,,Подготовка к школе ,,Уроки каллиграфии,,


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ,,Подготовка к школе ,,Уроки каллиграфии,,
Автор: Румянцева Ирина Юрьевна

Педагог дополнительного образования, учитель-логопед,учитель начальных классовРумянцева Ирина ЮрьевнаИП Румянцева И.Ю.Методическая разработка педагога начальных классов на тему :" Подготовка к школе: уроки каллиграфии".Отметим,что каллиграфия являет в себе искусство красивого написания букв, символов и знаков. В начальных классах используют карандаш, шариковую или гелевую ручку, а затем еще подключается компьютер, где ученик просто набирает текст на клавиатуре. Когда ребенок пишет шариковой ручкой, у него задействуются всего три пальца, а при каллиграфическом письме работает вся рука: пальцы, кисть и предплечье. Сейчас на чистописание детям, к сожалению, выделяют очень мало времени, максимум полгода. А дальше с неокрепшим почерком ребят отпускают в свободное плавание по освоению грамотности. Уроки чистописания это основа не про орфограммы и грамматику, а про красивые буквы и плавные соединения. Вопрос такой - где же нужно соединить буквы, чтобы было правильно: вверху или внизу? В результате получается почерк, который плывет, ошибок становится больше, рука устает, концентрация внимания снижается, и ребенок теряет уверенность. А ведь все так просто исправить: достаточно чуть больше времени уделить именно каллиграфии. В русской школе каллиграфии основной принцип образовательного процесса заключается в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо было с помощью каллиграфии заложить основательный фундамент, состоящую из трёх важных элементов: терпения, трудолюбия и волевого импульса. Первоклашки больше не переживают, если не очень красиво выведут крючочек, а старшеклассники больше не боятся ошибиться можно просто стереть ошибку и написать заново. Мир меняется, и уходит страх от возможных ошибок и описок, к сожалению, старание, и терпение уходят вместе с ними. При письме шариковой ручкой ребенок может одной рукой писать, а другой выполнять другое - рисовать, черкать, письмо же пером требует полной концентрации внимания на данном процессе. Отмечается, что овладение навыком письма есть длительный и трудоёмкий процесс.Итак, каллиграфия это искусство красивого написания линий. В советских школах (до появления шариковой ручки) был такой предмет, как чистописание, когда ребенок учился чисто и красиво писать с помощью пера. В современном образовательном процессе еще недостаточно уделяют работе по формированию каллиграфического письма. Каллиграфия служит не только в учебных целях, но и сам процесс этого письма важен, как формирование грамотности, развития эстетических вкусов, волевых интеллектуальных качеств обучающихся, речи. Поэтому начинать обучению каллиграфии следует в дошкольном возрасте.Итак, отметим, что детский сад не является школой, и буквы в старших, и тем более в младших группах писать еще рано. В связи с этим можно использовать прописи - картинки с элементами букв. Цель таких занятий научить детей правильно держать перо, будет грамотно поставлена рука, рисовать несложные орнаменты, выполнять простенькие упражнения. Также элементы каллиграфии будут полезны в специализированных логопедических группах, поскольку дети, посещающие эти группы, страдают речевыми нарушениями, обычно неусидчивы, у них плохая концентрация внимания, они с повышенным уровнем тревожности. Каллиграфия будет способствовать корректировке и улучшению как речи, так и поведению в общем. Каллиграфическое письмо развивает усидчивость и внимание дошкольника. При написании шариковой ручкой ребенок, может одной рукой писать, а другой рукой черкать, письмо пером требует концентрации внимания в работе. Каллиграфическая линия это осознанная и осмысленная линия на бумаге, а не просто след, проведенный по средствам автоматических действий, шариковой или гелиевой ручкой. Все больше исследований и рекомендаций выдвигают современные педагоги о том, чтобы вновь ввести каллиграфию в образовательный процесс дошкольной подготовки. Дошкольникам трудно будет сразу взять в руки перо, поэтому программу необходимо сроить от простейшего к сложному. Рисование на песке или на манке заинтересуют. Инструментом такого рисования может стать не только указательный палец, линии можно выполнять при помощи: кулака, ладони, мизинца, щепотью, одновременно двумя руками, разными пальцами или ребром мизинца. После освоения нетрадиционной техники манкографии постепенно можно знакомить детей с пером, так же прекрасно подходят для написания каллиграфических линий фломастеры - перо, кисти или перьевые ручки. Мир каллиграфии очень разнообразен. Самый простой и доступный инструмент для новичков - это манка или песок. Следующий этапом выступают прописи и лучше начинать с элементарных линий и точек и продолжать развивать навыки. Подобранные упражнения поспособствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания, а для закрепления этих навыков требуется многократное повторение упражнения, повторное написание линий и знаков. В течение занятия пальчики устают и нужно давать время отдохнуть ручкам, а в этом поможет пальчиковая гимнастика или самомассаж.Вывод - занятия каллиграфией положительно влияют на развитие мозга, памяти, творческого мышления, пробуждения так называемых «спящих зон» головного мозга, пространственного видения. Уже научно доказан общеразвивающий и оздоровительно-терапевтический эффект от занятий каллиграфией - дети, показывают хорошие результаты в школе, их нервная система восстанавливается, повышается качество жизни. Педагоги во всем мире признают каллиграфию отличным инструментом для воспитания духа и способности чувствовать. Каллиграфия славится «лекарством и гимнастикой для души и ума человека», а для современных людей, испытывающих на себе агрессивное и противоестественное воздействие мощных технологий и искусственной среды. Каллиграфическое письмо развивает усидчивость и внимание ребенка. Итак, каллиграфическая линия это осознанный и осмысленный след на бумаге, а не линия, проведенная по средствам автоматических действий, шариковой ручкой. Занятия каллиграфией положительно влияют на сохранность здоровья - развивают осанку (спину, плечи), также укрепляют нервную систему, формируют усидчивость у ребенка. Процесс письма развивает воображение, дети в процессе подготовки могут играть с линиями и буквами, также развивает внимательность, наблюдательность, развивает мелкую моторику руки и положительновлияет на общее состояние ребенка .Благодарю за внимание!