Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Автор: Ивко Ольга Александровна
Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделяться как детям, не имеющим отклонений в речевом развитием, так и детям, имеющим определенный уровень недоразвития речи. Содержание настоящей статьи раскрывает возможности организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня, логопедом на базе детского дошкольного учреждения. Особое внимание уделяется методикам диагностики уровня речевого развития, коррекционно-развивающей работе по вербализации пространственных представлений, а также специальным подходам к организации коррекционной работы посредством организации совместного чтения, применения сюжетных картин и компьютерных игр. Описание подходов и методик проводится с учетом особенностей выбранного для рассмотрения уровня речевого развития. При проведении анализа учитываются психофизиологические особенности развития и восприятия детей с ОНР I и II уровня, даются рекомендации по логопедической работе с данной категорией дошкольников.Гармоничное речевое развитие ребенка оказывает положительное воздействие на процесс становления интеллектуальных способностей, психическое и личностное развитие. В том случае, если присутствуют определенные нарушения в ходе речевого развития, восприятие ребенка снижается и даже при сохранении нормальной способности к зрительному и слуховому восприятию, способности к получению полного комплекса знаний снижается. В результате чего, по мере взросления, и перехода от одного возрастного этапа к другому, ребенок начинает отставать в развитии и как следствие не справляется с предлагаемыми для усвоения обучающими программами, как на уровне дошкольного, так и школьного образования. По этой причине, перед современной педагогикой стоит актуальная проблема своевременного выявления признаков речевого развития (путем диагностики) и организации коррекционной работы. Процесс диагностирования речевых нарушений, следует начинать с получения общих теоретических представлений о сущности речевой функции и ее нарушениях, встречаемых у детей дошкольного возраста. Понятие речи в логопедии представляется как психофизиологическая форма взаимодействия людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил [2]. Языковые конструкции могут быть воспроизведены и восприняты только посредством надлежащего развития основных речевых компонентов, к которым относятся: фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, ритмико-слоговую структуру речи и связную речь [2]. При помощи фонематического слуха человек получает способность к восприятию, анализу и синтезу речевых звуков. Звукопроизношение отвечает за корректное образование и воспроизведение речевых звуков, с участием энергетического (дыхательного), генераторного (голосообразовательного) и резонаторного (звукообразовательного) отделов речевого аппарата. В прямой взаимосвязи обозначенными компонентами находятся ритмико-слоговая структура и грамматический строй, пользуясь которыми говорящий выстраивает в нужной последовательности звуковые и словесные конструкции, определяет порядок слов в предложении, формирует слова [7]. Связная речь как самостоятельный речевой компонент может присутствовать у говорящего только в случае овладения всеми вышеприведенными компонентами, что позволяет придать произносимой фразе или повествованию связность и смысл, воспринимаемый собеседником. Формирование речевых компонентов может быть нарушено у детей, имеющих нормальные зрительные, слуховые и интеллектуальные способности. Подобное расстройство характеризуется как общее недоразвитие речи (ОНР) [7]. При ОНР, ребенок начинает говорить поздно, обладает скудным запасом слов, у него наблюдаются дефекты в произношении, грамматических конструкциях, фонемообразовании.Принято выделять четыре уровня общего недоразвития речи. В рамках проводимого исследования, следует сделать акцент на I и II уровнях ОНР. Первый уровень характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Поэтому дети имеют бедный словарный запас, при этом те слова, которыми они владеют состоят из звукоподражаний и звуковых комплексов, часто произносимых с искажениями. Соответственно, структура и звуковой состав нарушены, допускаются неточные значения, практически отсутствует дифференцированное обозначение предметов. На втором уровне речевого недоразвития, речь ребенка становится сложнее по своей структуре: жестовое общение практически исключается, звукоподражательные компоненты переходят к постоянным, хотя и очень искаженным в фонетическом и грамматическом отношении речевым средствам. Характеристика особенностей речевого недоразвития на этом уровне проводится следующим образом: в процессе говорения используются пояснения сказанному слову жестами, нужное слово нередко заменяется значением сходного предмета, употребление падежей представляется в аграмматичной форме, редко используются прилагательные, союзы и частицы. Обозначенные особенности приводят к медленному пополнению словарного запаса, однако в сравнении с ОНР I уровня он присутствует [4]. По этой причине, на основании приведенной краткой характеристики, следует сделать вывод о том, что дети с нарушениями речевой коммуникации во избежание затруднений во взаимодействии со сверстниками, усвоении обучающих программ на школьном этапе обучения, нуждаются специальном