Работа над формированием звуко-слогового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа над формированием звуко-слогового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Автор: Юлия Вячеславовна Дубровская

Работа над формированием звуко-слогового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.Подготовила учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Приморского района СПбДубровская Ю.В.На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. По статистическим данным с каждым годом увеличивается количество учащихся первых классов с логопедическими проблемами. В основном это дети с общим недоразвитием речи (ОНР).Под общим недоразвитием речи следует понимать сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при сохранном слухе и интеллекте.Для детей с ОНР характерны следующие особенности речевого развития:
  • нарушение звукопроизношения;
  • несформированность фонематических процессов: фонематического восприятия, анализа, синтеза;
  • нарушение звуко-слоговой структуры слова;
  • недоразвитие лексико-грамматического строя речи;
  • бедный словарный запас, не соответствующий возрасту;
  • особенности развития высших психических функций: неустойчивое внимание, снижение вербальной памяти и продуктивного запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления, быстрая утомляемость, повышенная отвлекаемость и другие особенности;
  • нарушение развития мелкой моторики.
  • Данные нарушения создают угрозу возникновения дисграфии и дислексии, и без оказания логопедической помощи приведут к возникновению трудностей при овладении чтением и письмом, появлению стойких специфических ошибок, что в свою очередь скажется на успеваемости ребенка. Одним из наиболее трудных для коррекции, среди разнообразных нарушений речи у детей, является нарушение звуко-слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в воспроизведении слов сложного звуко-слогового состава.Наиболее типичными вариантами ошибок при воспроизведении слов различного звуко-слогового состава являются следующие.
  • Нарушение количества слогов:
  • сокращение (пропуск) слога – «моток» – «молоток»;
  • опускание слогообразующей гласной – «пинино»
  • «пианино»;
  • увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – «команата» – «комната».
  • Нарушение последовательности слогов в слове:
  • перестановка слогов – «деворе» – «дерево»;
  • перестановка звуков в соседних слогах – «гебемот» –
  • «бегемот».
  • Искажение структуры отдельного слога:
  • сокращение стечений согласных – «тул» – «стул»;
  • вставки согласных в слог – «лимонт» – «лимон».
  • Уподобление слогов – «кококосы» – «абрикосы».
  • Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) – «били...били...билитекарь» – «би- блиотекарь».
  • Антиципации (замена предшествующих звуков по - следующими) – «нананасы»–«ананасы».
  • Контаминации (смешение элементов слов) – «в холо- дильнице» «в хлебнице, в холодильнике».
  • Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов довольно сложна и длительна по времени. Работа по устранению нарушений звуко-слоговой структуры слов должна проводиться длительно, с учётом принципа от простого к сложному, системности и последовательности в подаче материала, наглядности и использования предметно-практической деятельности, ведущей деятельности ребёнка (игровой, учебной), с опорой на поэтапность формирования речевых навыков в онтогенезе и др.В работе по формированию звуко-слоговой структуры слова: можно условно выделить два этапа:
  • подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов звуко-слоговой структуры слова у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.
  • Подготовительный этапI. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки1. Ориентировка в собственном теле.2. Ориентировка в трехмерном пространстве.II. Развитие временно-пространственной ориентировкиIII. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движенийНаправления работы:
  • Совершенствование движений общей моторики
  • ​Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма
  • Коррекционный этапКоррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.Выделяются следующие уровни:
  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
  • Формирование навыков звуко - буквенного анализа и синтеза слов.Работа над гласными I. Выделение звука из ряда других звуков.1.Выделение гласного ударного звука из ряда звуков: АУ, УА...2.Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, Э, Ы, И.3.Определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков: АОУ, ОУИ и т. д.4.Определение места звука в ряду гласных звуков (в начале, в середине, в конце).5.Определение первого звука в ряду гласных звуков.6.Определение последнего звука в ряду гласных звуков.7.Определение последовательности звуков в ряду гласных звуков.8.Определение количества звуков в ряду.9.Связать звук с буквой.II. Выделение согласного звука из слога1.Фонематический анализ закрытого слога типа АП, ОХ, УС.2.Фонематический анализ открытого слога типа ПА, ХО, СУ.3.Фонематический анализ закрытых и открытых слогов с одинаковыми гласными и согласными типа АХ-ХА.4.Воспроизведение слогового ряда. Преобразование слогов путем изменения одного звука типа ОТ- УТ- AT.III. Фонематический анализ слова1. Выделение последнего согласного звука в слове.2.Выделение первого звука в слове.3. Выделение гласного звука из слов типа МАК, ПУХ, СЫН.4. Выделение ударного гласного звука после согласного.5.Определение места, количества, последовательности звуков в слове. Звуки связываются с буквами. Слова берутся по степени сложности слоговой структуры (по классам).В работе над слоговой структурой слова А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:
  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
  • Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.IV. Выделение звука, слога, слова из предложенияОпределение места, количества, последовательности слов с заданным звуком, слогом в предложении.Достаточно сформированная звуко-слоговая структура слова у детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Литература
  • Агранович З.И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 48 с.
  • Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.: Питер Пресс, 1998. – 224 с.
  • Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. Вып. 2. – М., 1987.
  • Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 192 с.
  • Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Дефектология” / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989. – 528 с.
  • Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
  • Проект программы воспитания и обучения детей с ДЦП дошкольного возраста / Под ред. Н.С. Симоновой.
  • Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. – 256 с.
  • Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 112 с.
  • Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 192 с. (Логопедические технологии