих к ограничению их возможностей и формирования конкретных навыков и умений, но и развитием внутренних резервов личности через формирование устойчивого интереса к книге, любви к чтению. Задача – помочь учащимся с ОВЗ осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению, как общепризнанному средству развития и совершенствования чувств и качеств личности.