подходе к воспитанию и обучению, применению в их отношении индивидуальных коррекционных методик. В свою очередь, эффективность выбранной методики будет базироваться на ее соответствии определенному уровню речевого недоразвития. Так, например, упражнения актуальные для детей с ОНР II уровня, могут быть не поняты и не восприняты, и как следствие не выполнены детьми имеющими I уровень ОНР. Практика логопедической работы доказывает, что успешно проведенная диагностика уровня недоразвития речи, грамматических и фонематических нарушений, позволит быстрее добиться положительных результатов коррекционной работы. В связи с этим, необходимо уделять диагностическим мероприятиям в не меньшей степени, чем методическим подходам. Диагностика уровня речевого недоразвития проводится логопедом при помощи таких методов и подходов как: эмпирической группы методов в форме — беседы (с детьми, родителем, воспитателем), наблюдения и экспериментального метода; анализа и обработки сведений содержащихся в документах (медицинские справки, характеристика воспитателя о ребенке, результаты по итогам освоения задач НОД; изучение продуктов деятельности детей — поскольку чаще всего дети имеющие речевые нарушения неспособны справиться с заданиями воспитателя по причине непонимания смысла и содержания учебной задачи [5]. Кроме того, важно учитывать, что диагностика речевого развития и выявления уровней недоразвития речи чаще всего проводится логопедов в общей совокупности контингента воспитанников. В группе могут быть представлены дети, не имеющие затруднений с коммуникацией, но также дети, практически не владеющие речевыми средствами. В связи с этим, важно уделять внимание методикам выявления детей, показывающих низкий уровень владения речью, речевые характеристики которого соответствуют параметрам ОНР I и II уровнейНа основе работ указанных авторов, строятся системы критериев и показателей направленных на определение уровня развития речи детей. Методики позволяют оценивать способность ребенка строить высказывания, умение отвечать на вопросы, определять уровень связности речи, способность вести диалог, понимать смысл сказанного. Диагностика проводится при помощи упражнений, предназначенных для всестороннего исследования речи: исследуется возможность говорения, правильного построения слов, уровень развития словаря, грамматики. Результаты упражнений оцениваются при помощи бальной системы, по возрастающей шкале от 0 до 3 баллов, где 0 баллов соответствует самому низкому уровню развития, 2 балла — среднему и 3 балла — высокому [6]. По итогам выполнения комплекса диагностических упражнений и оценке уровня речевого развития каждого из детей, принимавшего участие в обследовании, определяются уровни ОНР. Следовательно, объем выполняемых заданий и их объем будут отличаться друг от друга. В процессе разработки коррекционных упражнений, включаемых в программу, логопед делает особый упор на следующие аспекты навыков речевой коммуникации дошкольников с ОНР I и II уровней: формирование связной речи, построение фразы и предложения [3]. По каждому из обозначенных аспектов отбираются упражнения от рекомендованных программ и учебных пособий, направленных на коррекцию речи и преодоление ОНР у дошкольников. Среди общего комплекса материалов активно используются: специальные программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под авторством Г. В. Чиркиной и Т. Б. Феличевой, а также учебно-методический комплект составленный О. С. Гомзяк. Логопедическая работа с детьми ОНР I уровня, ввиду практически полного отсутствия умения связного говорения, построения фраз и предложений, согласно программе Г. В. Чиркиной и Т. Б. Феличевой строится на развитии умения понимать речь, вести активную речевую подражательную речевую деятельность, формировании памяти, внимания и мышления. Следовательно, из комплекса упражнений, предложенных в программе, будут играть особую роль упражнения направленные на выделение из речи названия окружающих предметов и действий с ними, обозначение и называние отдельных частей тела и распространенных действий, ответа на распространенные вопросы [8]. При ОНР II уровня, коррекционная работа строится на основе развития понимания речи, лексико-грамматических средств языка, построения фраз и коротких предложений, активизации речевой деятельности. Упражнения в этом случае будут отбираться по следующим направлениям: соотношении предметов в соответствии с их качественным и количественным признаком, сравнении предметов по признакам, изучении простейших грамматических категорий, фонетического оформления согласных букв, проработке ритмико-интонационной структуры двух и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков и т. д. [8]. При этом обеспечение перехода к связной речи в процессе работы с детьми имеющими ОНР II уровня, проводится при помощи учебно-методического комплекта О. С. Гомзяк, содержащего цикл конспектов занятий для формирования рассматриваемого речевого компонента. Конспекты занятий комплекта построены на основе применения художественно-графических средств, таких как — предметные схемы, предметные и сюжетные картины. Так, в процессе занятия, детям для ознакомления предлагается сюжетная картина или схема, предметы и действующие лица, изображенные на которой составляют часть литературного произведения, позволяющего путем узнавания, соотнесения и их обозначения составить рассказ, передать краткое содержание сюжета [1]. Однако занятие, согласно комплекту не состоит исключительно из пересказа с применением соответствующего средства наглядности. Ход занятия состоит из нескольких этапов, предназначенных для подготовки детей у восприятия текста и воспроизведению прочитанного в виде пересказа. Прежде всего, обязательно проводится организационный момент занятия в форме игры (например: «Отгадай, что это?», «Что куда положим, нальем?» и т. д.), после логопед переходит к озвучиванию темы занятия и детям для ознакомления передаются сюжетные картины, непосредственно перед прочтением основного текста [1]. Описанные методики и подходы, к выполнению упражнений и проведению коррекционных занятий, направленных на коррекцию речевых нарушений не только активно используются в практике МБДОУ д/с 23 г. Хадыженска, но также выступают базой для авторских методических разработок. На основе программы коррекции речевых нарушений Г. В. Чиркиной и Т. Б. Феличевой и учебно-методического комплекта О. С. Гомзяк, была разработана коррекционно-развивающая игра, предназначенная для совершенствования навыков сложения фраз и формирования связной речи, ориентированная на работу с детьми имеющими ОНР II уровня, по итогам диагностики. Данное дидактическое пособие состоит из четырёх секторов, имеющих тактильное покрытие представляющих определённое время года и оформленных в соответствии с сезонными изменениями в природе. К пособию имеется дополнительный дидактический раздаточный, наглядный, игровой материал: съёмные деревянные фигурки на магнитах животных и детёнышей, перелётных и зимующих птиц, детали с и изображением растений, ягод и грибов, кроны деревьев выполнены из фетра меняются в соответствии с временем года (Приложение А). В связи с этим при помощи пособия появляется возможность практиковать игры на вызывание речевого подражания: «вьюга гудит», «мышка пищит», «птицы кричат». Игры направленные на понимание речи: «покажи кому?», «дам лисе, волку, зайцу и т. д»., «покажи куда спрятался», «покажи, где — гриб, ягодка, животное, дерево», «большой-маленький», «покажи детёнышей». Помимо речевых игр используются игры, направленные на работу с цветом. Например: «что — зеленое, красное, подбери все одного цвета». Поскольку пособие имеет сменные панели и сектора занятия по временам года, позволяют расширять активный словарь по лексической теме с учетом формирования звуков раннего и среднего онтогенеза. Практикуются такие игры как: «Покажи и назови время года», Игра — «Кто, где?», на совершенствование навыков употребления предлогов. В ходе игры «Четвертый лишний», ставится задача убрать лишний предмет, из соответствия заданному времени года. Важное значение в формировании звукоподражания имеет игра «Кто как голос подает». Например — ворона каркает, воробей чирикает, волк воет и т. д. Игра «дополни и повтори»: «Зима, какая? — (белая); Погода, какая? — (солнечная)». Помимо описанных игр, которые имеют важное значение для коррекции речи детей с ОНР II уровня, с помощью практического пособия предполагается использование речевых упражнений. Так, например, используются упражнения, направленные на постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении фразы: «птицы; птицы летят; птицы летят высоко…»; «волк; волк воет; волк воет на луну». Таким образом, речевое недоразвитие речи, являющееся одним из проявлений недостаточного развития речевых функций ребенка, исправляется посредством проведения специальной коррекционной работы. Коррекционная работа делится на два взаимосвязанных этапа: диагностику речевого нарушения и подбора коррекционно-развивающей программы для детей с выявленными ОНР I и II уровней. В ходе диагностики проверяются такие речевые компоненты как: фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, ритмико-слоговую структуру речи и связную речь, после чего проводится анализ результатов, и логопед переходит к коррекционной работе. Согласно изученным методикам и подходам, коррекционная работа для детей с ОНР I и II уровней должна быть доступной для их развития, и включать в себя упражнения дополненные художественно-графическими средствами. Не являются также исключением авторские методические разработки для коррекции речевых нарушений дошкольников.Литература: Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5–6 лет. Учебно-методический комплект Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников. — М.: Гном и Д., 2009. — 351 с. Кушнир Т. Н. Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи // nsportal.ru. — URL: (дата обращения: 18.12.2020) Медведова Е. Ю. Коррекционно-развивающая работа по вербализации пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Перспективы науки и образования. — 2017. — № 6(30). — С. 74–78. ОНР 2 уровня: характеристика, симптомы, диагностика, коррекция // Развитие речи. — URL: (дата обращения: 17.12.2020) Ракич А. М. Критерии и уровни речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Символ науки. — 2019. — № 1. — С. 93–96. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 272 с. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика дет. речи: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Владос, 2005. — 238 с. Чиркина Г. В., Феличева Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — М.: Просвещение, 2016. — 201 с.